Русский язык
-
"Этимологический словарик" слов с непроверяемым написанием 2010
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Такая методика не обеспечивает быстрого и прочного их запоминания. Одним из средств, повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Элементы игры "Сонор" при изучении неправильных глаголов в 5–6-х классах 2013
Неправильные глаголы занимают важное место в изучении грамматики английского языка. От учащихся требуется усвоить звуковые и графические формы каждого глагола, а также его перевод. Многим это кажется просто нереальным. Поэтому задача учителя - помочь детям запомнить неправильные глаголы быстро и интересно. И в этом ему помогут игровые приемы, которые подключают к работе непроизвольное внимание и память. В данной работе используются элементы распространённой в Якутии игры «Сонор».
-
Элементы инновационной технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе 2009
Характеристика принципов технологии "погружение": концентрированный характер, совершенствование чувственных форм восприятия, длительность занятия одним словесно-знаковым предметом. Первый опыт применения элементов технологии погружения на уроках развития речи в 5-м классе. Применение элементов технологии "погружение" на уроках русского языка и литературы в 6-м классе. Конспект урока по литературе с элементами технологии "погружение": в "Зимней сказке Анатолия Кыштымова".
-
Элементы компьютерной технологии на уроках русского языка в образовательных учреждениях пенитенциарной системы 2018
Обучая осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, можно отметить снижение у них интереса к учебным дисциплинам, что обусловлено особенным контингентом обучающихся. Перед каждым учителем, обучающим таких учеников, ставится важная задача – увлечь их своим предметам, разбудить в учениках интерес к учению. Работа с учащимися образовательного учреждения пенитенциарного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.
-
Элементы опережающего обучения и блочно-модульные технологии при изучении орфографии в 5–7-х классах 2006
Изложение материала большими блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы. Опорные конспекты позволяют в наилучшей степени реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. При обучении орфографии мы используем некоторые элементы технологий С.Н.Лысенковой и В.Ф.Шаталова. Основные правила по орфографии группируются в опорные конспекты, которые могут быть в виде таблиц, алгоритмов или сжатых, лаконичных правил. Использование в работе опорного конспекта даёт возможность систематизировать и упорядочить знания. Такой подход к изучению орфографии на уроках русского языка повышает уровень грамотности учащихся.
-
Элементы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы 2012
В работе приводятся примеры практического использования элементов развивающего обучения в старших и средних классах. Они представлены как отдельными фрагментами уроков (проблемные вопросы и задания), так и целыми уроками (контрольные работы и уроки обобщающего повторения).
-
Элементы редактирования при работе над ошибками в сочинениях 2017
Уроки по редактированию собственных текстов должны обязательно входить в систему обучения письменной речи, так как именно они вводят учеников в атмосферу требовательности к своему слову, без которой невозможно создание грамотного, адекватно выражающего мысли текста. Редактированием должно завершаться создание учениками любого текста.
-
Элементы способов активизации деятельности школьников на уроках русского языка 2015
Урок определяет методику работы учителя русского языка с сильными и слабыми учениками в 8-х классах. Актуальность исследования состоит в том, что при предложенной системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, формируются умения заключать выводы и давать оценочные суждения.
-
Элементы этимологического анализа на уроках русского языка в начальной школе. Этимологический словарик 2003
Использование в словарно-орфографической работе элементов этимологического анализа развивает и обогащает языковое чутье, лингвистическое мышление, освобождает школьника от механического запоминания правил, воспитывает у него чувство слова, его форм и значений. Предлагаемый "Этимологический словарик", состоит из словарных статей и рисунков, раскрывающих этимологию слов.
-
Эмоционально-оценочная лексика и авторское начало в ранней прозе А.П.Чехова 2020
Цель работы: изучение эмоционально-оценочных высказываний, их влияние на авторское начало ранней прозы А.П.Чехова.
-
Энциклопедия одного слова как один из видов словарной работы на уроках русского языка и во внеурочное время 2010
В данной статье показана методика комплексной работы над словом. Работа может быть рекомендована для учителей-словесников, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, ведущих занятия в лингвистических, литературных и творческих объединениях.
-
Энциклопедия одного слова. 5-й класс 2011
Целью комплексной работы над словом является пополнение и расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, воспитание потребности работы со словарем, а также осознание слова как духовного предмета, объекта личных раздумий и поисков.
-
Энциклопедия слова 2008
Проработав в школе более двадцати лет, я нашла способ повысить мотивацию к изучению русского языка и чтению художественной литературы. Мы с ребятами создаем энциклопедию слова. В чем заключается эта учебная исследовательская работа?
-
Эпистолярное наследие творческой интеллигенции конца XIX века ("Из писем А.П. Чехова" в отрывках) 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы. На основе писем А.П. Чехова учащиеся знакомятся с понятием «эпистолярный жанр». В результате учащиеся обобщают наблюдения и пишут сочинение в виде письма к другу, учителю «Каким я представляю Чехова по его письмам».
-
Эпистолярный жанр в русской литературе. Дружеское письмо (Интегрированный урок русского языка и литературы). 9-й класс 2009
Урок ставит целью изучение дружеского письма как типа речи, знакомит учащихся с российскими традициями эпистолярного жанра, приобщает к ценностям русской языковой культуры и переписке как особой форме и среде общения.
-
Эпистолярный жанр на страницах школьных тетрадей 2007
В статье рассказывается об интересной, пожалуй, уникальной форме взаимоотношений между учителем и учеником. Эта форма - письмо на страницах школьной тетради, в котором пишущий (ученик или учитель) могут поделиться горем или радостью, обозначить проблему как в социальном плане, так и в вопросах образования. Ученик может просить совета в сердечных делах либо объяснения учебного материала, не понятого им во время урока.
-
Эссе как жанр литературного произведения. Письмо солдату, воевавшему на Великой Отечественной войне 2008
Цель данного урока - возрождение традиций эпистолярного жанра, популяризация его и письменной корреспонденции. Письмо – как эпистолярный жанр – незаслуженно забытый вид общения. Письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности и лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры.
-
Эссе на тему «Мои методические находки. Путевые заметки молодого учителя» 2020
Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи.
-
Эстетические и нравственные возможности художественного текста в развитии культуры речи обучающихся на уроках русского языка по теме "Лексика". 10-й класс 2014
Овладеть знаниями о языке как системе, её устройстве, развитии и функционировании поможет художественный текст. Кроме того, художественный текст имеет большие эстетические и нравственные возможности, несёт в себе воспитательный заряд, способный пробудить мысль, подействовать на чувства обучающихся. Из него можно извлечь максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях.
-
Эта сложная часть С 2011
Материал статьи предназначен для подготовки старшеклассников к ЕГЭ. Автор в доступной форме дает ценные методические и практические советы для написания сочинения-рассуждения части С и приводит конкретные примеры сочинений-рассуждений.
-
Этапы работы по подготовке к сочинению-рассуждению 2012
Урок-презентация знакомит учащихся с этапами подготовки к сочинению и ЕГЭ по части С.
-
Этимологический анализ на уроках русского языка в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся (3-й класс) 2008
Применение этимологического анализа как методический прием направляет способность младших школьников к этимологизации (т.е. к естественной языковой способности школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов) в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.
-
Этимологический анализ слов в русском языке 2019
Готовя детей к олимпиаде по русскому языку, необходимо опираться на языковое чутье и смекалку школьника. Подготовка детей к олимпиаде предполагает серьезную, планомерную работу по совершенствованию всех видов компетенции в области языка: лингвистической, культурологической, коммуникативной. Особое внимание следует обратить на этимологию.
-
Этимологический словарик словарных слов для 9-го класса 2009
В статье представлен примерный этимологический словарь.
-
Этимология на службе орфографии 2016
Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?
-
Этимология на службе орфографии (факультативный курс). 9-й класс 2006
Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Этимологическая справка при обучении родному языку помогает удовлетворить эту языковую потребность детей. При этом ярче и точнее раскрывается глубинный смысл, стёршийся и потухший за многие столетия жизни слова в языке.
-
Этимология фразеологизмов на уроках русского языка в 5–9-х классах 2005
Фразеология- это раздел науки о словах, изучающий устойчивые сочетания и обороты. Фразеологические обороты делают нашу речь образной, яркой, выразительной. Цель данной работы-осветить этимологию некоторых фразеологизмов в целях активизации их на уроках русского языка. Фразеологические обороты - это благодатный материал для закрепления разделов грамматики, обогащения словарного запаса, развития речи учащихся. Знание этимологии повышает познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету и расширяет их кругозор.
-
Это непростое сложное предложение (трудные случаи пунктуации в сложных союзных предложениях) 2007
"Это непростое сложное предложение" – один из уроков по подготовке учащихся к ЕГЭ, на котором закрепляются знания по орфоэпии, лексике, пунктуации. Кроме того, это интегрированный урок: дидактический материал взят из романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита", который изучается на уроках литературы. Притча "Все в твоих руках", рассказанная в начале урока, должна помочь учащимся психологически подготовиться к уроку.
-
Это сказочное слово – глагол. 5-й класс 2011
Тема урока связана с предыдущими темами курса литературы – изучением литературных сказок и ранее с изучением народных сказок. Урок опирается на знание особенностей жанра сказки, при изучении русского языка – на знание значения глагола. Материал урока расширяет знания учащихся о группах глаголов по значению, об особенностях повествования как типа речи, раскрывает некоторые особенности жанра сказки, вдохновляя учащихся на самостоятельное творчество.