Урок ознакомления с окружающим миром "Школа 2100" по теме: "Связь живого и неживого". 1-й класс

Разделы: Биология, Начальная школа, Экология

Класс: 1


Тема: "Связь живого и неживого"

Дидактические цели:

  • закрепить отличия живых организмов от неживой природы;
  • закрепить отличительные признаки животных и растений;
  • сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих всё живое и неживое;
  • развивать речь учащихся, мыслительные операции.

Оборудование:

  • иллюстрации животных и растений;
  • схемы пищевых цепей

ХОД УРОКА

1. Организационный момент У: Вы сегодня у меня очень красивые! Повернитесь, поздоровайтесь с гостями. Потрите ладошки. Погладьте себя по голове и скажите: “Какой я хороший”. Повернитесь к товарищу, улыбнитесь, пожмите руку и пожелайте удачи на уроке.
Сегодня на уроке мы работаем в группах. Поприветствуем каждую группу: группа белых, красных, зелёных, жёлтых.
Каждый оценивает себя сам:
  • ответ без ошибок – ягодка;
  • ответ с ошибкой – грибочек.
2. Актуализация знаний У: Первое задание вы найдёте в папке (разрезные карточки см. ниже).
– Достаньте картинки. Разложите.
Разделите изображённые предметы на две группы.

Проверка: отвечает группа, первая поднявшая руку.

– Кто согласен с группой, поднимите руку. Оцените себя.
– Как назвать общими словами эту группу?
– Как назвать общими словами солнце, воздух, воду, почву?
– Что объединяет все живые организмы?
– Что мы сейчас назвали?
– На какие группы можно разделить живые организмы?

Проверка: Отвечает группа, поднявшая первая руку.

– Почему берёзу, ель, розу отнесли в группу растений?
– Об удивительных свойствах растений вам напомнят ребята, приготовившие сценку.

У: Красно солнышко встаёт, день над лесом настаёт.

1 уч. (Солнце)

Упаду на лист зелёный,
Разбужу поток живой.

2 уч. (Лист)

Хлорофилл начнёт работу,
На себя возьмет заботу
О еде, питании, росте,
И придут тогда к нам в гости
Сахар вкусный и крахмал.

3 уч. (Лист)

Для питания крахмал нужен нам и сахар.
Чтоб листок прибавил рост, “выдержим” характер.
Углекислый газ чудесный атмосфера выделяет.
Через устьица его быстро поглощаем.
А корни нам несут поток – живой воды большой глоток.

4 уч.

Чудодей наш хлорофилл заработал смело.
Углекислый газ с водой применил он в дело.
Компоненты все смешал, на солнышке сварил.
На стол подал.

5 уч. (Хлорофилл)

Сахар вкусный и крахмал кушайте, ребята.

Листья(Хором)

Работает весь народ, выделяет кислород.

6 уч.(Кислород)

Я – искристый кислород.
Оживлю лесной народ.
Дышит лес и дышит луг.
С кислородом всё вокруг.

Жизнь траве даю и птице,
И жучку и гусенице.
Только ночь придёт в наш дом,
Потемнеет всё кругом,

Возвращаюсь в лист опять,
Не хочу в ночи гулять.
Дышит лист мой в темноте,
Не нуждается в еде.

– Назовите свойства растений.

– Почему кузнечика, жирафа отнесли к группе животных?

3. Постановка проблемы У: Вот и художник нашего учебника хотел найти дом для наших героев, но, кажется, он что-то перепутал.

– Откройте учебник на с.10. Прочитайте задание.

Обсуждение в группе 3 мин.

Проверка: объясните, почему показанные на рисунках различные животные не смогут жить и нуждаются в переселении.

Ответы детей по группам.

У: Из каких книг вы почерпнули знания об этих животных?

– Где живёт каждое животное?

Вывод: – Каждый живой организм приспособился жить лишь в определённом месте, лишь вместе с другими живыми организмами. Только в этом месте своего обитания растение или животное чувствует себя “как дома”.
– Какова же цель нашего урока:
– Ответить на вопросы: почему растение не может жить без животных? Почему животное не может жить без растений?

4. Совместное открытие нового (беседа) У: Вернёмся к схеме: без чего не могут жить растения?
– Растения, являясь частью природы, для своей жизни получают от неё воздух, воду, питательные вещества из почвы и в то же время служат пищей для многих травоядных животных, поэтому растения считают “кормильцами” для растительноядных животных.
– Без чего не может жить животное?
– Животные также живут за счёт воздуха и воды, получаемой от природы, а питаются за счёт растений или друг другом, так как многие животные служат пищей для хищных зверей. Животные – “едоки” – хищники.
– Все живые организмы рано или поздно погибают. Если бы ими перестали питаться микробы, то умершие организмы заполонили бы всю природу. Благодаря почвенным микроорганизмам и микробам, все сложные вещества организмов разрушаются до простых и переходят в почву, где они снова используются растениями. Так природа поддерживает жизнь в каждом своём доме.
– Что вы видите на схеме?
– Всё в природе взаимосвязано.
– Все живые организмы взаимоприспособлены.

Игра “Сеть питания”

– Выходят мои помощники (на одном конце верёвки растение, на другом – почвенные микроорганизмы).
– Дети в масках найдите свой дом и свою пищу. Возьмитесь за верёвку.
– Задание для остальных: наблюдение.

Проверка: кто что ест?

– Орехи – белка – куница – почвенные микроорганизмы
– Стебли – заяц – волк – почвенные микроорганизмы
– Трава – кузнечик – лягушка – почвенные микроорганизмы.
– Повернитесь в круг.
Погибли растения. Тот, кого называют, опускает верёвку и садится.

5. Первичное закрепление У: Задание по группам на цветных листочках:

– Подумай, что будет, если исчезнут:

  • растения (исчезла пища, кислород);
  • травоядные (растений стало бы много, они не смогли бы расти, исчезли хищники);
  • хищные (слишком много стало бы травоядных, они бы съели все растения);
  • почвенные микробы (никто бы не разрушал тела умерших, они заполнили всю землю).
Вывод: – Есть ли что-нибудь лишнее в природе?
– Не всегда люди понимают, а иногда понимают, но не признают закон природы. Поэтому многие растения и животные исчезли, а многих осталось очень мало на Земле.
– В 1948 г. Ученые мира создали Международный союз охраны природы. Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным нашей планеты надо помочь.
Составили списки. Потом издали их в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.
– В 1966 г. Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка красная, листы разноцветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы.
На желтых – виды, численность которых сокращается.
На белых – о видах редких на Земле.
На зелёных – о видах, которые удалось спасти.
Красная книга – специальная книга, в которой записи редкие и исчезающие виды растений и животных.
Итог урока: У:В природе всё взаимосвязано.

– Как нужно поступать человеку в природе?

Разрезные индивидуальные карточки