Цели:
- дать понятие крови; познакомиться со строением крови; выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови, причину образования крови;
- развивать у учащихся основные мыслительные процессы, внимание, личностные качества (умение работать с лабораторным оборудованием быстро и аккуратно);
- воспитывать у учащихся внутреннюю мотивацию к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Оборудование:
- 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью;
- стакан с водой;
- таблицы “Состав крови” и “Кровеносная система”;
- набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”;
- инструктивная карточка.
ХОД УРОКА
I. Организация класса. Запись в дневники домашнего задания (§ 17).
II. Введение в тему.
Ребята, в природе существуют несколько жидкостей, без которых человек не может жить. Какие это жидкости? (Вода, кровь и т.д.)
Но с водой, если человек не хочет пить, можно легко расстаться. А с какой жидкостью человек не может расстаться и если её убрать, то может погибнуть? Это кровь. Т.к. кровь жизненно необходимая жидкость, то она обладает множеством нужных для организма свойств. А от чего свойства зависят? От состава крови.
Итак, мы сегодня на уроке начнём изучение крови и выясним какой состав она имеет и какие функции выполняет.
III. Тема урока “Состав и функции крови”.
Задачи: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах образуется тромб.
С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с животным или человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями.
Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним.
В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных.
Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов. Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками. Но, что же такое кровь? Давайте найдём определение в § 17 на стр. 70.
Где в организме находится кровь?
Вытекает ли кровь в полость тела? Нет, она замкнуто движется внутри сосудов. (См. таблицу)
А как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.
Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости.
В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите?
1 –красный осадок
2- желтоватая жидкость.
В тетради начнём заполнять схему:
Желтоватая жидкость – это плазма крови. Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?
Функции плазмы: 1. перенос питательных веществ;
2. гормональную. (запись в тетрадь)
Итак, что такое плазма? Какие функции она выполняет?
А что же кроме плазмы есть в крови? Можно ли не вооруженным глазом определить состав красного сгустка? Нет.
Красный сгусток – это осевшие клетки крови. Они занимают 40% от объёма крови. Чтобы разглядеть их, нужно воспользоваться микроскопом. Но не спешите браться за прибор, в начале давайте выясним, какие клетки мы можем увидеть с помощью микроскопа. А для этого рассмотрим рис.50 на стр.71.
- эритроциты
- лейкоциты
- тромбоциты
ЭРИТРОЦИТЫ. Какой формы? Какого цвета? Видно ли ядро? А почему они красные?
Эритроцит почти полностью заполнен белком гемоглобином, который имеет ион Fe 2+, который в соединениях даёт красный цвет, следовательно и эритроцит красного цвета.
Гемоглобин легко присоединяет и легко отдаёт газы кислород и углекислый газ, какую функцию выполняет эритроцит? (перенос газов) /запись в тетрадь/
ЛЕЙКОЦИТЫ. Похожи они на эритроциты? Они больше похожи на амёбу, имеют ядро и ложноножки. Но это ещё не всё. Они и ведут себя как амёба. Это единственные клетки способные самостоятельно передвигаться и даже проникать в межклеточное пространство сосудов и тканей к очагу воспаления.
Например, вы при работе с землёй поранились, в ранку попадают микробы. Лейкоциты тут же стремятся к этому месту и пожирают микробов или их блокируют. Во время воспаления количество лейкоцитов увеличивается в крови. Более подробно об этом процессе мы поговорим на следующем уроке.
Но, если лейкоциты защищают организм от действия микробов, то какую функцию они выполняют? (защитную) /запись в тетрадь/
Были ли у Вас такие случаи, когда Вы что-нибудь резали и вдруг поранили себе палец? Почему вы не истекли кровью? Т.к. постепенно образуется тромб, который закупоривает ранку. А как он образуется?
Оказывается, за это отвечают ТРОМБОЦИТЫ – красные кровяные пластинки. При повреждении сосуда, часть из них разрушается, выделяя в кровь особое вещество – фактор F оно действует на белок фибриноген в плазме, заставляя его скручиваться, уплотняться и образовывать сетку. Сетка из белка закрепляется за края раны и в ней застревают клетки крови, следовательно, образуется тромб.
Итак, для чего нужен тромб?
Какие клетки образуют красный сгусток?
Сейчас вы рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека. Но, в начале вспомним, как работать с микроскопом? (Инструктаж)
/Помогаю настраивать микроскопы, проверяю правильность работы; обсуждение увиденного/
Теперь сыграем в игру “Верю-не верю”.
У вас есть бланки, где написаны предложения. Если предложение по смыслу правильное, то напротив поставьте “+”, если нет, то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3 минуты.
А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили? Урок закончен.
Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ” Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”, если предложение неверно, поставьте “-”. 1. Кровь – это твёрдая ткань.
2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.
3. Плазма занимает 50% от объёма крови.
4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.
5. Эритроциты выполняют защитную функцию.
6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.
7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.
8. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.
Выполнил(а):________________________________________________________ Проверил(а):_________________________________________________________ Оценка:_____________ |
Рекомендация: систематизировать материал урока можно в виде таблицы:
Название клетки |
форма |
Наличие ядра |
функция |
Количество клеток в 1 мм3 крови |