Цел и задачи урока.
- Создание условий для формирования представлений о физике и биологии, как единой науке о природе.
- Формирование умений объяснять биологические процессы голосообразования на основе физических знаний о звуке.
- Формирование знаний о здоровьесохраняющих приемах и навыках.
Литература:
- С. В. Громов “Физика. 8 класс”, М.: Просвещение, 2003 г.
- С. Е. Полянский “Поурочные разработки по физике. 8 класс” М.: “ВАКО”, 2003 г.
- Н. А. Пугал, Т. А. Козлова “Лабораторные и практические задания по биологии: Человек и его здоровье: 8 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек” 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику, М.: Дрофа, 2003 г.
Оборудование:
- воздушный шарик;
- гитара;
- видеофильм “Тело человека” сериал ВВС;
- аудиозаписи голоса земноводных, детский хор;
- инструкции по выполнению лабораторных работ №1 и №2
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Повторение физического материала.
- Что является источником звука? Какие виды источников звука вы знаете? (естественные и искусственные источники звуков) Демонстрация: звук, издаваемый при выходе воздуха из надутого воздушного шарика, и его изменение при увеличении или уменьшении отверстия, из которого он выходит.
- Какие физические величины характеризуют звук? (амплитуда, частота, длина волны)
- От чего зависит высота звука?
- Демонстрация: зависимость высоты звука от степени натяжения струны гитары
- От какой величины и как зависит громкость звука?
- При каком условии возникает резонанс?
- Что такое тембр?
Повторение биологического материала.
- Учащимся предлагается заполнить схему № 1.
- Что такое гортань, из чего она состоит?
Гортань образована несколькими хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ, защищает гортань спереди. Вверху гортань сообщается с носоглоткой, внизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не падала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается надгортанником.
- Как вы думаете, образование звука связано с данными органами? Опыт: палец положить на кадык и мычать. Что вы чувствуете?
По внутреннему строению гортань напоминает песочные часы, т. к. состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель. Ее края образованы растянутыми между хрящами голосовыми связками. В щель между ними проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. В спокойном состоянии, когда человек молчит, щель имеет треугольную форму и достаточно велика. Во время пения или разговора связки натягиваются, сближаются между собой. Выдыхаемый воздух, с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, порождающую возникновение звука.
- Почему только мы – люди, способны к членораздельной речи, почему животные не говорят?
Демонстрация
и обсуждение отрывка из видеофильма “Тело человека”.3. Изучение нового материала.
Причины голосообразования
.Голос обеспечивается колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого воздуха. Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, а та, в свою очередь, обусловлена длиной, толщиной и напряжением. У мужчин длина голосовых связок 20 –24 мм, у женщин 18 – 20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Вот почему у мужчин голос ниже, чем у женщин.
Голоса мальчиков и девочек практически не различаются, только в подростковом возрасте голос начинает меняться, происходит его мутация, связанная с перестройкой гортани. Во время мутации голоса у мальчиков щитовидный хрящ, загнутый внутрь, расправляется, становится заметным кадык. Это ведет к удлинению голосовых связок и снижению тембра голоса. В это время напрягать голос (громко разговаривать, петь, кричать) нельзя, т. к. могут произойти изменения, в результате которых может нарушиться формирование голосового аппарата.
Громкость голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок: чем сильнее они колеблются, тем голос громче. Неумелые певцы пытаются получить громкий звук за счет форсированного, интенсивного выдоха. Но поступать так нельзя: можно просто сорвать голос. Певцов и дикторов учат специальным приемам дыхания, позволяющим им управлять воздушной струей при выдохе в моменты речи или пения.
Демонстрация
: зависимость громкости звучания струны гитары от амплитуды колебаний.Резонаторы.
Для усиления звука служат специальные приспособления – резонаторы. У музыкальных инструментов резонатор, как правило, корпус (гитара, барабан и т. д.). У животных тоже есть резонаторы, например:
- лягушки (аудиозапись). Здесь вы слышите пение самцов остромордой лягушки, напоминающее лай собак среди трелей зеленых жаб (рисунок) .
У человека резонаторами являются ротовая и носовая полости, гортань, а также околоносовые пазухи (рис. 62 в учебнике Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек” 8 класс).
- щелчки по щеке (Задание 3 под символом “!” Стр. 139 учебник).
- лабораторная работа № 1 (инструкция № 1).
Членораздельная речь.
В образовании членораздельной речи принимают участие язык, зубы, губы. Вспомните, как разговаривает человек при потере зубов, во время насморка. Почему человек не может говорить без языка?
Артикуляция – работа языка, губ, зубов (челюстей), ротовой и носовой полостей при произнесении членораздельных звуков.
Индивидуальность голоса объясняется различием тембров, у каждого он индивидуален. У каждого человека свой тембр, и именно поэтому мы можем отличить один голос от другого.
У млекопитающих и многих птиц, как и у человека, имеются голосовые связки. Все вы знаете о способностях к человеческому разговору попугаев, дельфинов, некоторых собак и даже слонов (отрывок из книги). Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Эта особенность связана с развитием ВНД. Речь осуществляется вследствие существования у человека в мозгу специальных центров речи. Они согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Но подробнее об этом мы поговорим позднее при изучении темы “ВНД”.
Лабораторная работа № 2 (инструкция № 2)
Ребята, вам легко было выполнять эту лабораторную работу, вы сами себя слышали? Как вы думаете, почему? А что такое шум? (запись хора). Чем отличается шум от хорового пения? (Более подробно мы познакомимся с этим явлением в курсе физики старших классов).
4. Закрепление:
- № 109 рабочая тетрадь.
- ! 2. С 139 учебник
- От чего зависят индивидуальные особенности голоса?
- Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?
- Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
- Что происходит с голосом мальчиков-подростков и почему?
- Почему нельзя разговаривать и петь на морозе?
- Почему нельзя громко петь и кричать?
- Почему нельзя разговаривать во время еды?
- Что такое чихание и кашель? (с. 143 учебник)
5. Итоги урока.
Оценки учащимся выставляются по биологии и физики.
Инструкция № 1.
Лабораторная работа № 1.
Тема: “УЧАСТИЕ РОТОВОЙ И НОСОВОЙ ПОЛОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ”.
Задание 1.
Известно, что звуки речи формируются с помощью органов ротовой и носовой полостей. Чтобы убедиться в этом, протяжно произнесите звуки Р, М, Н, З, а затем зажмите нос.
Какие звуки будут искажаться?
Задание 2.
Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и с зажатым носом.
Изменяется ли звучание этих слогов и почему?
Инструкция № 2.
Лабораторная работа № 2.
Тема: “ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОИМ ГОЛОСОМ”.
Задание 1.
Цель: научиться управлять своим голосом.
При хорошем самочувствии, уверенности и бодрости голос человека звучит ясно, твердо, сочно, интонации богаты. У мужчин ясно различимы твердые ноты, а у женщин появляется приятная мелодичность.
Ваша речь зависит от умения управлять своим голосом, который должен передавать тончайшие оттенки; для убедительности вашей речи вы должны обладать хорошей дикцией. Психолог В. Леви предлагает нижеследующие упражнения.
Ход работы.
Регулярно делайте упражнения для голоса:
1. Свободно вдохните, медленно выдыхайте, произнося гласные звуки “а-а-а-а”, “о-о-о-о-о” и т. д.; согласные “м-м-м-м”, “н-н-н-н”, слоги “ба-а”, “да-а” и т.д. Варьируйте громкость, высоту, продолжительность, но при всех условиях старайтесь сохранить свободу и легкость дыхания. Напрягать следует только диафрагму, живот, нижнюю часть грудной клетки и оставлять максимально свободными плечи, шею и горло.
2. Произносите по 7 раз каждое из следующих слов, начиная с тихого полушепота, с нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью, ритмируя с вдохом – выдохом:
свобода собран уверен
сила ясно твёрдо
солнце радость громко
3. Добивайтесь предельной выразительности звучания.
- Читайте вслух с различной скоростью и громкостью стихи, прозу, пропевайте мелодию песен, соответствующих вашему настроению.
- Разговаривайте с воображаемым собеседником.
4. Для правильного произношения звуков полезны скороговорки. Научитесь произносить их на одном дыхании. Правила произнесения скороговорок следующие:
- сделайте вдох с участием диафрагмы и мышц живота – короткий вдох, как будто вы удивились.
- произносите скороговорку на одной высокой ноте, добиваясь четкого произношения каждого звука и скорости говорения.
Скороговорки.
У перепела и перепелки пять перепелят.
Вставай, Архип, петух охрип.
У воза овца, на возу пуд овса.
С Сашки в кармашке шишки и шашки.
Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.
Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Есть Кирилл присел, да кисель съел.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.
(Конечно, эту работу лучше выполнять дома, в уединении)