Занятие: «Девственные леса Коми»
Тип: интегрированное, бинарное занятие
Вид: практическая работа
Предвидение занятия
Этап |
Вспомогательные вопросы |
Замысел |
1. Актуализация прошлого художественно-педагогического опыта учителя и учащихся | - Что из того, что было (известно детям)
необходимо воспроизвести, вспомнить и
использовать на этом уроке: опыт эмоций,
воображения, впечатлений, опыт творческой
деятельности, знаний и способов деятельности. - Определить взаимодействие со средой, окружающей жизнь учащихся, предыдущим заданием на дом. |
- То, что известно о лесном богатстве,
увиденное в лесу, когда были в походе, ходили за
ягодами и грибами, на пленэр. - Домашнее задание: понаблюдать за растениями в лесу, найти сходства и различия. Вспомнить, какие графические приемы известны. |
2. Замысел урока | - О чем будет урок? | - О лесе, его назначении и использовании |
3. Цель и задачи урока | - Какие чувства, эмоциональные
переживания детей будут формироваться и
проявляться на уроке? - Как отобразится тема урока в художественно-эстетической деятельности детей? |
Цель: актуализация экологического
мировоззрения детей на примере элементов
природы родного края. Задачи: 1) способствовать формированию ответственного отношения к природе через осознание необходимости сохранять леса, чувство гордости за богатство России; 2) развитие творческого потенциала учащихся через использование образов природы и отображение ее красоты в рисунках. |
4. Поисковая деятельность учителя по наполнению урока содержанием | - Что необходимо сделать, чтобы
выполнить поставленные задачи? - Что известно учителю по материалу (теме, содержанию, форме подачи)? - Что нужно изучить, посмотреть дополнительно? |
- Дать учащимся необходимые знания по
биологии и архитектурной графике, помочь выбрать
материал и технику. - Есть программа ЮНЕСКО «Девственные леса Коми»; породы деревьев (выполнение таблицы), стилизация, связь с декоративно-прикладным творчеством. - Произведения художников-графиков и мастеров декоративно-прикладного искусства. |
5. Жанр, сюжет, структура урока | - Каким будет урок? - Как построить урок, чтобы детям было интересно? - Какое место и время урока будет занимать практическая деятельность учащихся? Как ее включить в сюжет урока, чтобы она развила и закрепила теоретическую часть, предшествующую ей в роли постановки конкретной проблемы? - Какие средства, методы целесообразно использовать для получения высокого результата урока? - Какие организационные формы деятельности детей целесообразно использовать на уроке? - Как связать материал данного урока со следующим? |
- Познавательным и творческим - Дети – члены учебно-исследовательской экспедиции. - Практическая работа проводится после рассказа о лесе, заполнения таблицы о породах деревьев во второй половине урока – выполнение композиции по эскизу группами (4 группы по временам года). - Рассказ, показ фрагмента фильма о лесе Коми, игра, коллективная работа, анализ, оценка и самооценка. - Работа в группах. - Домашнее задание. |
6. Анализ, оценка, самооценка урока. | Обдумывание предварительной оценки | |
Для учителя: - Насколько воплощен замысел урока, достигнута цель, решены его задачи? - Какова выразительность исполнения: а) эмоциональность, образность подачи материала; б) мастерство управления собой; в) содержание и логика исполнения сюжета. - Насколько эффективно строилась обратная связь на уроке? - Какова актуальность темы урока? - Что и почему не получилось на уроке? - Над чем необходимо еще поработать? |
Для учащихся: - Что особенно интересно было на уроке? - Что нового открыли, узнали, пережили? - Чему новому научились? - Кем были на уроке: биологами, художниками, зрителями? - Какие трудности сегодня преодолели? - Как сегодня трудились? Что удалось сделать на уроке? - О чем хочется подумать, почитать, за чем понаблюдать? - О чем захотелось рассказать друзьям, родителям? |
Урок №1 (1 академический час)
Учитель биологии: Сегодня мы работаем по группам и учимся проводить научные исследования. Мы хорошо знаем, что в Республике Коми основные богатства – это нефть, уголь и, конечно же, лес. Мы часто ходим в лес. Но что такое ЛЕС?
Ответы детей: Где растут деревья, это роща, бор …
Учитель биологии: Конечно, все, что вы сказали правильно, но есть научное определение леса.
Лес – один из основных и самых сложных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других форм растений, включающий различные виды животных и микроорганизмов, биологически взаимосвязанных в своем развитии, влияющих друг на друга и на внешнюю среду.
Нужно понимать, что лес бывает разный. Например, учитывая тот факт, что Республика Коми простирается с севера на юг на 1 тыс. километров, можем увидеть и тундру, и тайгу, голые просторы и чащи. Основные леса, которые мы можем выделить – это сосновые, еловые, лиственные осинники, березняки, ивовые заросли и даже смешанные леса. Вы все хорошо их знаете. Но самыми ценными являются леса без примесей, такие как сосновые боры, ельники. Они имеют самое широкое использование при заготовке. Например, Петр I, когда строил свой флот, отбирал на самые высокие мачты особые сосны исполинской высоты и находил их в 300-500 километрах от Санкт-Петербурга. Есть такие районы, в которых они произрастают. Такие же районы можно увидеть и в нашей республике.
Посмотрите на карту (демонстрируем карту). На ней разными цветами обозначены типы лесов. Можно увидеть особые значки и обозначения, где находятся самые важные – девственные леса. Это такие массивы, где произрастает самый лучший лес, и влияние человека сведено к нулю. Такие леса необходимо сохранять, относиться к ним бережно. Поэтому учеными были проведены исследования, благодаря которым мы знаем, где находятся эти ценные участки, как их можно уберечь от истребления, чтобы их семена можно было сеять на новые места.
Для этого образованы несколько форм охраны: заказники, заповедники, памятники природы и ботанические сады. В ЗАПОВЕДНИКЕ запрещена вообще какая бы ни было деятельность человека. Ни о каких рубках и заготовках речи быть не может. У нас это Печоро-Илыческий заповедник, биосферный заповедник «Югыд-Ва». Только ученые могут проводить в них свои исследования. В 1996г. национальный парк «Югыд-Ва» вместе с Печоро-Илыческим заповедником включены в списки Всемирного наследия природы ЮНЕСКО под общим названием «Девственные леса Коми». Именно им и посвящены наши уроки.
А вот в ЗАКАЗНИКАХ, уже могут присутствовать люди, собирать грибы-ягоды, проводить другие заготовки, отдыхать, но только с жестким соблюдением правил. Запрещены строительство предприятий и заготовка древесины.
Если встречается уникальный лес, очень старый и полезный, то его нарекают ПАМЯТНИКОМ ПРИРОДЫ. Этот участок тоже находится под охраной государства.
А вот в БОТАНИЧЕСКИХ САДАХ ученые изучают новые для республики культуры и породы, наблюдают за их ростом и развитием, дают практические рекомендации для использования. Так у нас появились интересные формы туи, карельской берёзы… Но для того, чтобы правильно охранять растения, беречь их, нужно, прежде всего, хорошо их знать.
Преподаватель композиции: И сейчас мы отправимся в учебно-исследовательскую экспедицию.
Демонстрируется фрагмент фильма о лесных массивах Республики Коми - 5 минут. Каждой группе раздаются части деревьев, ветки, шишки и листья. Класс разбивается на 4 исследовательские группы, которые проводят работу по изучению пород деревьев. Ребята рассматривают форму кроны, обращают внимание на то, как устроено растение, какие имеет признаки. Результаты заносятся в таблицу и представляются на обозрение экспертной комиссии:
Название породы | Форма кроны | Хвоя, лист |
Шишки, почки |
Кора | |||||
размер |
форма |
кол-во |
окраска |
размер |
форма |
окраска |
|||
Сосна обыкновенная |
|||||||||
Сосна сибирская (Кедр) |
|||||||||
Ель сибирская |
|||||||||
Пихта сибирская |
|||||||||
Береза повислая |
|||||||||
Осина |
|||||||||
Ива |
|||||||||
Ольха |
Комиссия выносит решение, какая группа достигла лучших результатов и выставляет балл, который становится достоянием каждого члена группы.
Учитель биологии: Вывод: для того, чтобы правильно изобразить растение нужно хорошо знать его строение, как оно растет и развивается, какие имеет оттенки и как располагаются его части.
Урок №2 (2 академических часа)
Преподаватель композиции: Сейчас мы выполняем композицию пейзажа, выражающего состояние природы и ваше настроение. Для этого отправимся в научную экспедицию. Но каждый из вас будет не в составе отряда, а сам за себя, и результатом экспедиции будут ваши творческие работы.
Девственные леса – какое красивое определение! А как вы, ребята, понимаете его значение?
Ответы детей: Чистые, первозданные, нетронутые…
Преподаватель композиции: «Зырянские леса всегда хороши, всегда роскошны – при всяком освещении, во всякую погоду. Когда на них не погляди, картина так и просится на полотно… Не шелохнувшись, неподвижно стоят они в ясный, тихий полдень под коротко сияющими небесами, - стоят залитые ярким светом в своем дарственном наряде, в своем могучем величии». Так восхищался П.В. Засодимский. Художники часто изображают в своих работах лес.
Проводится анализ работ художников-графиков А. Авдышева «Северный мотив», «Светлый север»; В. Фаворского «Пролетающие птицы»; Г. Захарова «Ручей»; А. Лапирова «Осень на севере» по следующим вопросам:
- Какие основные средства изображения используются в графике? (Линия, точка, пятно, силуэт).
- Можно ли по силуэту определить породу дерева? (Можно).
- Как меняется облик деревьев в разное время года? (Ель, сосна, пихта, кедр – вечнозеленые деревья. Лиственница осенью желтеет, береза – желтеет, осина – краснеет. Зимой листва у лиственных деревьев опадает).
- Как передается в работах художников состояние природы? (Ответы детей).
- Какое настроение вызывают у вас эти работы? (Лирическое, радостное, восхищение и т.д.).
Постановка задачи.
Преподаватель композиции: Нужно придумать сюжет и составить композицию пейзажа на тему «Девственные леса Коми». Выполнить работу на листе формата А3. В зависимости от композиционного решения необходимо выбрать нужный материал и технику (акварель, пастель, тушь, перо, кисть).
Практическая работа учащихся – 60 минут. Выполнение композиции и пейзажа по предварительно выполненным эскизам. Параллельно дается информация в диалоге по значению роли лесов Коми, записывается на доске. После завершения композиций «экспертная группа» в лице присутствующих педагогов художественного отделения проводит художественный анализ и оценку работ учащихся. Лучшие работы отбираются на выставку. Учитель биологии подводит общие итоги по учебно-исследовательской работе. По сумме баллов определяется лучшая группа.
Общая оценка урока:
Вопросы учащимся:
- Что нового вы узнали, открыли для себя?
- Чему новому научились?
- Кто вы сегодня были больше: биологи, художники, зрители?
- О чем хочется подумать, почитать, за чем понаблюдать?
Домашнее задание:
- Посмотреть дополнительную информацию о лесах, животном мире Республики Коми.
- Составить композиции из веток, листьев, шишек деревьев по группам для кабинета биологии.
- Выполнить зарисовки различных пород деревьев с натуры.