Разработка открытого урока по теме: "Голосообразование". 8-й класс

Разделы: Физика, Биология

Класс: 8


Цел и задачи урока.

  1. Создание условий для формирования представлений о физике и биологии, как единой науке о природе.
  2. Формирование умений объяснять биологические процессы голосообразования на основе физических знаний о звуке.
  3. Формирование знаний о здоровьесохраняющих приемах и навыках.

Литература:

  1. С. В. Громов “Физика. 8 класс”, М.: Просвещение, 2003 г.
  2. С. Е. Полянский “Поурочные разработки по физике. 8 класс” М.: “ВАКО”, 2003 г.
  3. Н. А. Пугал, Т. А. Козлова “Лабораторные и практические задания по биологии: Человек и его здоровье: 8 класс. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
  4. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек” 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику, М.: Дрофа, 2003 г.

 Оборудование:

  • воздушный шарик;
  • гитара;
  • видеофильм “Тело человека” сериал ВВС;
  • аудиозаписи голоса земноводных, детский хор;
  • инструкции по выполнению лабораторных работ №1 и №2

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Повторение физического материала.

  • Что является источником звука? Какие виды источников звука вы знаете? (естественные и искусственные источники звуков) Демонстрация: звук, издаваемый при выходе воздуха из надутого воздушного шарика, и его изменение при увеличении или уменьшении отверстия, из которого он выходит.
  • Какие физические величины характеризуют звук? (амплитуда, частота, длина волны)
  • От чего зависит высота звука?
  • Демонстрация: зависимость высоты звука от степени натяжения струны гитары
  • От какой величины и как зависит громкость звука?
  • При каком условии возникает резонанс?
  • Что такое тембр?

Повторение биологического материала.

  •  Учащимся предлагается заполнить схему № 1.

  • Что такое гортань, из чего она состоит?

Гортань образована несколькими хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ, защищает гортань спереди. Вверху гортань сообщается с носоглоткой, внизу – с трахеей. При проглатывании пищи, чтобы она не падала из носоглотки в дыхательные пути, вход в гортань закрывается надгортанником.

  • Как вы думаете, образование звука связано с данными органами? Опыт: палец положить на кадык и мычать. Что вы чувствуете?

По внутреннему строению гортань напоминает песочные часы, т. к. состоит из двух небольших полостей, сообщающихся через узкую голосовую щель. Ее края образованы растянутыми между хрящами голосовыми связками. В щель между ними проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. В спокойном состоянии, когда человек молчит, щель имеет треугольную форму и достаточно велика. Во время пения или разговора связки натягиваются, сближаются между собой. Выдыхаемый воздух, с силой прорываясь через их сомкнутые края, вызывает вибрацию связок, порождающую возникновение звука.

  • Почему только мы – люди, способны к членораздельной речи, почему животные не говорят?

Демонстрация и обсуждение отрывка из видеофильма “Тело человека”.

3. Изучение нового материала.

Причины голосообразования.

Голос обеспечивается колебанием сомкнутых голосовых связок под влиянием струи выдыхаемого воздуха. Высота голоса зависит от частоты колебания голосовых связок, а та, в свою очередь, обусловлена длиной, толщиной и напряжением. У мужчин длина голосовых связок 20 –24 мм, у женщин 18 – 20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Вот почему у мужчин голос ниже, чем у женщин.

Голоса мальчиков и девочек практически не различаются, только в подростковом возрасте голос начинает меняться, происходит его мутация, связанная с перестройкой гортани. Во время мутации голоса у мальчиков щитовидный хрящ, загнутый внутрь, расправляется, становится заметным кадык. Это ведет к удлинению голосовых связок и снижению тембра голоса. В это время напрягать голос (громко разговаривать, петь, кричать) нельзя, т. к. могут произойти изменения, в результате которых может нарушиться формирование голосового аппарата.

Громкость голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок: чем сильнее они колеблются, тем голос громче. Неумелые певцы пытаются получить громкий звук за счет форсированного, интенсивного выдоха. Но поступать так нельзя: можно просто сорвать голос. Певцов и дикторов учат специальным приемам дыхания, позволяющим им управлять воздушной струей при выдохе в моменты речи или пения.

Демонстрация: зависимость громкости звучания струны гитары от амплитуды колебаний.

Резонаторы.

Для усиления звука служат специальные приспособления – резонаторы. У музыкальных инструментов резонатор, как правило, корпус (гитара, барабан и т. д.). У животных тоже есть резонаторы, например:

  • лягушки (аудиозапись). Здесь вы слышите пение самцов остромордой лягушки, напоминающее лай собак среди трелей зеленых жаб (рисунок) .

У человека резонаторами являются ротовая и носовая полости, гортань, а также околоносовые пазухи (рис. 62 в учебнике Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев “Биология. Человек” 8 класс).

  • щелчки по щеке (Задание 3 под символом “!” Стр. 139 учебник).
  • лабораторная работа № 1 (инструкция № 1).

Членораздельная речь.

В образовании членораздельной речи принимают участие язык, зубы, губы. Вспомните, как разговаривает человек при потере зубов, во время насморка. Почему человек не может говорить без языка?

Артикуляция – работа языка, губ, зубов (челюстей), ротовой и носовой полостей при произнесении членораздельных звуков.

Индивидуальность голоса объясняется различием тембров, у каждого он индивидуален. У каждого человека свой тембр, и именно поэтому мы можем отличить один голос от другого.

У млекопитающих и многих птиц, как и у человека, имеются голосовые связки. Все вы знаете о способностях к человеческому разговору попугаев, дельфинов, некоторых собак и даже слонов (отрывок из книги). Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Эта особенность связана с развитием ВНД. Речь осуществляется вследствие существования у человека в мозгу специальных центров речи. Они согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Но подробнее об этом мы поговорим позднее при изучении темы “ВНД”.

Лабораторная работа № 2 (инструкция № 2)

Ребята, вам легко было выполнять эту лабораторную работу, вы сами себя слышали? Как вы думаете, почему? А что такое шум? (запись хора). Чем отличается шум от хорового пения? (Более подробно мы познакомимся с этим явлением в курсе физики старших классов).

4. Закрепление:

  1. № 109 рабочая тетрадь.
  2. ! 2. С 139 учебник
  3. От чего зависят индивидуальные особенности голоса?
  4. Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин?
  5. Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
  6. Что происходит с голосом мальчиков-подростков и почему?
  7. Почему нельзя разговаривать и петь на морозе?
  8. Почему нельзя громко петь и кричать?
  9. Почему нельзя разговаривать во время еды?
  10. Что такое чихание и кашель? (с. 143 учебник)

 5. Итоги урока.

Оценки учащимся выставляются по биологии и физики.

 Инструкция № 1.
Лабораторная работа № 1.

Тема: “УЧАСТИЕ РОТОВОЙ И НОСОВОЙ ПОЛОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ РЕЧИ”.

 Задание 1.

Известно, что звуки речи формируются с помощью органов ротовой и носовой полостей. Чтобы убедиться в этом, протяжно произнесите звуки Р, М, Н, З, а затем зажмите нос.

Какие звуки будут искажаться?

 Задание 2.

Произнесите слоги ЛЕ, ЛИ, НИ обычным способом и с зажатым носом.

Изменяется ли звучание этих слогов и почему?

 Инструкция № 2.
Лабораторная работа № 2.

Тема: “ПОДРУЖИТЕСЬ СО СВОИМ ГОЛОСОМ”.

Задание 1.

Цель: научиться управлять своим голосом.

При хорошем самочувствии, уверенности и бодрости голос человека звучит ясно, твердо, сочно, интонации богаты. У мужчин ясно различимы твердые ноты, а у женщин появляется приятная мелодичность.

Ваша речь зависит от умения управлять своим голосом, который должен передавать тончайшие оттенки; для убедительности вашей речи вы должны обладать хорошей дикцией. Психолог В. Леви предлагает нижеследующие упражнения.

Ход работы.

Регулярно делайте упражнения для голоса:

1. Свободно вдохните, медленно выдыхайте, произнося гласные звуки “а-а-а-а”, “о-о-о-о-о” и т. д.; согласные “м-м-м-м”, “н-н-н-н”, слоги “ба-а”, “да-а” и т.д. Варьируйте громкость, высоту, продолжительность, но при всех условиях старайтесь сохранить свободу и легкость дыхания. Напрягать следует только диафрагму, живот, нижнюю часть грудной клетки и оставлять максимально свободными плечи, шею и горло.

2. Произносите по 7 раз каждое из следующих слов, начиная с тихого полушепота, с нарастающей силой и эмоциональной насыщенностью, ритмируя с вдохом – выдохом:

свобода                                                                собран                                                           уверен  

сила                                                                      ясно                                                               твёрдо

солнце                                                                  радость                                                          громко

3. Добивайтесь предельной выразительности звучания.

  • Читайте вслух с различной скоростью и громкостью стихи, прозу, пропевайте мелодию песен, соответствующих вашему настроению.
  • Разговаривайте с воображаемым собеседником.

4. Для правильного произношения звуков полезны скороговорки. Научитесь произносить их на одном дыхании. Правила произнесения скороговорок следующие:

  • сделайте вдох с участием диафрагмы и мышц живота – короткий вдох, как будто вы удивились.
  • произносите скороговорку на одной высокой ноте, добиваясь четкого произношения каждого звука и скорости говорения.

Скороговорки.

У перепела и перепелки пять перепелят.

Вставай, Архип, петух охрип.

У воза овца, на возу пуд овса.

С Сашки в кармашке шишки и шашки.

Колотил Клим клин, колотил, да не выколотил.

Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.

Есть Кирилл присел, да кисель съел.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.

(Конечно, эту работу лучше выполнять дома, в уединении)