Данная методическая разработка урока соответствует программе основного общего образования по биологии. 6-9 классы.
Авторы: Сонин Н.И., В.Б. Захаров и др. VI класс – Живой организм.
Первый урок по теме, сопровождается демонстрацией учебной презентации PowerPoint, используется интерактивная доска Smart Board.
Цели для ученика:
- знать органы, составляющие пищеварительную, дыхательную, кровеносную и выделительную системы животных;
- иметь представление о последовательности расположения органов, составляющих данные системы;
- уметь находить взаимосвязи между строением систем органов животных и выполняемыми функциями;
- овладевать умениями:
- взаимодействовать в группе;
- представлять результаты работы с информацией;
- оценивать работу свою и других;
- проводить рефлексию результатов работы.
Цели для учителя:
Предметные:
- расширить знания учащихся о понятиях «орган» и «система органов» через знакомство с разнообразием систем органов у животных;
- познакомить учащихся с пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной системами;
- рассмотреть соответствие строения систем органов животных выполняемым функциям;
- продолжить формирование умений работать с рисунками.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные: формирование коммуникативных навыков работы в группе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая (учащиеся приходят в класс и садятся сразу по 5 группам, одна из групп включает только мальчиков).
Средства обучения: ИКТ.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (ИД) Smart Board;
- презентация PowerPoint «Органы и системы органов животных», презентация к интерактивной доске;
- цветовые символы систем органов (листы зелёного цвета – пищеварительная система; голубого – дыхательная система; красного – кровеносная.; коричневого – выделительная);
- правила работы в группе (для вывешивания на доске, для раздачи командирам группы) (Приложение 1);
- карточки с заданием для работы в группе (распечатки слайдов презентации PowerPoint №№ 7, 10, 13, 16) (Приложение 2);
- карточки с таблицей (Приложение 3); с текстом о функциях систем органов (для вывешивания на доске, для раздачи группам) (Приложение 4).
Ход урока
Этапы урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) |
У. приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. |
Уч-ся занимают рабочие места, психологически настраиваются на работу. |
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний, предъявление учебных задач (5 мин.) |
У. проводит биологическую разминку с целью актуализации знаний, которые послужат опорой для освоения нового материала. Задания биологической разминки 1. Из группы понятий исключить лишнее и объяснить, почему это понятие лишнее. Слайд 1 (Ответы:1 – лишнее понятие «хлоропласты», т.к. этот органоид имеют только клетки растений; 2 – нервная ткань, т.к.это вид ткани животных; 3 – корень, т.к. другие понятия обозначают части органа растения «побег») 2. Из предложенных понятий выстроить цепочку: орган, клетка, системы органов, ткань и подобрать соответствующее определение. Слайд 2 У. организует выход на тему урока Слайд 3 У. предъявляет учебные задачи (цели, поставленные для ученика, в виде задач сообщаются учащимся, поэтому ребёнок, не являясь субъектом целеполагания, становится субъектом целеосуществления) Слайд 4 |
Уч-ся выполняют задания биологической разминки, принимают участие в обсуждении ответов.
Уч-ся оказываются в ситуации недостаточности знаний и выходят на тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Уч-ся слушают и осмысливают учебные задачи урока. |
Изучение нового материала (решение учебных задач) (23 мин.) |
У. организует работу групп: - на начало работы мальчиков распределяет по группам в качестве командиров (подчёркивает значимость и ответственность данной роли); - объясняет обязанность командира - следить за соблюдением правил, организовывать работу группы и обязанность секретаря, которого выбирает командир, - фиксировать предложения, идеи, делать записи всёго того, что обсудит и решит группа. - оглашает правила работы в группе, вывешивает на доску, раздаёт командирам (Приложение 1). - сообщает, как будет оцениваться работа на уроке (за работу группе после представления результатов выставляется общая отметка, индивидуальные отметки члены группы определяют сами в зависимости от участия в работе по выполнению задания, но не выше общей). |
Мальчики 5-ой группы пересаживаются в 1-4 группы.
Уч-ся определяют свою роль в группе. Командир группы выбирает секретаря.
Уч-ся вспоминают правила работы в группах. Уч-ся задают уточняющие вопросы по организации работы. |
|
У. организует выполнение учащимися заданий по решению учебных задач - информирует учащихся о системах органов животных и порядке их изучения на уроке («Органы в организме многоклеточных животных образуют системы органов: пищеварительную, дыхательную, кровеносную, выделительную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, половую. Сегодня на уроке мы рассмотрим такие системы органов как пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная. Каждая группа будет самостоятельно работать над изучением одной из систем органов, а потом результаты своей работы представит всем остальным). Слайд 5 - даёт информацию об условном обозначении систем органов на схематических рисунках цветом, на стол ставит цветовой символ системы органов, которую группа будет изучать; |
Уч-ся слушают учителя и готовятся к работе.
Уч-ся узнают над изучением какой системы органов будут работать. |
|
- раздаёт задания (Приложение 2 ); Слайды 7, 10, 13, 16 - консультирует учащихся по выполнению заданий; - контролирует время выполнения заданий; |
Каждая группа получает распечатку слайда с заданием. Командиры организуют работу по выполнению заданий и наблюдают за активностью членов группы. Уч-ся по группам в течение 7-10 мин. выполняют задания. |
|
- помогает учащимся, работающим у интерактивной доски;
- даёт пояснения по работе с таблицей «Системы органов животных» ((Приложение 3) сведения во вторую графу заносятся учащимися дома) - организует фронтальную работу по определению функций изучаемых систем органов (Приложение 4)
|
1-2 ученика от группы переносят выполненное задание на интерактивную доску (перемещение объектов пальцем). Слайды (ИД) 1-4 (Приложение 5) (Соответствуют слайдам PowerPoint 6, 9, 12, 15) Во время выполнения представителями групп заданий на интерактивной доске остальные учащиеся
|
|
У. организует афиширование результатов работы групп. - перед тем как группа начнёт представлять на ИД выполненное задание, на слайде презентации демонстрирует само задание; - слушает учащихся; - предъявляет на слайде презентации PowerPoint образец выполненного задания; Пищеварительная система – Слайды 6, 7 Дыхательная система – Слайды 9, 10 Выделительная система – Слайды 12, 13 Кровеносная система – Слайды 15, 16 - привлекает учащихся других групп к оценке представленных результатов работы; - оценивает результаты работы групп, выставляет группе общую отметку; - организует решение учащимися биологических задач (после ознакомления с пищеварительной и выделительной системами); Слайды 8, 14 - знакомит учащихся с дополнительной занимательной информацией: рубрика «Это интересно знать» (после ознакомления с выделительной системой). Слайд 11 |
Группы представляют выполненные на интерактивной доске задания (изменения сохраняются), дают ответы на вопросы, если они были предусмотрены заданием. Слайды (ИД) 1-4
Уч-ся других групп оценивают по образцу полноту и правильность выполнения задания.
Уч-ся отвечают на вопросы, обсуждают ответы, вносят дополнения. Уч-ся слушают дополнительную информацию, задают вопросы. |
Первичное закрепление и обобщение материала (6 мин.) |
У. организует подведение итогов работы - предлагает выполнить задание: сконструировать предложение из словосочетаний и фраз, которое является выводом о взаимосвязи органов, образующих систему, между собой в связи с выполняемой функцией; Слайд 17 - задаёт вопрос: «В чём проявляется взаимосвязь между строением систем органов и выполняемыми функциями?» Слайды (ИД) 1-4 или Слайды 7,10,13,16 |
Уч-ся из предложенных словосочетаний составляют вывод и озвучивают варианты, делают запись в тетради (при наличии времени). Уч-ся отвечают на данный вопрос по каждой из изученных систем органов. |
Рефлексия учащихся (3 мин.) |
У. задаёт вопросы рефлексии
Слайд 18 |
Уч-ся отвечают на вопросы рефлексии (один из группы озвучивает коллективное мнение или высказываются индивидуально по желанию). |
Оценка деятельности на уроке (1 мин.) |
Даёт общую оценку работе учащихся на уроке. |
Командир согласовывает отметки членам группы в зависимости от активности в работе. Секретарь записывает отметки на листе и после урока передаёт его учителю. |
Домашнее задание (1 мин.) |
У. задаёт и комментирует домашнее задание. - Параграф 7, с. 46-47, заполнить вторую графу таблицы. - Дополнительное задание (самостоятельная работа по желанию учащихся): подобрать информацию об изученных системах органов к рубрике «Это интересно знать». Слайд 19 |
Уч-ся записывают д/з в дневники, задают уточняющие вопросы.
|
Примечание. При отсутствии интерактивной доски Smart Board и проецировании изображения на жёсткий экран-доску (или ИД других производителей), на которых можно писать маркерами, группы переносят выполненные задания на слайды PowerPoint 6, 9, 12, 15 не перемещением объектов, а написанием соответствующих органов и необходимых стрелок.
Информационные источники
- Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк./Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончадский и др.; Под ред. М.А. Козлова.- М.: Просвещение, 1989
- Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб: «Специальная литература», 1997
- Открытая биология. Версия 2.6. 6-11. ФИЗИКОН. 2005
- Сонин Н.И. Биология. 6 класс. Живой организм: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведения. – М.: Дрофа, 2009.