УЭ-0
Комплексная дидактическая цель:
- Создать условия для повторения блока ранее изученной информации.
- Продолжить подготовку обучающихся к ЕГЭ по биологии в системе
Использование элементов образовательных технологий:
- Технология модульного обучения.
- Технология развития критического мышления.
- Технология проблемного обучения.
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология тестового контроля.
План урока
1. Вспоминаем взаимоотношения между
организмами.
2. Работа в парах по оцениванию сообщений.
3. Сравниваем формы взаимоотношений между
организмами.
4. Работа с кластерами.
5. Творческое задание для группы экологов.
6. Анализ кластеров, таблицы по теме.
7. Заработай пятерку – выполнение теста.
8. Задай вопрос однокласснику, учителю: Что было
сложно?
9. Контроль по уровню сложности. (Тест)
УЭ-1
Частная дидактическая цель: определитьуровень знаний о формах взаимоотношений между организмами.
1. Выполните задание №1, 2, 3, 4 листа контроля.
Задание №1. Работа в парах. Послушайте и оцените сообщения учащихся о позитивных, негативных и нейтральных взаимоотношениях между живыми организмами.
2. Укажите в листах контроля, что вы знаете, что узнали нового, что хотите узнать об отношениях между организмами.
УЭ-2
Частная дидактическая цель: сравнитьформы симбиоза, антибиоза, нейтрализма, выявить сходства и различия.
Выполните задание № 2, № 3 и № 4 листа контроля.
Задание № 2. Расшифруйте ниже приведенные кластеры. Для каких царств живой природы характерны данные формы взаимоотношений? (Слайды 10, 11, 12)
Задание №3. Соотнесите по значению слова и их определения
1. Мутуализм | 1. Особи одного вида используют остатки пищи другого вида |
2. Комменсализм (нахлебничество) | 2. Особи одного вида представляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы |
3. Комменсализм (квартиранство) | 3. Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов |
Задание № 4. Из перечня живых организмов составьте примеры взаимоотношений различных форм и внесите в таблицу в листе контроля
Цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак-отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник–трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк–полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
УЭ-3
Частная дидактическая цель: расширить знания о разнообразии взаимосвязей живых существ.
Задание. Пользуясь справочной литературой, определите, какие виды связей существуют между организмами? Ответьте на вопрос. Что образует множественность форм отношений между организмами?
Виды связей между живыми организмами:
- Трофические – один вид питается другим
- Топические – изменение одним видом условий обитания другого вида
- Форические – один вид участвует в распространении другого вида
- Фабрические – один вид использует для своих сооружений мертвые остатки или даже живых особей другого вида
УЭ-4
Частная дидактическая цель: указать практическое использование знаний оразличных формах взаимоотношений между особями в медицине и сельском хозяйстве.
Используя информацию дополнительной, справочной литературы и Интернет ресурсов, обменяйтесь мнениями друг с другом о значении знаний о способах взаимоотношений между организмами в медицине и сельском хозяйстве. Выполните задание №5.
УЭ-5
Частная дидактическая цель: отработать умения по распознаванию многообразия взаимоотношений между живыми существами.
На основании изученного материала сделайте вывод об эволюционном значении различных форм взаимоотношений между живыми существами.
Задание № 5. Определите типы взаимоотношений между организмами:
Тип взаимоотношений Примеры
Конкуренция заяц-беляк – заяц-русак
бизон – мустанг
пшеница – бодяк полевой
Паразитизм человек – аскарида
наездник – трихограмма – яйца капустной белянки
смородина – тля
Мутуализм береза – подберезовик
горох – клубеньковые азотфиксирующие бактерии
Хищничество цапля – лягушка
росянка – муха
амеба – водные бактерии
муравьиный лев – муравей
Комменсализм лей – шакал
акула – рыба-лоцман
Задание № 6. Выполните тест
Ключ к тесту
Уровень сложности А («4» балла) Уровень сложности Б(«5»баллов)
1. А 1. Б
2. Б 2. Б
3. В 3. А
4. А, Б, В 4. А, Б
5. В 5. А
УЭ-6
Частная дидактическая цель: определить уровень усвоения знаний, умений, навыков по теме «Взаимоотношения между организмами».
Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Если вы набрали 28-30 баллов – оценка «5» – Молодец!
25-27 баллов – оценка «4»;
21-24 баллов – оценка «3».
УЭ-7
Задание на дом:
1. Повторить главу 17 (1 уровень сложности)
2. Выполнить терминологическую работу на русском
и английском языках, с. 568-569 (2 уровень
сложности)
3. Подготовить сообщения на тему «Биосфера и
человек», используя информацию дополнительной
литературы и Интернет-ресурсов ( 3 уровень
сложности)
УЭ-8
Рефлексия:
Цель достигнута | Цель урока |
Цель урока |
Библиография:
- Учебник биологии для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. 5-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
- Учебник биологии для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. / Под редакцией. Проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.
- Большая энциклопедия природы для детей. Шантеклер, Бельгия. 1991. Пер. с фр. М.: Гриф – фонд, Межкнига, 1994. Издатель А.Л.Дьяченко.
- Чебышев Н.В., Гузикова Г.С., Лазарева Ю.Б., Ларина С.Н. Биология. Новейший справочник. – М.: Махаон, 2007.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2004 №2.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2005 №5.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2006 №3.
- Научно-методический журнал «Биология в школе», 2007 №4.