Цель:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты;
- проверить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;
- продолжить учить сравнивать объекты, делать выводы;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование:
- табл. “Строение клетки”, “Царства органического мира”,
- в/фильм “Обитатели кораллового рифа”,
- исунки животных, растений,
- книжка-раскладушка “Жизнь на Земле”,
- ракушки,
- коралл,
- морской ёж,
- морская звезда,
- доски,
- телевизор,
- жетоны,
- названия материков.
Ход урока.
1. Объявление темы, цели урока.
2. Новый материал.
Сегодня у нас последний урок по теме “Жизнь на Земле”. Мы обобщим и проверим знания, полученные при изучении данной темы. У каждого из вас есть возможность показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности. За правильный полный ответ вы получите жетон. От количества жетонов будет зависеть оценка.
Мы пролистаем разделы нашей темы, как страницы книги.
1 страница: Царство растений.
- Назовите отличительную особенность растений?
- На какие группы делят растения?
- Угадайте, к какой группе относятся эти растения:
С головой уйдя под волны,
Зеленеем меж камней.
Нет у нас цветков и листьев,
Если честно, нет корней.
Мы на суше пропадём:
Мы всегда в воде живём. /Водоросли/ (1)
Мы своим зелёным видом
Круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несём
Никогда мы не цветём. /Голосеменные/ (1)
- Назовите особенность бактерий.
- Что общего между грибами и животными?
- А что объединяет все царства? /Клеточное строение/ Таблица “Строение клетки”
- Назовите главные части клетки.
Отметить “+” всех отвечавших.
2 страница: Среды обитания организмов.
- Все живые организмы живут в различных средах обитания. Назовите их.
- Сейчас вы в группах дадите им характеристику.
Раздать доски трём группам. Остальные вспоминают представителей каждой среды обитания.
Команды по очереди характеризуют одну среду обитания, отдельные учащиеся называют животных данной среды обитания.
Отметить отвечавших.
3 страница: Животные и растения разных материков.
У вас на партах есть разноцветные карточки. По цвету своих карточек образуйте команду. У капитана – название материка. Ваша задача: вспомнить животное и растение, характерное для вашего материка и кратко описать его. Один представитель команды, подойдите и выберите своё животное и растение.
Команды отвечают.
Африка – баобаб и жираф.
Северная Америка – секвойя и скунс.
Южная Америка – виктория регия и серая агриппа.
Австралия – эвкалипт и кенгуру.
- Какое растение называют “сыном воды и солнца”?
- Какое животное самое высокое на свете?
- Назовите самое высокое растение?
- Как называется самая большая в мире бабочка, самый большой в мире жук?
- Природа сумочку её сшила, чтобы детёнышей носила?
- Забавная эта коняжка. Всю жизнь щеголяет в тельняшке. / фотография/
Отметить отвечавших.
4 страница: Жизнь в морях и океанах.
В морях живут киты и акулы,
Рыбы, кальмар, осьминог.
Тридактны, дельфины, моржи и тюлени,
Медузы, мурены и сам “морской чёрт”.
Видеофильм.
- Какое это сообщество?
- Что для него характерно?
На прошлом уроке мы смотрели фильм о морских обитателях и составляли о них вопросы. Задайте свои вопросы классу.
- Какие животные живут в морях и океанах?
- Какие у них приспособления для передвижения в воде?
- Какие слои заселены больше?
- В каком сообществе живут эти животные: морская звезда, морской ёж, моллюски?
Конкурс на самый интересный вопрос.
5 страница: Природные зоны Земли.
- Установите соответствие: /на доске/
пустыня мало тепла, многолетняя мерзлота
тундра много тепла, но влажности недостаточно
травянистая пустыня много тепла и влаги
влажный тропический лес почти нет влаги. (2)
Отметить отвечавших.
3. Подведение итогов.
У кого плюсы во всех колонках – тем “5”,
Если в одной колонке нет “+” - тем “4”.
Домашнее задание:
- прочитать в дополнительной литературе о каком-либо живом организме;
- нарисовать понравившееся животное или растение;
- сочинить стихотворение.
Список литературы:
- Акпёрова И.А. Жизнь на Земле// Биология. №37. 2003.
- Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков. Санкт-Петербург “Паритет”.2002. с.134.