Тема: "Связь живого и неживого"
Дидактические цели:
- закрепить отличия живых организмов от неживой природы;
- закрепить отличительные признаки животных и растений;
- сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих всё живое и неживое;
- развивать речь учащихся, мыслительные операции.
Оборудование:
- иллюстрации животных и растений;
- схемы пищевых цепей
ХОД УРОКА
1. Организационный момент | У: Вы сегодня у меня очень красивые!
Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Потрите
ладошки. Погладьте себя по голове и скажите:
“Какой я хороший”. Повернитесь к товарищу,
улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте удачи на
уроке. Сегодня на уроке мы работаем в группах. Поприветствуем каждую группу: группа белых, красных, зелёных, жёлтых. Каждый оценивает себя сам:
|
2. Актуализация знаний | У: Первое задание вы найдёте в папке
(разрезные карточки см. ниже). – Достаньте картинки. Разложите. Разделите изображённые предметы на две группы. Проверка: отвечает группа, первая поднявшая руку. – Кто согласен с группой, поднимите руку.
Оцените себя. Проверка: Отвечает группа, поднявшая первая руку. – Почему берёзу, ель, розу отнесли в группу
растений? У: Красно солнышко встаёт, день над лесом настаёт. 1 уч. (Солнце)
2 уч. (Лист)
3 уч. (Лист)
4 уч.
5 уч. (Хлорофилл)
Листья(Хором)
6 уч.(Кислород)
– Назовите свойства растений. – Почему кузнечика, жирафа отнесли к группе животных? |
3. Постановка проблемы | У: Вот и художник нашего учебника
хотел найти дом для наших героев, но, кажется, он
что-то перепутал. – Откройте учебник на с.10. Прочитайте задание. Обсуждение в группе 3 мин. Проверка: объясните, почему показанные на рисунках различные животные не смогут жить и нуждаются в переселении. Ответы детей по группам. У: Из каких книг вы почерпнули знания об этих животных? – Где живёт каждое животное? |
Вывод: | – Каждый живой организм приспособился
жить лишь в определённом месте, лишь вместе с
другими живыми организмами. Только в этом месте
своего обитания растение или животное чувствует
себя “как дома”. – Какова же цель нашего урока: – Ответить на вопросы: почему растение не может жить без животных? Почему животное не может жить без растений? |
4. Совместное открытие нового (беседа) | У: Вернёмся к схеме: без чего не
могут жить растения? – Растения, являясь частью природы, для своей жизни получают от неё воздух, воду, питательные вещества из почвы и в то же время служат пищей для многих травоядных животных, поэтому растения считают “кормильцами” для растительноядных животных. – Без чего не может жить животное? – Животные также живут за счёт воздуха и воды, получаемой от природы, а питаются за счёт растений или друг другом, так как многие животные служат пищей для хищных зверей. Животные – “едоки” – хищники. – Все живые организмы рано или поздно погибают. Если бы ими перестали питаться микробы, то умершие организмы заполонили бы всю природу. Благодаря почвенным микроорганизмам и микробам, все сложные вещества организмов разрушаются до простых и переходят в почву, где они снова используются растениями. Так природа поддерживает жизнь в каждом своём доме. – Что вы видите на схеме? – Всё в природе взаимосвязано. – Все живые организмы взаимоприспособлены. Игра “Сеть питания” – Выходят мои помощники (на одном конце верёвки
растение, на другом – почвенные микроорганизмы). Проверка: кто что ест? – Орехи – белка – куница – почвенные
микроорганизмы |
5. Первичное закрепление | У: Задание по группам на цветных
листочках: – Подумай, что будет, если исчезнут:
|
Вывод: | – Есть ли что-нибудь лишнее в природе? – Не всегда люди понимают, а иногда понимают, но не признают закон природы. Поэтому многие растения и животные исчезли, а многих осталось очень мало на Земле. – В 1948 г. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным нашей планеты надо помочь. Составили списки. Потом издали их в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. – В 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная, листы разноцветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы. На желтых – виды, численность которых сокращается. На белых – о видах редких на Земле. На зелёных – о видах, которые удалось спасти. Красная книга – специальная книга, в которой записи редкие и исчезающие виды растений и животных. |
Итог урока: | У:В природе всё взаимосвязано. – Как нужно поступать человеку в природе? |