Элементы компьютерной технологии на уроках русского языка в образовательных учреждениях пенитенциарной системы

Разделы: Русский язык


Очевидно, что образование в современном мире не только является средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности. Обучая осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, к сожалению, можно отметить снижение у них интереса к учебным дисциплинам, что обусловлено особенным контингентом обучающихся – за партами сидят не просто ученики, а люди, совершившие тяжкие преступления, имеющие своё мировоззрение, свои понятия (масти), порой, со сломанной психикой, способные на правонарушения. Перед каждым учителем, обучающим таких учеников, ставится важная задача – увлечь их своим предметам, разбудить в учениках интерес к учению. Работа с учащимися образовательного учреждения пенитенциарного типа требует от учителя постоянного методического и технического совершенствования.

Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на поддержку традиционного курса обучения. Такой вид деятельности способен повысить интерес ученика к изучаемому предмету.

Как же, не нарушая общей логики и не перегружая урок, органично ввести электронную технику в структуру урока в пенитенциарной школе?

На уроках русского языка элементы компьютерной технологии используются в тесном логическом сочетании с дифференцированным методом обучения. Учитывая успеваемость своих учеников в усвоении материала на уроках русского языка, учитель распределяет обучающихся на две группы.

Для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности созданы специальные компьютерные программно-методические комплексы – к примеру, электронная программа М.И.Беляева, В.В.Курочкина по теме: «Вводные слова и вводные предложения». К сожалению, в процессе работы с программой становится очевидным, что она крайне неудобна для поурочного использования – происходит наложение знаков препинания по изучаемой теме на другие пунктограммы, что, тем самым, рассеивает внимание обучающихся. Задания программы подразумевают наличие неограниченного времени у обучающихся на размышление и на обращение учеников в процессе выполнения тренировочных упражнений к справочной литературе. Кроме того, предложения тренировочных упражнений насыщены пропусками букв-орфограмм, что отвлекает учащихся от главного, рассеивает их внимание. Выполнить такие задания в контексте урока невозможно. Зачастую учителя-предметники вынуждены ограничить применение электронной техники на уроках русского языка, широко используя компьютер лишь задавая обучающимся тестовые опросы, что в целом не решает проблемы – компьютер выполняет лишь контролирующую функцию. Указанные причины, специфика образовательного учреждения и контингента обучающихся позволяют сделать вывод о необходимости создания электронной программы по русскому языку для поурочного использования с учётом уровня подготовки и учебных возможностей обучающихся.

Так же важно, чтобы электронная программа, используемая на уроках русского языка помогала учителю реализовать следующие вопросы:

  • Как основательно провести этапы закрепления и самостоятельной работы, не подгоняя обучающихся, не зацикливаясь на том, что самостоятельная работа ограничится малым объёмом?
  • Как сразу, пока это свежо в памяти учеников, озвучить и прокомментировать результаты проделанной ими самостоятельной работы?

Использование электронной техники возможно на различных этапах урока:

  • орфографическая разминка
  • закрепление новой темы
  • самостоятельная работа

При этом в отношении ученика техника выполняет различные функции:

  • учителя
  • рабочего инструмента
  • объекта обучения

Когда необходимо сфокусировать внимание на сложном этапе урока, монитор компьютера может стать мощным ритмическим организатором.

Конечно, очень многое зависит от материально-технической базы образовательного учреждения. Минимальное количество персональных компьютеров, обеспечивающих полноценную реализацию электронной программы на уроке русского языка – четыре.

Итак, в практической части применения электронной техники на уроке запланированы проверочные и обучающие упражнения, которые состоят из 4-х карточек.

Карточки № 1 и № 2 разработаны для обучающихся, имеющих хорошие учебными возможности.

Карточки № 3 и № 4 – разработаны для обучающихся, со средними учебными возможностями, не мотивированными на обучение.

Каждая карточка реализует три задачи:

№ 1 – словaрнaя рaботa

№ 2 – зaкрепление и проверка усвоения изучaемой пунктогрaммы

№ 3 – проверкa знания теоретического мaтериалa

Карточка № 1

I. Словарно-орфографическая работа

Прочитайте и выполните задание.

Необходимо раскрыть скобки:

Факт(на)лицо, (с)боку(на)бок, (в)добавок, (в)начале века, он(таки), (по)видимому, (мало)помалу, (во)первых, пришёл(таки), видите(ли).

II. Зaкрепление и проверка усвоения изучaемой пунктогрaммы

Прочитайте и выполните задание.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания:

  • По его мнению как правило люди настойч…вые дост…гают своих целей.
  • Хорошо прин…лись многие саженц… например клён тополь акация.
  • Он заболел а знач…т на его поддержку ра…читывать нельзя.
  • Однажды вечером это было (в)начале 1773 года с…дел дома один слушая вой осе…его ветра и смотря в окно на тучи б…гущие мимо луны.
  • Боязнь пустын… хотя я пустын… не вид…л пр…обрела у меня навязч…вый характер.

III. Проверка знания теоретического мaтериалa

Прочитайте и выполните задание.

Найдите слова, не являющиеся вводными:

К радости, лучше сказать, всё-таки, действительно, между тем, притом, значит.

Три задания, содержащиеся в карточке, тематически связаны между собой: словарная работа предусматривает повторение и орфографическую подготовку к следующему заданию. При отработке орфограммы в задании I, одновременно ведётся проверка, «узнавание» имеющихся орфограмм в потоке с другими орфограммами.

В задании II внимание обучающихся концентрируется на обосновании и выборе знаков препинания, т.е. на основной задаче урока.

Задание III проверяет знание теории.

Самостоятельная работа обучающегося на компьютере рассчитана на 10 минут. За это время подобранные учителем задания позволяют выявить орфографические и пунктуационные знания ученика.

Выполняя аналогичные задания на доске или в тетради обучающийся затрачивал бы 20-25 минут учебного времени.

Таким образом, использование элементов компьютеризaции в оргaничном сочетaнии с дифференцировaнным методом обучения позволяют учителю за время урока провести 100%-й опрос всего класса. При этом нет необходимости, задавая теоретический вопрос ученику, работающему на компьютере, прерывать фронтальную работу с классом.

И, что немаловажно для учителя – при использовании элементов компьютеризации на уроке, компьютер сразу выдаёт результат по всем выполненным заданиям!

Описанный подход к изучению учебного материала прогоняет с урока скуку, вызывает живой интерес обучающихся к предмету. Урок стал начинаться на перемене, каждый обучающийся стремится получить от учителя положительный ответ на вопрос: «Можно сегодня я буду работать на компьютере?» У психологически сложных, зачастую запущенных учеников появилось желание работать! Ученики сами инициируют обсуждение с учителем электронной программы. Предлагают разумные советы относительно совершенствования принципа технического выполнения заданий, музыкального фона, на котором высвечивается оценка за работу. И очень важно, что в этой ситуации идёт разговор не о технических тонкостях устройства компьютера, а о принципах обработки информации, эстетическом оформлении программы.

Таким образом, урок русского языка не представляется учащимся консервативным в техническом плане. Это есть психологический ключ к восприятию русского языка, как учебного предмета, являющегося не менее интересным, нежели математика, информатика или любая другая наука.

Успешно усвоившие грамматический материал обучающиеся, имеют возможность разработать новую электронную программу.

В этом заложено зерно здорового соперничества, элемента состязательности: кому же из них по силам представить работу, соответствующую техническим и эстетическим критериям?!

В процессе разработки и эксплуатации машины учащиеся, пусть пока бессистемно, но самостоятельно и качественно повторяют орфографический и пунктуационный материал. Перевод подготовленного материала на машинный язык развивает и закрепляет интегрированные навыки у учеников. Люди, осужденные за тяжкие преступления, получают возможность осознать, что способны созидать! Они увлеченно работают над созданием электронных программ, позволяющих автоматизировать дидактический материал урока. Это не просто равноправное сотрудничество с учителем, это целенаправленный процесс, направленный на коррекцию личности посредством передачи научных знаний и усвоения культурного опыта общества!

Разработаны два варианта использования техники на уроках:

  • комплексный опрос на уроке закрепления пройденной темы (именно этот вариант был продемонстрирован выше)
  •  поэтапное обращение к технике на уроке объяснения нового материала

Ниже приводится иллюстрация фрагмента урока по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Карточка № 4

I. Словарно-орфографическая работа

Прочитайте и выполните задание.

Заполните пропуски, вставляя Ь, где это необходимо:

Красуеш…ся, отреж…, ералаш…, тон…ше, сплош…, хорош…, навзнич…, около дач…, дым пожарищ…, лит…ся с крыш…, назнач…те, мимо рощ…, ландыш… пахуч…, замаж…те, с плеч…, воз…ми, обжеч…ся, птич…и, умен…шить.

II. Прочитайте и сделайте свой выбор:

Одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от неё

  • в сложносочинённом предложении
  • в сложноподчинённом предложении

Обучающиеся работают на 4-х компьютерах. Среди школьников есть и такие ученики, которые избегают самостоятельности и предпочитают списывать материал с доски. Ученик за компьютером остаётся наедине с достаточно сложной орфограммой, рассчитанной на повторение различных функций Ь (смягчающая, разделяющая, образующая грамматическую форму слова). Учитель также имеет возможность выяснить теоретическую подготовку обучающегося по заданной в карточке теме.

Объяснение нового материала «Бессоюзные сложные предложения».

После выполнения тренировочных упражнений для выполнения самостоятельной работы к компьютеру приглашаются обучающиеся с хорошими учебными возможностями.

Этой группе учеников предлагается упражнение на узнавание изучаемой пунктограммы в ряду с пройденным пунктуационным материалом. При проверке постановки знаков препинания в бессоюзном предложении, встречаются пунктограммы: «Знаки препинания в сложном предложении с союзом И», «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении».

Карточка № 3.

I. Словарно-орфографическая работа

Прочитайте и выполните задание.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания:

  • Человек без принц…пов и без воли похож… на к…рабль у которого нет руля и комп…са и который меня…т напр…вление с каждой перемен…й ветра.
  • Какой это был день и какой конец сулила ему судьба!
  • Ты её клич...ш… она не пр…ходит.
  • Он имел право на такую увере…ость его тело мозг и жизне…ый путь выдержали (не)мало испытаний.
  • Мес… крест…яне п…хали землю молча они были от природы (не) доверч…вы.

Для целостности опроса обучающимся предлагается также и теоретический вопрос.

II. Прочитайте и выберите свой вариант ответа:

Если союз И соединяет два вопросительных, побудительных или восклицательных предложений, то между ними

1) ставится запятая

2) не ставится запятая

Результат: В течение 8 минут учитель опросил 4-х обучающихся, способных самостоятельно повторить следующие орфограммы:

  • Прaвопиcание непроизноcимых cоглacных
  • Прaвопиcaние проверяемых глacных
  • Прaвопиcaние приcтaвок ПРЕ-, ПРИ-
  • Буквы Ы-И поcле приcтaвок
  • -Н-, НН- в прилaгaтельных
  • Прaвопиcaние Ь поcле шипящих
  • Прaвопиcaние пaдежных окончaний имён cуществительных

Пунктограммы:

  • Знаки препинания в сложном предложении
  • Знаки препинания в сложном предложении с союзом И
  • Закрепить изучаемую пунктограмму «Бессоюзные сложные предложения»

В это время класс самостоятельно работает в тетради. Учитель же имеет возможность индивидуально поработать с учеником, испытывающим затруднения в выполнении задания.

Можно подвести итог: использование компьютера способствует совершенствованию дифференцированного метода обучения на уроках русского языка.

Учитель, работающий с обучающимися-осужденными планирует свой урок, ориентируясь на обучающихся со средними учебными возможностями, учитывая, что большая часть контингента классов именно такова. В результате потенциал учащихся с хорошими учебными возможностями оказывается невостребованным, а учащиеся со слабой успеваемостью начинают скучать на уроках. Преимущества новых технических средств очевидны.

Обобщим положительные моменты от использования элементов компьютеризации на уроке:

  • повышение уровня мотивации обучающихся к учебному процессу;
  • отработка и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков на новом технологическом уровне;
  • экономное использование времени на этапах закрепления изучаемой темы и проверки самостоятельной работы при привлечении большего количества учащихся;
  • создание условий для реализации творческого потенциала ученика при экспериментировании и совершенствовании электронной программы;
  • утверждение новых форм межпредметных связей, развитие интегрированных навыков обучающихся;
  • воспитание компьютерной культуры обучающихся;
  • объективность в оценке знаний учеников;
  • психологическая подготовка и адаптация обучающихся-осужденных к информационно и технически насыщенной жизни на воле.