План-конспект урока биологии на тему: "Возникновение жизни на Земле"

Разделы: Биология


Тема:

Цель:

Обучающая:

 

Развивающая:

 

 

Воспитательная:


Тип урока:

Средства обучения:

 

 

1. Организационный момент: 1 минута.

2. Переход к изучению новой темы: 2 минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Изучение новой темы: 35 минут


?

 

Тетрадь

 

Тетрадь

?

Тетрадь

 

 

 

Рассказ с элементами беседы.

 

 

 

 

Тетрадь

 

 


?

?

?

 

 

Тетрадь

Доска

 

 

 

 


Сообщения учащихся
с параллельным заполнением сравнительной таблицы в тетрадях.

 

Тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Закрепление: 5 минут


?

?

?

?

 


5. Заключение:
2 минуты.

 

 

 


6. Домашнее задание:

Литература:

Возникновение жизни на Земле.

 

Раскрыть сущность жизни. Выявить отличия живого от неживого. Ознакомить учащихся с различными взглядами на происхождение жизни.

Совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, самостоятельно выбирать нужный материал при составлении сообщений. Продолжить формирование умений сравнивать и делать выводы. Расширять кругозор и эрудицию.

Воспитывать умение дискутировать, отстаивать свою точку зрения по той или иной проблеме.

Изучение нового материала.

Сообщения учащихся. Заполнение сравнительной таблицы.

Ход урока:

 

 


На последних уроках мы разобрали, как происходит размножение и развитие живых организмов на нашей планете, и отметили, что благодаря этой удивительной способности всех существ (способности к воспроизведению себе подобных) продолжается жизнь на нашей планете. Жизнь не заканчивается со смертью отдельной особи, она продолжается в ее потомках. Сохранение своего вида (рода) главнейшая задача всех живых организмов.

Вот мы говорим, что жизнь продолжается, жизнь сохраняется.

А что такое жизнь?

Откуда и как появились первые живые существа на Земле?

На эти вопросы мы и должны сегодня с вами постараться ответить.

План:

1. Что такое жизнь?

Что такое жизнь? (Вопрос к учащимся).

а) Определение жизни по Ф. Энгельсу.

“ Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”.

б) Основные признаки живых существ.

Живые существа, – открытые системы – совокупность упорядоченно взаимодействующих структур, образующих единое целое, обменивающаяся с окружающей средой веществом и энергией

По каким признакам мы отличаем живые системы от неживых? (Вопрос к учащимся).

  1. Сложность и высокая степень организации.
  2. Любая составная часть имеет свое назначение и функции.
  3. Обмениваются веществом и энергией с окружающей средой.
  4. Специфически реагируют на изменения окружающей среды.
  5. Хорошо приспособлены к среде обитания.
  6. Способны к самовоспроизведению.

в) Современное определение жизни.

Жизнь – особая форма существования белковых тел характеризуемая обменом веществ, раздражимостью, самовоспроизведением, самоуправлением, приспособленностью к среде, саморазвитием и, обычно, движением.

г) Уровни организации жизни на Земле.

Существует ли жизнь на уровне молекул?

Существует ли жизнь на уровне клеток?

Какие еще уровни жизни можно выделить? (Вопросы к учащимся).

А. Молекулярный.

Б. Клеточный.

В. Организменный.

Г. Популяционно-видовой.

Д. Биоценотический.

Е. Экосистемный

Ж. Биосферный.

2. Как появилась жизнь на Земле?

С развитием науки было очень много различных теорий гипотез появления и развития жизни на планете. Сейчас мы кратко с некоторыми из них познакомимся.

а) Креационизм – жизнь была создана на Земле сверхъестественным существом – Богом.

б) Самопроизвольное зарождение – организмы самопроизвольно возникают из неживой материи.

в) Биогенез – любой организм появляется только от живых организмов.

С помощью биогенеза было доказано, что жизнь появляется только из живого, но это породило другую проблему: откуда же на Земле взялся самый первый живой организм?

г) Теория стационарного состояния – Земля существовала вечно.

д) Теория панспермии – жизнь занесена из космоса.

е) Теория абиогенеза (теория Опарина).

В далеком прошлом Земля была совсем не похожа на нынешнюю. Температура ее поверхности была 4000–8000 градусов Цельсия и по мере ее остывания углерод и тугоплавкие металлы образовали земную кору.

Атмосфера была другой, она состояла в основном из воды, аммиака, двуокиси углерода и метана. До тех пор пока атмосфера Земли не остыла до 100 градусов Цельсия, вся вода находилась в парообразном состоянии. В атмосфере не было кислорода.

В 1923 году советский ученый биохимик академик А. И. Опарин высказал мнение, что органические вещества могли возникнуть в океане из более простых соединений. Энергию для этого синтеза, вероятно, доставляла интенсивная солнечная радиация, падавшая на Землю до того, как образовался слой озона, который стал задерживать большую ее часть, а так же энергия грозовых разрядов т.к. в тот период на Земле шли непрерывные дожди и сверкали многочисленные молнии.

Идея эта была не нова т. к. в 1871 году сходную мысль высказал Ч. Дарвин.

В 1953 году американские ученые П. Юри и Стэнли Миллер в ряде экспериментов смоделировали условия, происходящие на первобытной Земле, и синтезировали многие биологические вещества (аминокислоты, аденин, простые сахара).

Теория Опарина завоевала широкое признание, но она оставляет нерешенными проблемы связанные с переходом от органических веществ возникших в результате абиогенного синтеза к простым живым организмам.

Опарин предполагал, что решающая роль в превращении неживого в живое принадлежит белкам. Они способны к образованию коллоидных комплексов, которые способны обособляться от всей массы воды. Слияние таких комплексов приводит к образованию коацерватов (“коацервус” – сгусток, куча). Поэтому теорию Опарина еще называют коацерватной теорией. Возможно, они могли обмениваться со средой веществами и накапливать различные соединения. Затем по границе между коацерватами и водной средой выстраивались молекулы липидов, что привело к образованию первичной клеточной мембраны. В результате включения в коацерваты молекулы, способной к самовоспроизведению (подобие ДНК) могла возникнуть примитивная клетка - протобионт. Увеличение размеров и фрагментация могли привести к возникновению примитивного самовоспроизводящегося организма.

Данные, которыми мы сейчас располагаем, позволяют думать, что первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

Затем, возможно, постепенно появились хемосинтетические организмы, а с накоплением на земле кислорода и фотоавтотрофы.

Накопление кислорода и озона позволило живым существам выйти на сушу.

Не смотря на все сказанное, проблема возникновения жизни остается нерешенной. Гипотезы, которая превратилась бы во всеобъемлющую теорию, пока не существует. Подробности перехода от сложных неживых веществ к простым существам до сих пор покрыты тайной.

 

Какая теория больше вам нравится?

Какие условия Земли способствовали абиогенезу?

Возможен ли абиогенез сегодня?

Как вы считаете, существует ли жизнь на других планетах? (Вопросы к учащимся).

 

Фрейд Хойл: “Мысль о возникновении живого в результате описанных выше случайных взаимодействий молекул столь же нелепа и неправдоподобна, как утверждение, что ураган, пронесшийся над мусорной свалкой, может привести к сборке Боинга 747”.

Так что все, о чем мы сегодня говорили лишь гипотезы

- научные предположения.

§ учебника. Подготовка к тестированию по данной теме.

  1. В. Н. Фросин, В. И. Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. – 2 изд., - М.: Дрофа, 2004.
  2. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин Общая биология: Учеб. Для 10 – 11 кл. общеобразоват. учеб. Заведений. – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2001.
  3. Вахненко Д. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по биологии. Изд. 3-е, испр. и дополн. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”,2004.
  4. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология: В 3-х т. Т. 3.: Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.