Органы и системы органов животных. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Данная методическая разработка урока соответствует программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы.

Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм.

Первый урок по теме, сопровождается демонстрацией учебной презентации PowerPoint, используется интерактивная доска Smart Board.

Цели для ученика:

  1. знать органы, составляющие пищеварительную, дыхательную, кровеносную и выделительную системы животных;
  2. иметь представление о последовательности расположения органов, составляющих данные системы;
  3. уметь  находить взаимосвязи между строением систем органов животных  и выполняемыми функциями;
  4. овладевать умениями:
    • взаимодействовать в группе;
    • представлять результаты работы с информацией;
    • оценивать работу свою и других;
    • проводить рефлексию результатов работы.

Цели для учителя:

Предметные:

  • расширить знания учащихся о понятиях «орган» и «система органов» через знакомство с разнообразием систем органов у животных;
  • познакомить учащихся с пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной системами;
  • рассмотреть соответствие строения систем органов животных  выполняемым функциям;
  • продолжить формирование умений работать с рисунками.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: формирование коммуникативных навыков работы в группе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (учащиеся приходят в класс и садятся сразу по 5 группам, одна из групп включает только мальчиков).

Средства обучения: ИКТ.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД) Smart Board;
  • презентация PowerPoint «Органы и системы органов животных», презентация к интерактивной доске;
  • цветовые символы  систем органов (листы зелёного цвета – пищеварительная система; голубого – дыхательная система; красного – кровеносная.; коричневого – выделительная);
  • правила работы в группе (для вывешивания на доске, для раздачи командирам группы) (Приложение 1);
  • карточки с заданием для работы в группе (распечатки слайдов презентации PowerPoint №№ 7, 10, 13, 16) (Приложение 2);
  • карточки с таблицей (Приложение 3); с текстом о функциях систем органов (для вывешивания на доске, для раздачи группам) (Приложение 4).

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

У. приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Уч-ся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, предъявление учебных задач (5 мин.)

У. проводит биологическую разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала.

Задания биологической разминки

1. Из группы понятий исключить лишнее и объяснить, почему это понятие лишнее.

Слайд 1

(Ответы:1 – лишнее понятие «хлоропласты», т.к. этот органоид имеют только клетки растений; 2 – нервная ткань, т.к.это вид ткани животных; 3 – корень, т.к. другие понятия обозначают части органа растения «побег»)

2. Из предложенных понятий выстроить цепочку: орган, клетка, системы органов, ткань и подобрать соответствующее определение.

Слайд 2

У. организует выход на тему урока

Слайд 3

У. предъявляет учебные задачи (цели, поставленные для ученика, в виде задач  сообщаются учащимся, поэтому ребёнок, не являясь  субъектом целеполагания, становится субъектом целеосуществления)

Слайд 4

 

 

Уч-ся выполняют задания биологической разминки, принимают участие в обсуждении ответов.

 

 

 

Уч-ся оказываются в ситуации  недостаточности знаний и выходят на тему урока.

Записывают  тему урока в тетрадь.

Уч-ся слушают и осмысливают учебные задачи урока.

Изучение нового материала (решение учебных задач) (23 мин.)

У. организует работу групп:

- на начало работы мальчиков распределяет по группам в качестве командиров (подчёркивает  значимость и ответственность данной роли);

- объясняет обязанность командира - следить за соблюдением правил, организовывать работу группы и обязанность секретаря, которого выбирает командир, - фиксировать предложения,  идеи, делать записи всёго того, что обсудит и решит группа.

- оглашает правила работы в группе, вывешивает на доску, раздаёт командирам (Приложение 1).

- сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (за работу группе после представления результатов выставляется общая отметка, индивидуальные отметки члены группы определяют сами  в зависимости от участия в работе по выполнению задания, но не выше общей).

 

Мальчики 5-ой группы  пересаживаются в 1-4 группы.

 

Уч-ся определяют свою роль в группе.

Командир группы выбирает секретаря.

Уч-ся вспоминают правила работы в группах.

Уч-ся задают уточняющие вопросы по организации работы.

 

 

У. организует выполнение учащимися заданий по решению учебных задач

- информирует учащихся о системах органов животных и порядке их изучения на уроке («Органы в организме многоклеточных животных образуют системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, половую. Сегодня на уроке мы рассмотрим такие системы органов как пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Каждая группа будет самостоятельно работать над изучением одной из систем органов, а потом результаты своей работы представит всем остальным).

Слайд 5

- даёт информацию об условном обозначении систем органов на схематических рисунках цветом,  на стол ставит цветовой символ  системы органов, которую группа будет изучать;

 

Уч-ся слушают учителя и готовятся к работе.

 

 

 

Уч-ся узнают над изучением какой системы органов будут работать.

 

- раздаёт  задания (Приложение 2 );

Слайды 7, 10, 13, 16

- консультирует учащихся по выполнению заданий;

- контролирует время выполнения заданий;

Каждая группа получает распечатку слайда с заданием.

Командиры организуют работу по выполнению заданий и наблюдают за активностью членов группы.

Уч-ся по группам в течение 7-10 мин. выполняют задания.

 

- помогает учащимся, работающим у интерактивной доски;

 

 

- даёт пояснения по работе с таблицей «Системы органов животных» ((Приложение 3) сведения во вторую графу заносятся учащимися дома)            

- организует фронтальную работу по определению функций изучаемых систем органов (Приложение 4)

 

1-2 ученика от группы переносят выполненное задание на интерактивную доску (перемещение объектов пальцем).

Слайды (ИД) 1-4 (Приложение 5)

(Соответствуют слайдам PowerPoint 6, 9, 12, 15)

Во время выполнения представителями групп заданий на интерактивной доске остальные учащиеся

  1. в тетрадь перечерчивают таблицу и заполняют первую графу (карточка);
  2. выбирают из предложенного  перечня функции рассматриваемых систем органов и записывают их в третью графу таблицы (карточки).

 

У. организует афиширование результатов работы групп.

- перед тем как группа начнёт представлять на ИД выполненное задание, на слайде презентации  демонстрирует само задание;

- слушает учащихся;

- предъявляет на слайде презентации  PowerPoint образец выполненного задания;

Пищеварительная система – Слайды 6, 7

Дыхательная система – Слайды 9, 10

Выделительная система – Слайды 12, 13

Кровеносная система – Слайды 15, 16

- привлекает учащихся других групп к оценке представленных результатов работы;

- оценивает результаты работы групп, выставляет группе общую отметку;

- организует решение учащимися биологических задач (после ознакомления с пищеварительной и выделительной системами);

Слайды 8, 14

- знакомит учащихся с дополнительной занимательной информацией: рубрика «Это интересно знать» (после ознакомления с выделительной системой). Слайд 11

 

Группы представляют выполненные на интерактивной доске задания (изменения сохраняются), дают ответы на вопросы, если они были предусмотрены заданием.

Слайды (ИД) 1-4

 

Уч-ся других групп оценивают по образцу полноту  и правильность выполнения задания.

 

Уч-ся отвечают на вопросы, обсуждают ответы, вносят дополнения.

Уч-ся слушают дополнительную информацию, задают вопросы.

Первичное закрепление и обобщение материала (6 мин.)

У. организует подведение итогов работы

- предлагает выполнить задание: сконструировать предложение из словосочетаний и фраз, которое является выводом о взаимосвязи органов, образующих систему, между собой в связи с выполняемой функцией;

Слайд 17 

- задаёт вопрос: «В чём проявляется взаимосвязь между строением систем органов и выполняемыми функциями?»

Слайды (ИД) 1-4 или Слайды 7,10,13,16

 

Уч-ся из предложенных словосочетаний составляют вывод и озвучивают варианты, делают запись в тетради (при наличии времени).

Уч-ся отвечают на данный вопрос по каждой из изученных систем органов.

Рефлексия учащихся (3 мин.)

У. задаёт вопросы рефлексии

  1. Решены ли нами учебные задачи, поставленные в начале урока? (Гиперссылка на Слайд 4)
  2. Какие способы решения учебных задач были наиболее интересными и помогли понять, запомнить материал темы, научиться чему-то?
  3. Как вы оцениваете работу своей группы (отношения в группе, активность членов группы при выполнении задания)?

Слайд 18

Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии (один из группы озвучивает коллективное мнение или высказываются индивидуально по желанию).

Оценка деятельности на уроке (1 мин.)

Даёт общую оценку работе учащихся на уроке.

Командир согласовывает  отметки членам группы в зависимости от активности в работе.

Секретарь записывает отметки на листе и после урока передаёт его учителю.

Домашнее задание (1 мин.)

У. задаёт и комментирует домашнее задание.

- Параграф 7, с. 46-47, заполнить вторую графу таблицы.

- Дополнительное задание (самостоятельная работа по желанию учащихся): подобрать информацию об изученных системах органов к рубрике «Это интересно знать».

Слайд 19

 

Уч-ся записывают д/з в дневники, задают уточняющие вопросы.

 

Примечание. При отсутствии интерактивной доски Smart Board и проецировании изображения на  жёсткий экран-доску (или ИД других производителей), на которых можно писать маркерами, группы  переносят выполненные задания на слайды PowerPoint 6, 9, 12, 15 не перемещением объектов, а написанием соответствующих органов и необходимых стрелок.

Информационные источники

  1. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадский и др.; Под ред. М.А. Козлова.- М.: Просвещение, 1989
  2. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб: «Специальная литература», 1997
  3. Открытая биология. Версия 2.6. 6-11. ФИЗИКОН. 2005
  4. Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2009.