Интеграция на уроках биологии

Разделы: Биология


Тема: Класс млекопитающих.

(Характерные особенности млекопитающих)

В ходе урока учитель ставил нижеследующие задачи:

В области зоологии:

- показать черты приспособленности к повсеместному распространению млекопитающих;

- показать признаки внешнего строения в сравнении с другими животными;

- опираясь на уже известные ребятам знания, дополнить их новой информацией и помочь им систематизировать их;

- научить работать с таблицами и кластерами.

В области преподавания музыки:

- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников через слушание музыки;

- научить ребят звуковому анализу исполняемых произведений.

На уроке использовались материалы:

1. Таблица: “Класс млекопитающих”.

2. Скелеты позвоночных животных.

3. CD-диск с записью Сен-Санса "Карнавал животных".

4. Экологические буквари.

Исследуемая проблема урока:

"Почему млекопитающие получили такое широкое распространение на Земле?"

ХОД УРОКА

1. На доске опорный сигнал урока.

2. Звучит музыка. Ребята входят в класс.

3. Учитель объявляет тему урока и поясняет опорный конспект.

4. Учитель объявляет тему и объясняет, что будем изучать на уроке.

5. На доске написаны опорные слова в виде небольших таблиц.

Ученикам предлагается следующее задание:

Составить связный рассказ, используя опорные слова и продолжить заполнение таблиц.

Признаки внешнего строения млекопитающих

(по сравнению с другими животными)

1) Многообразие жизненных сред обитания

 

К т о ?

Воздушная летучая мышь…
Воздушно-наземная гепард ......
Водная кит .....
Почвенно-грунтовая крот .....

2) Особенности кожного покрова

 

К т о ?

Волосяной покров обезьяна ....
Шерстяной покров лось ....

3) Живорождение

Вскармливание молоком

4) Кожа

Железы

5) Позвоночник

6) Нервная система

7) Голосовой и слуховой

аппараты

6. Учитель прослушивает варианты ответов учеников.

7. На экране мультимедийной системы появляется краткая справка:

Всего - 4500 видов млекопитающих.

Их можно подразделить - низшие - это отряды первозвери и сумчатые;

высшие - 17 отрядов современных и 14 отрядов вымерших

8. Учитель предлагает ученикам прослушать два музыкальных отрывка и ответить на вопросы:

Образы каких животных у них возникли в ходе прослушивания?

Почему вы так считаете?

Что особенного в их внешнем виде и поведении вам подсказала музыка?

Что вы еще знаете об этих животных?

(Звучат пьесы "Кенгуру" и "Марш королевских львов")

9. Учитель слушает ответы на вопросы.

10. Ребятам предлагается заполнить кластер, который нарисован на доске (ученики заполняют свободные квадраты так, как считают нужным).

а) Сначала учащиеся заполняют кластер индивидуально.

б) Далее они сверяют свои варианты в парах и могут сделать добавления к своим ответам.

в) Затем учитель предлагает учащимся сесть в малые группы (по 2 пары), ещё раз уточнить ответы и выбрать вариант ответа группы.

г) Лучший вариант ответа заполняется учителем на доске и учениками в тетрадях.

11. После того как ребята поработали с кластером в своих тетрадях и сообща заполнили кластер на доске, учитель предлагает им вставить пропущенные слова в следующий текст:

 

1. У млекопитающих совершенная система (чего?) ___________________________

2. Сердце у них ____- камерное. Красные кровяные тельца крови без ядер,

что повышает их _________________ емкость (какую?)

3. Зубы дифференцированы на _____________, _____________ и _________________.

4. Наличие вибрисс - жестких ________, выполняющих ________________ функцию.

5. _________________спячки как сезонные приспособления.

6. В полости среднего уха имеются три слуховых косточки

(______________, ______________, _______________).

7. У животных открытых мест обитания большая ушная ________________.

12. Ученикам предлагается прослушать отрывок, который Сен-Санс назвал "Персонаж с длинными ушами".

Ребята, послушайте и определите, о каком животном идёт речь, и поясните, почему вы так решили?

13. Учитель задаёт вопрос классу: А кто знает, какое животное является долгожителем на Земле? И предлагает выписать названия животных в порядке убывания возраста их жизни из экологического букваря.

олень марал, полевки, лисица, волк, зубр, кит, соболь, зайцы, индийский слон, медведь

 

Индийский слон 70-80 лет
зубр до 50 лет
медведь 30-50 лет
олень марал до 25 лет
киты до 20 лет
полевки 14-18 лет
волк до 15 лет
лисица 10-12 лет
соболь 5-7 лет
зайцы 5-7 лет

14. Заслушивается ответ первого ученика.

15. Подведение итогов урока.

16. Домашнее задание.

1. Поискать музыкальные отрывки других авторов, рассказывающие нам о животных.

2. Составить график зависимости размеров тела от продолжительности жизни животного.

17. Урок окончен, звучит музыка.