Умение работать с микроскопом – одно из важнейших условий обучения биологии. Дети всегда проявляют живой интерес к увеличительной технике. Сколько восторга бывает в их лицах, когда сообщаешь, что на следующем уроке мы будем работать с микроскопами. Но как научить детей видеть в изучаемом объекте не просто груду клеток? Как заинтересовать их в обнаружении биологических закономерностей? Как незаметно вовлечь их в исследовательскую деятельность и развить ощущения первооткрывателя?
А просто надо вспомнить, что перед тобой не просто шестиклассники (или пятиклассники, т.к. в нашей школе мы знакомимся с микроскопом уже в 5 классе), а дети, подростки. В их душах заложена страсть к путешествиям и приключениям. Поэтому на уроках биологии мы часто путешествуем (побывали в гостях у Хозяйки Медной горы, проплыли по царству Её Величества Воды, путешествовали на поезде Здоровья, были на экскурсии в городе Лист). И пусть эти путешествия заочные, но они развивают у детей воображение, фантазию, эмоции. Это всё облегчает восприятие материала и его запоминание. Приглашаю и Вас принять участи в путешествии по городу Лист.
В душе каждого подростка, особенно мальчишки, заложена страсть к путешествиям, к встрече с неизвестным, стремление быть первооткрывателем, первопроходцем. И не всегда для этого нужно отправляться в плавание, путешествие, полёт. Достаточно иметь хорошее воображение и наблюдательность. Вспомнить хотя бы Жюля Верна, которому воображение, наблюдательность, а так же знания помогли написать замечательные произведения о путешествиях и приключениях.
Давайте и мы совершим увлекательное путешествие. Вооружившись микроскопом, микропрепаратами, рисунками учебника и настенной таблицей, мы посетим город Лист. Знакомство с его жителями и особенностями архитектуры позволит нам лучше понять значение зеленых листьев в жизни растений.
Итак, в путь! Настройте микроскопы. Помните, что соблюдение правил работы с увеличительными приборами облегчит рассматривание объектов.
Перед вами кожица листа пеларгонии. Это своеобразная городская стена, защитное сооружение. Опишите её особенности.
Вы правильно заметили, что клетки кожицы, как кирпичи городской стены, плотно примыкают друг к другу. Похожие клетки вы видели, изучая кожицу чешуи лука (а ведь это тоже листья, только видоизменённые). Кожица – разновидность покровной ткани и защищает лист от повреждений и высыхания. Клетки кожицы прозрачные и беспрепятственно пропускают свет внутрь листа. Зарисуйте прозрачные клетки в путевой дневник (рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника “Биология. 6 класс”), выполнив упражнение № 81, стр.36 (зарисовать и подписать клетки кожицы).
Кожица покрывает лист сверху и снизу. Как же нам попасть в город? Рассмотрите внимательно кожицу и найдите парные зелёные клетки. Это городские ворота – устьица. Образованы они замыкающими клетками, а между ними расположена устьичная щель. Присмотритесь внимательно, и вы увидите, как через ворота в город и из города проходят его жители: благородный и вспыльчивый гражданин Кислород, самоуверенный и независимый сеньор Углекислый Газ, подвижные Водяные пары. Рассмотрев устьице, выполните задание № 80 в путевом дневнике (стр.35, подписать строение устьица).
Число и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев связано с условиями, в которых произрастают растения. Рассмотрите таблицу “Число устьиц у разных растений на 1 кв.мм. поверхности листа” (учебник, стр.111). Заметили закономерность?
Растения | Число устьиц на 1 кв.мм. | Место произрастания |
|
на верхней поверхности | на нижней поверхности | ||
Кувшинка | 625 | 3 | Водоём |
Дуб | 0 | 438 | Влажный лес |
Слива Яблоня |
0 0 |
253 -246 |
Умеренно влажный сад |
Пшеница Овёс |
47 40 |
32 47 |
Недостаточно влажное поле |
Очиток Молодило |
21 11 |
14 14 |
Сухие песчаные места |
У плавающих растений водоёмов устьица расположены на верхней поверхности, а у большинства наземных растений – на нижней. Чем в более влажных условиях произрастает растение, тем больше устьиц в кожице, чем в более сухих местах – тем меньше устьиц. Устьица растений засушливых мест располагаются как на верхней, так и на нижней поверхности листа, чтобы поглощать влагу из воздуха.
Подведем первые итоги. Клетки кожицы листа бесцветные, плотно примыкают друг к другу, среди них встречаются замыкающие клетки с устьичной щелью. Сделайте вывод о значении кожицы листа и запишите его в упражнении № 81 путевого дневника: клетки кожицы предохраняют лист от повреждений и высыхания, через устьичную щель происходит газообмен и испарение воды (транспирация), прозрачные клетки свободно пропускают свет внутрь листа.
Вместе с гражданином Кислородом и сеньором Углекислым Газом пройдём внутрь города Лист. Рассмотрите поперечный срез листа камелии. Итак, мы внутри города. Сразу за воротами-устьицами перед нами раскинулась городская площадь – межклетник (пространство между клетками). Здесь много воздуха, и дышится легко. Нас окружает много домов – зелёных клеток. Для города Лист справедливым было бы название Изумрудный. Дома-клетки окружают нас со всех сторон и, что самое удивительное, не похожи по форме друг на друга. Они овальной или неправильной формы, между ними – широкие улицы и площади - межклетники.
Данный микрорайон Листа называется Губчатая паренхима. Это фотосинтезирующая ткань. В домах-клетках живут зеленые пластиды – хлоропласты, которые синтезируют органические вещества из неорганических, то есть осуществляют фотосинтез. Это основная деятельность горожан.
Пройдём дальше и очутимся в другом микрорайоне. Дома-клетки в нём расположены ровными рядами и похожи на столбики. Хлоропластов в них особенно много. Улицы между домами узкие, а площадей-межклетников почти нет. Это самый продуктивный микрорайон Листа, здесь больше всего образуется органических веществ, так как сюда лучше проникают лучи Солнца. Ведь этот микрорайон примыкает к верхней кожице Листа, обращённой к свету. Называется этот район Столбчатая паренхима (ткань).
Подведем итог. Основная функция листа – фотосинтез. В связи с этим его мякоть образована фотосинтезирующей тканью, клетки которой содержат хлорофилл. Более освещённая верхняя сторона листа образована столбчатой тканью, а менее освещённая нижняя – губчатой. Для фотосинтеза нужны свет, который проходит через прозрачную кожицу, углекислый газ, поступающий через устьица, и вода, которая подается по сосудам. Где же проходят сосуды? Мы их обязательно найдём после физкультпаузы.
В городе Лист, как и в любом городе, есть своя система водоснабжения и транспортная сеть. Рассмотрим их поближе. На поперечном разрезе листа хорошо видны жилки. Это и есть городской водопровод и транспортная сеть. Образована она сосудами, ситовидными трубками и механическими волокнами. Таким образом, это проводящий пучок. По сосудам передвигаются вода и минеральные соли. Сосуды образованы мёртвыми клетками, у которых разрушены поперечные стенки. Это водопровод города Лист. Вода в город поступает по государственной сосудистой системе Растения через Стебель от Корня.
По ситовидным трубкам транспортируются органические вещества, образуемые пластидами в клетках фотосинтезирующей ткани. Ситовидные трубки – живые клетки, поперечные стенки которых пронизаны каналами и похожи на сита. Лист отправляет органические вещества во все части государства Растение, особенно в растущие и запасающие области (молодые побеги, плоды, семена, клубни, корнеплоды и др.)
Прочность проводящему пучку придают механические волокна – мёртвые длинные клетки с толстыми стенками.
Мы прошли по всему городу, познакомились с его жителями. Давайте составим план города Лист, выполнив упражнение № 82 в путевом дневнике (стр.36, сделать подписи к рисунку “Клеточное строение листа”).
Наше путешествие закончилось. Какой вывод вы можете сделать, изучив строение листа? Строение листа связано с выполняемыми им функциями: фотосинтезом, газообменом и испарением воды. Вывод запишите в путевом дневнике в упражнении № 82.
Чтобы лучше запомнить строение листа, дома поработайте с параграфом 24 учебника и еще раз перелистайте путевые заметки.