Обобщающий урок по теме: "Жизнь на Земле"

Разделы: Биология


Цель:

  1. систематизировать и обобщить знания учащихся о живых организмах нашей планеты;
  2. проверить знания учащихся, полученные при изучении данной темы;
  3. продолжить учить сравнивать объекты, делать выводы;
  4. прививать интерес к предмету.

Оборудование:

  1. табл. “Строение клетки”, “Царства органического мира”,
  2. в/фильм “Обитатели кораллового рифа”,
  3. исунки животных, растений,
  4. книжка-раскладушка “Жизнь на Земле”,
  5. ракушки,
  6. коралл,
  7. морской ёж,
  8. морская звезда,
  9. доски,
  10. телевизор,
  11. жетоны,
  12. названия материков.

Ход урока.

1. Объявление темы, цели урока.

2. Новый материал.

Сегодня у нас последний урок по теме “Жизнь на Земле”. Мы обобщим и проверим знания, полученные при изучении данной темы. У каждого из вас есть возможность показать хорошие знания и получить хорошую оценку своей учебной деятельности. За правильный полный ответ вы получите жетон. От количества жетонов будет зависеть оценка.

Мы пролистаем разделы нашей темы, как страницы книги.

1 страница: Царство растений.

  • Назовите отличительную особенность растений?
  • На какие группы делят растения?
  • Угадайте, к какой группе относятся эти растения:

С головой уйдя под волны,
Зеленеем меж камней.
Нет у нас цветков и листьев,
Если честно, нет корней.
Мы на суше пропадём:
Мы всегда в воде живём. /Водоросли/ (1)

Мы своим зелёным видом
Круглый год вам всем милы.
Нас легко узнать по шишкам и обилию смолы.
Листья наши очень колки, называются иголки,
И хоть радость вам несём
Никогда мы не цветём. /Голосеменные/ (1)

  • Назовите особенность бактерий.
  • Что общего между грибами и животными?
  • А что объединяет все царства? /Клеточное строение/ Таблица “Строение клетки”
  • Назовите главные части клетки.

Отметить “+” всех отвечавших.

2 страница: Среды обитания организмов.

  • Все живые организмы живут в различных средах обитания. Назовите их.
  • Сейчас вы в группах дадите им характеристику.

Раздать доски трём группам. Остальные вспоминают представителей каждой среды обитания.

Команды по очереди характеризуют одну среду обитания, отдельные учащиеся называют животных данной среды обитания.

Отметить отвечавших.

3 страница: Животные и растения разных материков.

У вас на партах есть разноцветные карточки. По цвету своих карточек образуйте команду. У капитана – название материка. Ваша задача: вспомнить животное и растение, характерное для вашего материка и кратко описать его. Один представитель команды, подойдите и выберите своё животное и растение.

Команды отвечают.

Африка – баобаб и жираф.

Северная Америка – секвойя и скунс.

Южная Америка – виктория регия и серая агриппа.

Австралия – эвкалипт и кенгуру.

  • Какое растение называют “сыном воды и солнца”?
  • Какое животное самое высокое на свете?
  • Назовите самое высокое растение?
  • Как называется самая большая в мире бабочка, самый большой в мире жук?
  • Природа сумочку её сшила, чтобы детёнышей носила?
  • Забавная эта коняжка. Всю жизнь щеголяет в тельняшке. / фотография/

Отметить отвечавших.

4 страница: Жизнь в морях и океанах.

В морях живут киты и акулы,
Рыбы, кальмар, осьминог.
Тридактны, дельфины, моржи и тюлени,
Медузы, мурены и сам “морской чёрт”.

Видеофильм.

  • Какое это сообщество?
  • Что для него характерно?

На прошлом уроке мы смотрели фильм о морских обитателях и составляли о них вопросы. Задайте свои вопросы классу.

  • Какие животные живут в морях и океанах?
  • Какие у них приспособления для передвижения в воде?
  • Какие слои заселены больше?
  • В каком сообществе живут эти животные: морская звезда, морской ёж, моллюски?

Конкурс на самый интересный вопрос.

5 страница: Природные зоны Земли.

  • Установите соответствие: /на доске/

пустыня                                                              мало тепла, многолетняя мерзлота

тундра                                                                много тепла, но влажности недостаточно

травянистая пустыня                                        много тепла и влаги

влажный тропический лес                               почти нет влаги. (2)

Отметить отвечавших.

3. Подведение итогов.

У кого плюсы во всех колонках – тем “5”,

Если в одной колонке нет “+” - тем “4”.

 Домашнее задание:

  1. прочитать в дополнительной литературе о каком-либо живом организме;
  2. нарисовать понравившееся животное или растение;
  3. сочинить стихотворение.

 Список литературы:

  1. Акпёрова И.А. Жизнь на Земле// Биология. №37. 2003.
  2. Семенцова В.Н. Природоведение. Технологические карты уроков. Санкт-Петербург “Паритет”.2002. с.134.