Цель урока: создать условия для усвоения знаний об особенностях строения и функционировании основных компонентов клетки.
Обучающие задачи: Выявить согласованность работы одномембранных органоидов клетки;
Развивающие задачи: Продолжить формирование умения анализировать и обобщать полученные знания, выделять главное в изученном материале;
Воспитывающие задачи: Формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.
Методы:
1. Словесно-наглядный;
2. Проблемный;
3. Частично поисковый.
Формы проведения урока: урок презентация
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы по общей биологии, карточки для проверки усвоения задания.
Использованная литература: Поурочные разработки по биологии для 10 класса, журналы “Биология в школе” и “Магариф”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о строении клеточной мембраны и транспорте через неё.
– Рассмотрите слайд. Какая часть клетки изображена на слайде?
(рисунок 1)
– Каковы функции клеточной мембраны?
– Посмотрите на экран и выполните следующее задание. Какие процессы изображены на рисунках А, Б, В.
а) диффузия; б) осмос; в) активный транспорт; г) эндоцитоз; д) экзоцитоз
А
Б
В
(рисунок 2)
Демонстрируется слайд “Сказочные цифры”
– Объясните, что означает эти цифры?
а) 1665; б) 1838; в) 1858; г) 1831.
II. Мотивация.
На прошлом уроке мы рассмотрели строение клеточной мембраны и особенности транспорта через клеточную мембрану. Сегодня мы должны выяснить, что происходит с поступившими в клетку веществами и синтезируемыми в самой клетке. Какие органоиды клетки принимают участие в судьбе этих веществ? Этими органоидами являются одномембранные клеточные структуры.
III.
Сообщение темы, целей и задач урока.Тема нашего урока “Одномембранные структуры клетки и их взаимодействие” (записываем).
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Органоиды (органеллы)– постоянные клеточные структуры, обеспечивающие выполнение клеткой специфических функций.
К одномембранным органоидам клетки относят:
– Эндоплазматическую сеть.
– Комплекс Гольджи.
– Лизосомы.
Для удобства в работе мы используем таблицу.
Строение и функции клеточных органоидов.
Органоиды клетки |
Строение |
Функции |
Дополнит. сведения |
ЭПС |
|||
Комплекс Гольджи |
|||
Лизосомы |
Изучение строения ЭПС. Рассказ учителя об особенностях строения и функциях ЭПС и заполнения таблицы.
Гранулярная ЭПС Гладкая ЭПС
(рисунок 3)
Эндоплазматическая сеть – это сложная система мембран, образующих трубочки, канальцы, цистерны, пузырьки. Открыта в 1945 году английским ученым К. Портером. Её можно наблюдать только при помощи электронного микроскопа. Различают два вида ЭПС: гладкую и гранулярную.
Гладкая ЭПС имеет вид трубочек, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. В ней осуществляется синтез липидов и углеводов. Преобладает в клетках сальных желез, печени, в клетках богатых запасными питательными веществами, например, в семенах растений.
На мембранах каналов и полостей шероховатой ЭПС расположено множество рибосом, основная функция которых синтез белков. Особенно много шероховатой ЭПС в клетках желез и нервных клетках.
– А теперь давайте проверим, что записано у вас в таблице?
– Какое строение имеет ЭПС?
– Какие функции она выполняет? (Учащиеся заполняют таблицу)
Следующий органоид комплекс Гольджи
(рисунок 4)
Аппарат Гольджи присутствует во всех эукариотических клетках. Он был открыт итальянским ученым К. Гольджи в 1898 г. в нервных клетках. Структурно – функциональная единица аппарата Гольджи – диктиосома.
Комплекс Гольджи представляет собой стопку мембранных мешочков (цистерн) и связанную с ними систему пузырьков.
Он особенно развит в клетках, вырабатывающих белковый секрет, а также в нейронах и овоцитах.
Функции комплекса Гольджи:
- транспорт и химическая модификация веществ.
- синтез полисахаридов.
- участие в построении клеточной стенки.
- секреторная.
- образование лизосом.
Проверяем запись в тетради и записываем новые слова в словарь.
Изучение строения Лизосомы
(рисунок 5)
Лизосомы открыты в 1955 году с помощью электронного микроскопа. Они представляют собой сферические мембранные мешочки, наполненные пищеварительными ферментами. В одной лизосоме могут находиться 30-50 различных ферментов. Особенно лизосом много в животных клетках.
Лизосомы расщепляют питательные вещества, переваривают попавшие в клетку бактерии, выделяют ферменты, удаляют путем переваривания ненужные части клеток.
У растений растворяются органеллы при образовании пробковой ткани, сосудов древесины.
(Учащиеся заполняют таблицу)
V. Повторение изученного.
1. Ученикам рекомендуется сравнить таблицу, сделать необходимые дополнения.
2. Работа с учебником Сонина Н.И., Захарова В.Б., Мамонтова С.Г.
VI. Закрепление.
А теперь обобщим полученные знания (ученики выполняют задания в виде теста).
1. Органоиды, расположенные на гранулярной ЭПС и участвующие в биосинтезе белка,– это:
А. Лизосомы; б. Митохондрии; в. Рибосомы; г. Хлоропласты.
2. Органоид ограниченный от цитоплазмы одной мембраной, содержащий множество ферментов:
А. Митохондрии; б. Аппарат гольджи; в.рибосома; г. Лизосома.
3.Лизосомы в клетки образуются в:
А. Эндоплазматической сети; б. Митохондриях; В. Клеточном центре; г.комплексе гольджи.
4. Функции шероховатой ЭПС:
А. Транспорт веществ и синтез белков; Б. Переваривание органических веществ; В. Участие в межклеточных контактах; Г. Образование рибосом.
5.ЭПС имеется в цитоплазме:
А. Всех клеток; б. Только животных клеток; в.только растительных клеток; г.всех клеток, за исключением клеток прокариот.
VII. Задание на дом.
Прочитать стр. 35-37 учебника.
Подготовить ответы на вопросы №2, 3,4.
Составить тест по теме “Функции органоидов клетки”.