Биология
-
Тема урока: "Обмен веществ" 2006
Представленный материал - разработка фрагмента урока по изучению новой темы "Обмен веществ". Данный материал сложен для восприятия и понимания учащимися. Поэтому требуется дополнительная подготовка педагога, поиск нетрадиционных методов при изучении "Обмена веществ", в целях прочного усвоения учащимися знаний по этой теме.
-
Урок по теме: "Фотосинтез". 6-й класс 2006
Урок способствует формированию у учащихся представлений об истории открытия фотосинтеза, его механизме и значении в природе и жизни человека. Изучение нового материала проводится в форме групповой работы с использованием частично-поискового метода. Урок способствует развитию логического мышления, навыков самостоятельной работы, умения делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.
-
Мастерская "Родник" 2006
Мастерская - это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.
-
Интеграция предмета биологии с традициями еврейского народа 2006
НОУ гимназия "Ор-Авнер" это гимназия, в учебный план которой включен национальный компонент. Изучая общеобразовательные предметы, учащиеся знакомятся и с традициями еврейского народа. Одной из традиций является соблюдение кашрута. Кашрут - это правила питания, правила приготовления пищи, принятые с древних времен в еврейских семьях. На уроках биологии в курсе зоологии мною используются дидактические карточки, содержащие материал по кашруту. Пример такого урока предлагаю вашему вниманию.
-
Размножение и развитие птиц 2006
Изучение нового материала проходит через лабораторную работу, цель которой: изучить строение яйца (работа проходит в группах). Основной акцент урока направлен на особенности строения амниотического яйца. На уроке используются слайды "Птицы выводковые и гнездовые". Учащиеся в ходе работы в группах приходят к выводу о различиях физиологической зрелости птенцов выводковых и гнездовых. Подведение итогов: яйцо появилось раньше курицы. Его "подарили" птицам рептилии. Вывод: родственное происхождение хордовых.
-
Урок географии в 6-м классе по теме: "Реки родного края" 2006
В настоящей статье предлагается урок географии в 6-м классе по теме "Реки родного края". Урок соответствует программе и региональному компоненту календарно-тематического планирования. Изученная тема включена в раздел "Гидросфера". Этот урок был комбинированным с элементами исследовательской деятельности и является отличной предпосылкой для раздела программы "Природа и население своей местности".
-
Урок — деловая игра в 6-м классе по теме: "Опорная система позвоночных животных" 2006
В процессе игры раскрываются способности учеников, их возможности и создаются условия для обмена информацией. Все ученики активно включаются в работу, при этом складываются доверительные отношения между учениками и учителем. В процессе игры учащиеся учатся самостоятельно получать новые знания, решения в игре принимают коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Шляпочные грибы". Лабораторная работа "Изучение строения тел шляпочных грибов" 2006
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, с правилами их сбора, формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы, показывает роль грибов в системе живых организмов, а также их влияние на здоровье людей.
-
Открытый урок на тему: "Курочка Ряба в биологии и литературе". 7-й класс 2006
Урок прививает интерес к русской литературе, популяризирует национальные русские традиции празднования Пасхи.
-
Тема урока: "Многообразие надкласса Рыбы". 7-й класс 2006
Комбинированный урок проводится с использованием мультимедийных технологий. Предлагаемый урок для 7-го класса показывает многообразие рыб и черты их приспособленности к жизни в разных условиях водной среды. Выявляет признаки основных классификационных групп рыб, объясняет их роль в природе и жизни человека, знакомит учащихся с характеристикой класса Хрящевые рыбы.
-
Многообразие земноводных, их значение и охрана 2006
Данное мероприятие среди учащихся можно проводить как урок, внеклассное мероприятие или в кружковой работе. Целью занятия является развитие интереса к земноводным, бережному отношению к животным, расширение кругозора у учащихся.
-
Использование программированных материалов на уроках биологии 2006
Успешное изучение и усвоение учебного материала в школьном курсе "Биология: Человек." возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности метода программированного обучения. Одна из форм этого метода - безмашинный тестовый контроль знаний. Эта форма контроля позволяет за короткое время непосредственно на уроке проверить степень усвоения учебного материала учащимися, своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и ликвидировать отставание. Таким образом, устанавливается обратная связь: учитель–ученик–учитель.
-
Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 8–9-х классах на тему: "Как мозг учился думать" 2006
Курс рассчитан на 14 часов, состоит из 2-х модулей: 1-й – теоретическая часть по изучению синтетической теории приспособительного поведения животных, 2-й - практические исследования рефлекторного механизма адаптаций и теории функциональных систем. Курс служит для дополнения и углубления базового предметного образования в 8–9-х классах.
-
Тема урока: "Свойства рецепторов анализаторов" 2006
На данном уроке изучаются некоторые свойства рецепторов анализаторов: специфичность, чувствительность, адаптация. В этой разработке учителя найдут множество опытов различной сложности - от простых самонаблюдений, не требующих подготовки, до лабораторных работ, которые брались из методичек для профессиональных дегустаторов. Основные методы - проблемный и частично-поисковый.
-
Влияние нитратов и нитритов на растительные и животные организмы 2006
Целью интегрированного урока химия-биология является закрепление интеграционных связей на основе целостного понимания химических и физиологических процессов в живом организме. Урок предназначен для учащихся 9-х классов и рассматривает влияние соединений азота на живые организмы.
-
Урок природоведения по теме: "Ее величество — вода". 5-й класс 2006
Данный урок знакомит учащихся со свойствами воды, изучение подкрепляется демонстрационными опытами, а так же опытами, проведенными учащимися в качестве домашнего задания. В рамках урока проводится лабораторная работа в ходе, которой учащиеся практически знакомятся с понятиями: раствор, растворитель, растворимые вещества, взвесь. В завершении урока подводится итог в виде проверки знаний. Данная форма урока позволяет получить знания в демонстрационном варианте, что приводит к лучшему усвоению материала.
-
Формирование потребности в здоровом образе жизни у школьников 2006
Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).
-
Тема урока: "Сезонные явления в жизни птиц" 2006
Информационно-обобщающий урок в 7-м классе, изучающий экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Актуальными задачами данного урока являются: раскрытие понятий: "оседлые птицы", "кочующие птицы", "перелетные птицы"; выявление причин перелетов птиц, способов ориентации птиц во время миграций и методов изучения перелетов.
-
Методика школьных научных исследований популяций редких видов растений 2006
На основе многолетнего опыта работы нами разработаны методические рекомендации по организации научных исследований по изучению редких видов растений. Примерные варианты программ составлены с учетом времени, требующегося для их выполнения: однократное изучение маршрутным способом одного вида растений; полустационарные наблюдения в течение одного или нескольких месяцев; стационарные мониторинговые исследования в течение ряда лет. Предлагаемые варианты являются базой для выполнения программы исследований по изучению популяций редких видов растений:
-
Игра "КВН-викторина "Родной край" 2006
Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности, проводимого в рамках школьной недели естествознания. Игра командная, познавательно-обобщающая, с элементами занимательно-творческой театрализации, рекомендуется для проведения в 5–8-х классах с целью реализации регионального компонента образования. Вопросы викторины составлены для Кемеровской области, но виды заданий могут быть использованы для других территорий. Игра способствует развитию познавательной активности, креативности, коллективизма, экологического мышления школьников.
-
Игра "Биологическое лото" 2006
Главная функция игры на уроке - это привитие интереса к предмету. Развитие желания узнать больше. Кроме того, учитель решает следующие задачи: развитие умения быстро и грамотно отвечать на вопросы, развитие творческого, нестандартного мышления, умение работать в группе.
-
Урок-игра "Мир птиц" 2006
Учащимся предлагается урок-игра о птицах. На данном уроке дети принимают участие в конкурсах, посвященных птицам разнообразных видов, разгадывают кроссворд, играют в лото, изучают пословицы и поговорки о птицах.
-
Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Понятие цикла. Циклические алгоритмы в живой природе" 2006
Идея проведения интегрированного урока в 7-м классе заключается в объединении разных по содержанию дисциплин общими целями, используя информационные технологии. Цели: познакомить учащихся с понятием циклического алгоритма на основе представлений о циклическом развитии организмов; обобщить и закрепить знания учащихся по теме: "Развитие и размножение паразитических червей".
-
Урок биологии в 8-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки" 2006
Урок проводится с использованием техник кооперации как способа организации групповой работы. Практика показывает, что эффективный способ получения специальных умений работы в группе - обучение на уроке, при параллельном освоении содержания учебного предмета. Обучение навыкам групповой работы возможно при использовании структуры организации взаимодействия "1–2-все" техники кооперации.
-
Развивающие методы в обучении биологии 2006
В современном образовании наиболее актуальными являются развивающие методы обучения, т.к. именно их применение позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать умения и навыки самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Это в полной мере касается обучения биологии.
-
Экологическая тропа как одна из форм учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края 2006
Учебная экологическая тропа - наиболее молодое поле организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде.
-
Программа кружка "Юный цветовод" 2006
Курс представлен для учащихся общеобразовательных учебных заведений, желающих как можно больше узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве.
-
Использование адаптивной системы обучения в работе с одаренными детьми на уроках биологии 2006
Работая в массовой школе, учитель, как правило, ориентируется на среднего ученика. Но как же без ущерба для всех остальных не потерять одаренного ребенка? В 1998 году я перешла на модель Адаптивной системы обучения (АСО). Переходить на эту систему необходимо постепенно, с 6-го класса. Начинаю работу в трех направлениях: I - разноуровневый подход, II - обучение самостоятельной работе и III - обучение исследовательской работе. В старших классах идет переход на блочно-модульную систему.
-
Урок биологии на тему: "Влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы и мой уровень физического развития" 2006
После прохождения теоретических вопросов таких тем, как сердечно-сосудистая и мышечная системы, учащимся предлагается экспериментально убедиться в неразрывности связи между разными системами одного организма. Выполнение практических работ лучше помогает усвоить ученикам пройденные темы, тем более что проводят его они сами и на себе. Подобные виды позволяют учащимся по-новому обратить на себя внимание, на состояние своего физического здоровья, свои возможности, которые можно использовать для достижения лучших показателей качества здоровья.
-
Научно-практическая конференция: "Роль биологической мембраны в жизнедеятельности клетки" 2006
Цель: диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни с внесением необходимых корректив в работу учителя, школы.