Цели:
- сформировать представление о ботанике, как науке о растениях, о биологии как науке, изучающей живые организмы, дать понятие “царство”, раскрыть особенности представителей царства растений;
- показать многообразие растений;
- развивать аналитическое и синтетическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.
Действующие лица:
- Биология;
- Ботаника;
- Профессор;
- Учитель;
- Ученица;
- Ученик;
Оформление: по классу развешаны зеленые листочки из бумаги; на доске таблицы: “Центры многообразия и происхождения растений”, “Лекарственные растения”; оформляется выставка книг: “Наши зеленые друзья”, где представлены книги и журналы о растениях, учебники и рабочие тетради.
Оборудование: компьютер, кроссворд “Ботаника – наука о растениях”, чудо-ромашка (с загадками, или их номерами), таблицы, книги о растениях, учебники, жетоны.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в котором узнаем много интересного, необычного и загадочного. А побываем мы в царстве Флоры. Знаете ли вы, что такое флора? Объясните, пожалуйста, что означает это слово.
Ученик: “Флора” означает растительность, следовательно, мы будем знакомиться с растениями!
Учитель: Ты совершенно прав! А теперь запишите тему сегодняшнего урока в свои тетради.
Входят Биология и Ботаника, беседуют между собой.
Биология: Я говорила тебе, дорогая, что в шестом классе у нас очень умненькие ребятишки подобрались, все-то они знают, на все вопросы сразу отвечают, – одни “отличники”!
Ботаника: Не знаю, не знаю, сейчас проверим, как они в прошлом году биологию изучали. Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы, как меня зовут?... Не знают…, я же говорила тебе, мама, что всего знать нельзя (обращается к Биологии).
Биология: Доченька, но ведь ты и не представилась, познакомься с ребятами и они обязательно тебя запомнят.
Ботаника: Хорошо. Меня зовут Ботаника, а живу я в царстве Флоры, я знаю всё, всё о растениях, так как изучаю их всю свою жизнь. А вы ребята, что-то можете рассказать о растениях?
Выходит профессор.
Профессор: Я могу дать вам краткую
справку о растениях.
Растения встречаются фактически по всему миру: в
воде, на суше, лесах, болотах, степях, садах,
парках и т.д., то есть отличаются огромным
многообразием форм жизни.
Растения имеют такие признаки: почти все ведут
неподвижный образ жизни; имеют хлорофилл,
благодаря чему, способны образовывать
органические вещества на свету. А наука,
изучающая растения, называется ботаникой.
Учитель: Спасибо, профессор, за ценную информацию!
Ученица: С древнейших времен люди интересовались жизнью растений, так как от растений зависела их жизнь. Да и сегодня растения играют не последнюю роль в жизни человека. Они и кормят, и одевают и служат жилищем. О растениях слагают легенды, поют песни, их чудесные свойства восхваляют и поэты, и лекари, и самые простые люди. А давайте поиграем, кто назовёт больше всего стихотворений о растениях. Нужно поднимать руку и рассказывать стихотворение (единственное ограничение – это время 1 минута на каждого желающего и нельзя повторяться), кто больше стихотворений расскажет, тот получит больше жетонов, соответственно выше оценку, при подведении итогов урока.
Ребята рассказывают стихотворения о растениях.
Учитель: Спасибо, за участие, ну а мы продолжим.
Профессор: А знаете ли вы, ребята, что растения, которые растут сами по себе и за которыми не ухаживает человек, называются дикорастущими. А культурными растениями называются растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. Известно науке и то, что культурные растения происходят от дикорастущих..
Учитель: Не знали, профессор, но теперь знают, спасибо Вам и за эту информацию.
Ботаника: Ребята, в руках у меня чудо-цветок (изготавливается из бумаги, на лепестках записываются загадки, дети выбирают любой лепесток и отгадывают загадку), на его лепестках – загадки, отгадайте-ка их. Загадки эти – необычные. Ответив на вопрос, скажите, культурное это растение, или дикорастущее и объясните, почему вы так считаете.
Загадки:
1. Вот так диковина:
На ветке – морковина!
Висит, краснеется,
На солнце греется.(Перец красный)
2. Выпускает он листы
Широченной ширины.
Держатся на стеблях крепких,
Сто плодов шершавых цепких.
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь.(Репейник)
3. Одежкой сер,
Да телом бел.(Рис)
4. Из растений, чей портрет
Выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет
На земной планете?(Пшеница)
5. Хоть чином и не хан,
На голове – султан,
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.(Кукуруза)
6. Ягода – красна!
Ягода – вкусна!
Режь да соли!
Ешь да хвали!(Томат)
7. Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле всё засажено.(Картофель)
8. Стоит Егорка в красной ермолке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает.(Земляника)
9. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её пойди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назвали – …(Ежевика)
10. В желтеньком домишке
Черные детишки.
Среди них есть серые,
Но они не зрелые.(Подсолнечник)
11. Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла.(Ромашка)
12. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал,
И развеял этот шар.(Одуванчик)
13. Колосится в поле рожь…
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко синий и пушистый.
Только жаль, что не душистый.(Василек)
14. Появились бубенчики –
Белые горшки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.(Ландыш)
15. Сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.(Лук)
16. Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
В середине складка.(Слива)
17. Не пчела, а жалит.
(Крапива)
18. Помидору брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.(Баклажан)
19. На сучке висят шары,
Посинели от жары.(Слива)
20. В сенокос – горька,
А в мороз – сладка,
Что за ягода?(Рябина)
21. Сто одежек
И все без застежек.(Капуста)
22. Сидит девица в темнице,
А коса на улице.(Морковь)
Биология: Молодцы, ребята! Порадовали и меня и мою дочку.
Учитель: Мы немного устали, давайте отдохнём, выполнив физкультминутку.
Учитель рассказывает стихотворение и показывает действия, дети повторяют упражнения за учителем.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо. (Согнув руки в локтях,
наклоняет руки к себе и от себя.)
Закачалось деревцо. (Поднимает руки вверх и
выполняет наклоны с поднятыми вверх руками
вправо, влево.)
Ветер тише, тише, тише. (Постепенно опускает
руки и присаживается на корточки.)
Деревцо все выше, выше. (Поднимают руки и встают
на ноги, руки вверху, затем опускают руки и
повторяют упражнение 2 раза.)
Дыхательное упражнение. “Надуем воздушный шарик”
5 раз глубокий вдох и выдох, как при надувании воздушного шара. Во время “надувания шарика” руки постепенно разводятся в стороны, как-будто шарик увеличивается в объёме. Затем резко хлопнуть в ладоши и сказать: “Лопнул!” Повторить 3 раза.
Учитель: Ребята, а кто знает, что такое “царство”? Ведь, вы уже сегодня слышали это слово. Не знаете? Спросим у профессора? Дорогой профессор, расскажите нам, пожалуйста!
Профессор: Царство – это очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания, жизни в природе. Вспомните, какие царства живой природы вы знаете? (Растений, Животных, Простейших, Бактерий, Грибов, Вирусов). Ну, а вы Ботаника, сомневались по поводу знаний шестиклассников, молодцы, ребята!
Ученик: Это еще не все, вот я, например,
знаю, что изучает современная ботаника. Давайте
запишем к себе в тетради.
Современная ботаника изучает:
- законы жизни растений;
- внешнее и внутреннее строение растений;
- процессы жизнедеятельности растений;
- закономерности распространения растений на Земле;
- условия произрастания;
- историческое развитие растительного мира;
- взаимосвязи с другими живыми организмами и с окружающей средой.
Профессор: Сегодня к вам я пришел не один, со мной мой помощник – компьютер. Давайте-ка проверим, все ли я вам рассказал о биологии и ботанике. Может, что-то забыл, ведь иногда я бываю таким рассеянным.
Демонстрируются слайды (см. Приложение 1).
Профессор: Итак, о чем я не рассказал? (Ответы учащихся.)
Биология: Сегодня вы познакомились с моей дочкой – Ботаникой и, надеюсь, это знакомство пойдет вам на пользу, так как встречаться с ней на уроках выбудете весь год. Ну а кто хочет побольше узнать о растениях и их жизнедеятельности, может познакомиться ещё и с книгами, и энциклопедиями, представленными на выставке, а также печатными изданиями, имеющимися у вас дома или в библиотеке. Будем только рады вашим знаниям о нас.
Учитель: Давайте попрощаемся с нашими гостями до следующего урока. ( Ботаника, Биология, профессор уходят). Ну а мы поговорим о том, что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Как называется наука о растениях?
– Что изучает биология?
– В чем отличие культурных растений от
дикорастущих?
– Что такое царство?
– Когда на Земле появилась жизнь?
Ученица: Посмотрите, наши гости оставили нам какое-то письмо, да нет – это не письмо, а кроссворд. Отгадаем?
Ребята отгадывают кроссворд (см. Приложение 2).
Учитель: Ну, а теперь подведем итоги и выставим оценки. Запишем задание на дом.