Предлагаемый интегрированный урок биологии и математики в 7-м классе по теме “Поверим алгеброй гармонию” представляет, с нашей точки зрения, не совсем обычное, нетрадиционное сочетание учебных предметов, что делает его интересным и увлекательным для учащихся. Основная цель, которую мы ставили перед собой, – подчеркнуть взаимное проникновение наук друг в друга, дать возможность понять и почувствовать межпредметные связи. Мы хотели расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно и увлеченно изучать окружающий мир.
Одна из важных задач урока – научить бережному, ответственному отношению к природе. Необходимо, чтобы знания, полученные на уроке, затрагивали ум, чувства, активно входили в сознание, поведение и деятельность учащихся.
Материал для урока подобран так, чтобы максимально приблизить его к жизненному опыту детей. На уроке организованы проблемные ситуации, решая которые учащиеся самостоятельно делают выводы. Учителя подсказывают лишь источники информации, направляют мысли учеников. В результате ученики решают проблему, применяя необходимые знания из разных областей, и получают реальный и ощутимый результат.
Учитель математики использовал задания, требующие математического подхода, облек в различные формы, привлекая сведения о биологии земноводных, приносящих пользу. Учитель биологии использует математические сведения о земноводных для того, чтобы подчеркнуть их значимость для человека и природы, актуализирует внимание детей на удивительных фактах о роли амфибий в различных научных открытиях, которые были сделаны человечеством.
В интегрированном уроке выдержан общий дидактический принцип, основанный на посильности каждой задачи в общей цепи упражнений, и связи с ранее изученным материалом.
Цели и задачи урока:
- повторить основные темы по математике “Решение задач и уравнений”, “Формулы сокращенного умножения” и актуализировать проблему значения, охраны земноводных в рамках изучения курса зоологии;
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся;
- развить интерес к дальнейшему самостоятельному изучению проблем окружающего мира;
- научить использовать знания, полученные на уроках математики и биологии
- формировать целостное представление о мире, основанное на межпредметных связях;
- способствовать формированию экологических и нравственных понятий.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация (Приложение 1.ppt)
Ход урока
Учитель биологии.
Сегодня у нас необычный урок. Обратите внимание на тему “Поверим алгеброй гармонию”. Вы, я думаю, догадались, что в гости к биологии заглянула алгебра.
Учитель математики.
Много нового и интересного о животных вы узнаете, если на уроке биологии продемонстрируете математические знания.
Устный счет
Задание: Восстановите тождества. (Приложение 1.ppt. Слайд № 2) Если вы правильно справитесь с заданием, то узнаете эпиграф нашего урока.
(На слайде 2 представлены тождества и возможные варианты ответа. Учащиеся из предложенных вариантов выбирают правильные и в этом случае на экране высвечивается эпиграф урока).
Учитель биологии. ( Слайд № 2)
“Только познавая, как устроен окружающий мир, как он хрупок, как все в нем взаимосвязано, вы научитесь жить так, чтобы не разрушать его”
Мы очень надеемся на то, что эти слова вы возьмете на вооружение.
Учитель математики.
Чтобы узнать, какие животные будут главными действующими героями нашего урока, необходимо решить уравнения.
Задание. Когда вы решите уравнения, то сможете заполнить таблицу. ( Слайд № 3). ( На Слайде 3 представлены эти уравнения. Учащиеся решают их. Каждому правильному ответу соответствует определенная буква, вставляя которую в таблицу, можно узнать ключевое слово “амфибии”).
Учитель биологии.
Фронтальная беседа:
- Кто такие амфибии? (первая наземная группа позвоночных животных, сохранивших тесную связь с водой)
- Назовите черты приспособленности к жизни на суше. (конечности наземного типа, веки, слезные железы, барабанные перепонки, слизь, покрывающая кожу)
- Что могут делать земноводные при помощи кожи? (дышать; многие из них поглощают больше кислорода через кожу, чем через легкие и могут долго оставаться под водой)
- Каковы особенности развития лягушек? (с превращением)
- Чем питаются земноводные? (подвижными беспозвоночными: муравьями, пауками, жуками, моллюсками)
– Каковы особенности кровеносной системы взрослых, земноводных? (трехкамерное сердце и два круга кровообращения)
- Почему лягушек, которые очень прожорливы в жаркие, летние дни, зимой можно содержать для лабораторных целей в подвале, не заботясь об их пропитании? (анабиоз, активность зависит от окружающей среды)
Чтобы уточнить, какую роль в природе и значение в жизни человека имеют эти животные, обратимся к математике.
Учитель математики.
Если вы решите правильно задачу № 1, то поймете, какую важную роль играют амфибии в природе. (Слайд № 4)
Учитель биологии.
Значение 1. Уничтожают вредителей сельского и лесного хозяйства.
Вывод: Амфибии – пресс, который постоянно давит на многочисленную армию вредителей. Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред становится минимальным. ( Слайд № 9)
Учитель математики.
Решение задачи 2 продолжает искать ответ на вопрос о важной роли земноводных в природе и жизни человека. (Слайд № 5)
Учитель биологии.
(Слайд № 9) Значение 2. Пища для многих животных и человека.
Вывод: Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они часть сложной системы под названием “Природа”, являются звеном в цепях питания.
Учитель математики.
Решение задачи 3 актуализирует очень важную проблему, которую помогают решить амфибии. (Слайд № 6)
Учитель биологии.
Значение 3. Использование в научных опытах. (Слайд № 9)
В цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы. Кто и за что? (отвечают ученики)
Учитель биологии
Ученые биологи и медики используют лягушек в научных опытах и экспериментах. Этим страдальцам науки благодарное человечество поставило памятники. Первый памятник – в Сорбонне – всемирно известном Парижском Университете. (Слайд № 7)
Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами – медиками.
Но существует несколько шуточных памятников. ( Слайд № 8)
Значение 4. Индикаторы чистоты воды. ( Слайд № 9)
– Как вы думаете, почему они индикаторы?
Их тонкие влажные покровы очень чувствительны к загрязнению. Если в водоеме есть земноводные, то значит вода в нем чистая. Отсутствие земноводных – один из признаков загрязнения.
Учитель математики.
Мир земноводных многообразен. Их насчитывается около 4 тысяч видов.
Мы узнаем о продолжительности жизни некоторых из них, заполнив таблицу.
Самостоятельная работа ( Слайд № 10)
Учитель биологии.
Итак, алгебра помогла нам узнать, что у разных видов земноводных продолжительность жизни различна. Размах от 6 до 40 лет.
Чем еще земноводные могут удивить нас?
“Земноводные в цифрах” (Слайд № 11)
Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же навек мы все объединимся.
Давайте души наши сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Учитель математики.
Домашнее задание: (Слайд № 12)
Учитель биологии.
Подведение итогов: На сегодняшнем уроке вы хорошо потрудились, используя свои знания по алгебре для того, чтобы подчеркнуть важность и полезность земноводных. Вы убедились, что их надо беречь и охранять. Наиболее активные ученики по количеству жетонов получат положительные оценки в журнал.
У вас на столах лежат красные и синие карточки. Просим поднять красные карточки, если урок понравился, и синие, если есть замечания, дополнения.
Завершается урок стихотворением “Монолог Природы” на фоне показа слайдов. ( Слайд 13-21)
Я – природа, Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастие
Подарить – в моей все это власти!
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое уменье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой – одна судьба!
Да, ты вырос – ты простился с детством.
Шире – что не год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила,
Береги!
Даже волка – вдруг, да он последний…
Уничтожишь (зверь не карандаш!)
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших – не создашь.
Мы с тобою ниточкой одною
Связаны – нет жара без огня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня!
Литература:
- Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады: Планирование, организация, содержание. – М.: 5 за знания, 2008.
- Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Зоология” В.: ВГУ, 2000.
- Под редакцией Банникова А.Г. Жизнь животных т.5.
- Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М.: Просвещение, 1987.
- Цингер Я.А. Занимательная зоология. – М.:Просвещение, 1959.