Цели:
- Рассмотреть растения семейства Розоцветные;
- Выделить отличительные признаки семейства;
- Познакомить с культурными и лекарственными растениями этого семейства;
- Научить давать морфолого-биологическую характеристику растениям семейства Розоцветные.
Оборудование: таблицы "Семейство Розоцветные", "Шиповник коричневый", "Редька Дикая"; гербарии растений из семейства Розоцветные класса двудольные; СД-диск "Виртуальная школа Кирилла и Мифодея" Слайды(10-17)
Литература.
- Пасечник В.В. Биология, 6класс "Бактерии, грибы, растения" М:Дрофа,2009г.
- Г.И. Лернер Биология. Тема: "Растения, бактерии, грибы, лишайники". 6 класс.2007г.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание, выставление отметок.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с растениями класса двудольных. Рассмотрим строение и признаки семейства Розоцветные.
2. Проверка домашнего задания - тест по теме: "Семейство Крестоцветные".
1. Общим для семейства крестоцветных является:
А) плод стручок или стручочек,
Б) соцветие кисть,
В) стержневой корень,
Г) все указанные признаки.
2. Растения семейства крестоцветных опыляются в основном:
А) ветром,
Б) насекомыми,
В) самоопылением,
Г) водой.
3. К сорнякам из семейства крестоцветных относится:
А) брюква,
Б) турнепс,
В) левкой,
Г) сурепка обыкновенная.
4. В семействе крестоцветных насчитывается примерно:
А) 3000 видов,
Б) 4000 видов,
В) 5000видов
Г) 2000 видов.
3. Изучение нового материала.
Учитель: На прошлых уроках мы с вами приступили к изучению семейств растений класса двудольных. Изучение семейств мы начали с изучения растений семейства крестоцветные.
Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза).
И так, сегодня мы приступаем к изучению нового семейства. Семейства розоцветные.
Исходя из названия, подумайте, какие растения относятся к этому семейству?
Учащиеся: Роза, шиповник. Слайды растений семейства Розоцветных
Учитель: Это семейство также называют семейством розановых или розовых. К этому семейству относится около 3000 видов 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в странах северного полушария с субтропическим и умеренным климатом, но некоторые виды произрастают и в странах южного полушарий. Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (преимущественно многолетние травы). Среди растений семейства встречаются даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная). Цветки опыляются насекомыми, привлекаемые пыльцой и нектаром, реже ветроопыляемые. К розоцветным принадлежат многие плодовые ( яблоня, груша, вишня, черешня, персик, миндаль), ягодные ( малина, ежевика, земляника, клубника), декоративные ( роза, спирея, боярышник) и лекарственные(шиповник, лавровишня, кровохлебка, калган) растения. 17видов в Красной книге России. Цветки растений семейства розоцветные правильные, обычно обоеполые (цветы морошки разнополые, растение двудомное). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4-6) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть множество, например как у малины, ежевики, клубники, шиповника или один например как у вишни, сливы. Если тычинок в цветке много, то они как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей. Попробуй написать формулу цветка растений этого семейства.
(К доске выходят 2 ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и исправляет возможные ошибки).
Учитель: Формула цветка растений семейства розоцветные может выглядеть так:
* Ч5 Л5 Т- П1 или так: * Ч5Л5Т -П-.
Но посмотрите на строение цветка розы (учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков?
Учащиеся: У этого цветка множество лепестков.
Учитель: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка?
(Дети делают свои предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное).
Учитель: Молодцы! Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные - видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров.
Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия. Вспомните, что такое соцветие?
Учащиеся: Соцветие - это группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.
Учитель: Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства?
Учащиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми.
Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?
Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие приятного запаха и крупных ярких цветков с нектаром. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.
Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.
Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.
Учитель: Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?
Учащиеся: Для малины, ежевики.
Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.
Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Заслушаем сообщение подготовленное одним из учеников класса.(индивидуальное задание)
Сообщение:
Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин).
Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки.
4. Закрепление изученного материала.
Работа с тестом: (работают самостоятельно, проверяют вместе )
Выберите по одному правильному ответу:
1. Это растение опыляется пчелами:
А) горох
Б) яблоня
В) кукуруза.
2. У этого растения цветки обоеполые:
А) у кукурузы
Б) у тополя
В) у вишни.
3. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных:
А) только деревья
Б) только кустарники
В) только травы
Г) все формы.
4. Плод "яблоко" -у:
А) груши
Б) сливы
В) абрикоса
Г) лапчатки прямостоячей.
Учитель: А сейчас вы дадите морфолого-биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики написан на доске.
План характеристики:
- Рассмотреть побег с листьями, выяснить форму листьев, расположение их на стебле, особенность строения стебля.
- Изучить форму и строение цветка, сравнить с рисунком в учебнике.
- Рассмотреть плод. Определить, к какому типу он относится. Определить формулу цветка.
Домашнее задание, выставление отметок.
Рабочая карта морфолого-биологической характеристики растений.
- Общая формула цветка растений семейство розоцветных_______________
- Описание (нужно подчеркнуть)
- Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
- Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
- Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Листья (сложные или простые, с черешком или без черешка; характер жилкования: дуговое, параллельное, перистое)
- Тип соцветия (кисть, зонтик, щиток).
- Тип плода (костянка, яблоко, семянка).
Учитель: Ребята сегодня вы все молодцы, хорошо поработали. Отметки получили.
Домашнее задание - параграф прочитать, выполнить задания в рабочей тетради с печатной основой по теме.