Задачи:
– развивать навыки работы с научным тектом;
– обощать знания;
– продолжить формирование навыков получения
информации учащимися с помощью различных
источников, в том числе компьютерных.
Цели:
– познакомиться с размножением организмов,
разнообразием способов размножения;
– показать биологическое значение размножения;
– продолжить формирование умений распознавать
органы растений на рисунках и таблицах.
Обородование: компьютер, CD-диск.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся в форме фронтальной беседы, работы с карточками, биологической басней, анаграммой, тестом
Вопросы:
- Что такое фотосинтез?
- Почему растение является целостным организмом?
- Происходит ли в клетках растений обмен веществ и энергии?
- Какие вещества поглощаются, а какие выделяются в окружающую среду?
- Что такое дыхание?
- Какое значение имеет испарение для растений?
Работа с карточками:
Карточка №1: Что такое листопад и какую роль он играет в жизни растений?
Карточка №2: Перечислите органы высших растений.
Карточка №3: Назовите видоизменения листьев у растений.
Биологическая басня: Кто прав: корни или листья? Кто кого должен благодарить? Почему?
“В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что? б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами”.—
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
“Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?” —
Листы, по дереву шумя, залепетали.“Мы те”,
Им снизу отвечали:
“Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится,—
Не станет дерева, ни вас”.
(И.А. Крылов)
Анаграмма:
Поменяйте местами буквы, чтобы получилось слово обозначающее явление природы.
Д А С О Л И П Т (листопад).
Какие вы знаете стихотворения об осени или листопаде?
“Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной”
(Ф.И. Тютчев)
Пословицы:
Весна красна цветами, а осень снопами.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Тест:
I вариант:
1.Какая ткань обеспечивает рост растения?
а) проводящая;
б) образовательная;
в) основная;
г)покровная.
2. Какое из перечисленных растений относится к
семенным?
а) сфагнум;
б) хвощ полевой;
в) сосна обыкновенная;
г) ламинария.
3) Какое из растений относится к низшим
споровым?
а) водоросли;
б) мхи;
в)папоротник;
г) хвощи.
4) дайте понятие определению “многолетние растения”.
II вариант:
1) Какие органы растения называются
вегетативные?
а) корень, побег, семя;
б) корень, лист, плод;
в) стебель, лист, цветок;
г) корень, побег.
2) В какой части клетки находятся хромосомы?
а) ядро;
б) вакуоли;
в) цитоплазма;
г) хромотафор.
3) Какое из перечисленных растений относится к
споровым?
а) кукушкин лен;
б) сосна;
в) пшеница;
г) можжевельник.
4) дайте определение понятию “однолетние растения”.
III. Изучение нового материала
Растительный мир нашей планеты богат и раснообразен. В процесс жизнедеятельности растение живет, питается, дышит, развивается и растет. Но рано или поздно растений заканчивает свой жизненный цикл. Однако, растительный мир земли не исчезает. Как вы думаете, ребята, почему?
В процессе роста и развития растение накапливает различные питательные вещеста, дотигнув определенного возраста оно преступает к размножению, что обеспечивает непрерывность и преемственность жизни.
Размножение – одно из обязательный свойств любого живого организма. Размножение по своему биологическому значению существенно отличается от всех других жизненных функций организма. Размножение увеличивает число новых организмов внешне сходных с материнским. Благодаря ему, становится больше особей какого либо вида.
Бесполое размножение делится на спорообразование и вегетативное.
Спора – специализированная клетка, она отделяется от материнскоого растения и, попав в благоприятные условия, прорастает образуя новые растения. Одно растение может образовывать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.
При вегетативном размножении новые особи расзвиваются из клеток органов (или их частей), за счет которых происходит рост и питаение растений, т.е. вегетативных органов. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.
Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток – гамет. Процесс слияния мужской и женской гаметы получил название – оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, которыйй несет признаки обоих родителей.
При половом размножении новый организм образется в результате слияния половых клеток (мужской и женской гамет), каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящихся в ядрах клеток. В результате перекомбинации признаков у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде.
У многих водорослей и всех высших растений происходит закономерная смена бесполого размножения половым.
IV. Подведение итогов, обобщение:
Проверка усваяемости материала, продуктивность урока, выставление оценок.
V. Домашнее задание:
§40.