Класс Двудольные. Семейство Розоцветные

Разделы: Биология


Цели:

  • Рассмотреть растения семейства Розоцветные;
  • Выделить отличительные признаки семейства;
  • Познакомить с культурными и лекарственными растениями этого семейства;
  • Научить давать морфолого-биологическую характеристику растениям семейства Розоцветные.

Оборудование: таблицы "Семейство Розоцветные", "Шиповник коричневый", "Редька Дикая"; гербарии растений из семейства Розоцветные класса двудольные; СД-диск "Виртуальная школа Кирилла и Мифодея" Слайды(10-17)

Литература.

  1. Пасечник В.В. Биология, 6класс "Бактерии, грибы, растения" М:Дрофа,2009г.
  2. Г.И. Лернер Биология. Тема: "Растения, бактерии, грибы, лишайники". 6 класс.2007г.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Домашнее задание, выставление отметок.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с растениями класса двудольных. Рассмотрим строение и признаки семейства Розоцветные.

2. Проверка домашнего задания - тест по теме: "Семейство Крестоцветные".

1. Общим для семейства крестоцветных является:

А) плод стручок или стручочек,

Б) соцветие кисть,

В) стержневой корень,

Г) все указанные признаки.

2. Растения семейства крестоцветных опыляются в основном:

А) ветром,

Б) насекомыми,

В) самоопылением,

Г) водой.

3. К сорнякам из семейства крестоцветных относится:

А) брюква,

Б) турнепс,

В) левкой,

Г) сурепка обыкновенная.

4. В семействе крестоцветных насчитывается примерно:

А) 3000 видов,

Б) 4000 видов,

В) 5000видов

Г) 2000 видов.

3. Изучение нового материала.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами приступили к изучению семейств растений класса двудольных. Изучение семейств мы начали с изучения растений семейства крестоцветные.

Царицей цветов я зовусь,
На вид я прекрасна, нежна
Но тронешь меня невзначай,
Почувствуешь, как я сильна. (Роза).

И так, сегодня мы приступаем к изучению нового семейства. Семейства розоцветные.

Исходя из названия, подумайте, какие растения относятся к этому семейству?

Учащиеся: Роза, шиповник. Слайды растений семейства Розоцветных

Учитель: Это семейство также называют семейством розановых или розовых. К этому семейству относится около 3000 видов 120 родов. Розоцветные распространены преимущественно в странах северного полушария с субтропическим и умеренным климатом, но некоторые виды произрастают и в странах южного полушарий. Среди растений этого семейства встречаются как древесные и кустарниковые, так и травянистые формы растительности (преимущественно многолетние травы). Среди растений семейства встречаются даже вечнозеленые виды (например, дриада точечная, лавровишня лекарственная). Цветки опыляются насекомыми, привлекаемые пыльцой и нектаром, реже ветроопыляемые. К розоцветным принадлежат многие плодовые ( яблоня, груша, вишня, черешня, персик, миндаль), ягодные ( малина, ежевика, земляника, клубника), декоративные ( роза, спирея, боярышник) и лекарственные(шиповник, лавровишня, кровохлебка, калган) растения. 17видов в Красной книге России. Цветки растений семейства розоцветные правильные, обычно обоеполые (цветы морошки разнополые, растение двудомное). Они имеют двойной околоцветник, состоящий из 5 чашелистиков и 5 (в редких случаях 4-6) лепестков. Тычинок в цветке множество, а пестиков может быть множество, например как у малины, ежевики, клубники, шиповника или один например как у вишни, сливы. Если тычинок в цветке много, то они как правило, расположены в несколько кругов и различаются по длине тычиночных нитей. Попробуй написать формулу цветка растений этого семейства.

(К доске выходят 2 ученика, каждый из них пишет вариант формулы растений семейства розоцветные. Класс проверяет и исправляет возможные ошибки).

Учитель: Формула цветка растений семейства розоцветные может выглядеть так:

* Ч5 Л5 Т- П1 или так: * Ч5Л5Т -П-.

Но посмотрите на строение цветка розы (учитель демонстрирует засушенный или живой цветок розы). Разве у него пять лепестков?

Учащиеся: У этого цветка множество лепестков.

Учитель: Но почему же мы не написали и такую формулу цветка?

(Дети делают свои предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное).

Учитель: Молодцы! Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Учитель: Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки венчика. Настоящих лепестков у нее только пять, а все остальные - видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров.

Цветки розоцветных обычно крупные, яркие. Благодаря этому их часто используют в декоративных целях. Цветоложе может быть различной формы, чаще всего оно нектароносное. Но у растений данного семейства встречаются и мелкие или не очень крупные цветки. В этом случае цветки собраны в соцветия. Вспомните, что такое соцветие?

Учащиеся: Соцветие - это группа цветов, расположенных близко друг к другу в определенном порядке.

Учитель: Для растений семейства розоцветные характерны такие соцветия как кисть, щиток и простой зонтик, но встречаются и другие типы соцветий. Как вы думаете, какой способ опыления характерен для цветков этого семейства?

Учащиеся: Чаще всего цветки розоцветных опыляются насекомыми.

Учитель: Какие признаки насекомоопыляемых растений вы выявили?

Учащиеся: Для насекомоопыляемых растений характерно наличие приятного запаха и крупных ярких цветков с нектаром. Кроме того, большое количество тычинок в цветке розоцветных, их круговое расположение вокруг пестика и неодинаковая высота являются дополнительным средством, повышающим вероятность разного размера, которые не могут миновать контакта с тычинками на пути к пестику за нектаром.

Учитель: У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.

Учитель: Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?

Учащиеся: Для малины, ежевики.

Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Заслушаем сообщение подготовленное одним из учеников класса.(индивидуальное задание)

Сообщение:

Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин).

Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки.

4. Закрепление изученного материала.

Работа с тестом: (работают самостоятельно, проверяют вместе )

Выберите по одному правильному ответу:

1. Это растение опыляется пчелами:

А) горох

Б) яблоня

В) кукуруза.

2. У этого растения цветки обоеполые:

А) у кукурузы

Б) у тополя

В) у вишни.

3. Какие жизненные формы встречаются в семействе розоцветных:

А) только деревья

Б) только кустарники

В) только травы

Г) все формы.

4. Плод "яблоко" -у:

А) груши

Б) сливы

В) абрикоса

Г) лапчатки прямостоячей.

Учитель: А сейчас вы дадите морфолого-биологическую характеристику растениям, лежащими на ваших столах. План характеристики написан на доске.

План характеристики:

  1. Рассмотреть побег с листьями, выяснить форму листьев, расположение их на стебле, особенность строения стебля.
  2. Изучить форму и строение цветка, сравнить с рисунком в учебнике.
  3. Рассмотреть плод. Определить, к какому типу он относится. Определить формулу цветка.

Домашнее задание, выставление отметок.

Рабочая карта морфолого-биологической характеристики растений.

  1. Общая формула цветка растений семейство розоцветных_______________
  2. Описание (нужно подчеркнуть)
  3. Жизненная форма (трава, кустарник, дерево)
  4. Характер стебля (прямостоячий, вьющийся, ползучий)
  5. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое)
  6. Листья (сложные или простые, с черешком или без черешка; характер жилкования: дуговое, параллельное, перистое)
  7. Тип соцветия (кисть, зонтик, щиток).
  8. Тип плода (костянка, яблоко, семянка).

Учитель: Ребята сегодня вы все молодцы, хорошо поработали. Отметки получили.

Домашнее задание - параграф прочитать, выполнить задания в рабочей тетради с печатной основой по теме.