Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка была и остаётся одной из самых актуальных. Её особая значимость состоит в том, что учение направлено не только на восприятие учебного материала, но и формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.
Для того чтобы ученик хорошо усвоил знания, он должен понять тему сам. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся в их применении при объяснении наблюдаемых явлений и решении конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применять их на практике.
Данные различных исследований подтверждают, что современные школьники слабо владеют формами самостоятельной работы с учебником, дополнительными источниками, у них нет желания заглянуть за страницы учебника, активного отношения к процессу познания, они не умеют выделить главное, сравнить и сделать обобщения и выводы [1, 2, 3]. А ведь только знания, добытые собственными усилиями мысли, сознательно усваиваются и осмысленнее применяются на практике.
Индивидуальный подход к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников. В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность учеников в познавательной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
а) наличие цели самостоятельной работы;
б) наличие конкретного задания;
в) четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;
г) определение формы проверки результата самостоятельной работы;
д) обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.
Основные требования к содержательно-логической (внутренней) стороне самостоятельной работы:
1) содержание заданий должно строго соответствовать конкретным дидактическим целям обучения и воспитания;
2) содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить учебно-познавательную деятельность всех степеней познавательной самостоятельности;
3) в работах должны использоваться все возможности для введения вариативных заданий, которые обеспечивают максимально успешное протекание самостоятельных работ каждого ученика [1; с. 68].
Мой многолетний опыт показал, что для усвоения новой темы, ученикам, начиная с 5 класса, требуется:
- самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом;
- применить теорию на практике.
Данная работа строится следующим образом:
При работе с учебником учащиеся должны выполнять задания по новой теме, но параллельно закреплять пройденное. Мои исследования показали, что если на каждом уроке не повторять изученные темы, то учащиеся начинают забывать многие из них. Лишь параллельное изучение новой темы и повторение пройденных тем помогает ученикам продвигаться вперед. Например, при изучении темы “Правописание гласных после шипящих” можно предложить следующие задания:
для работы в паре:
вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих. Распределите эти слова по соответствующим правилам.
1 вариант. Бараш..к, бесш..вный, ш..к, в ч..м, верблюж..нок.
2 вариант. Девч..нка, деньж..нки, ж..нглёр.
3 вариант. Жуч..к, казач..нок, ч..порный, ш..лк, ш..пот, краснокож..го.
4 вариант. Ч..рный, ч..рствый, ш..колад, кореш..к, корч..вка.
при выполнении задания учебника (задания учебника выполняются по группам):
Выполненное задание учеников с высокими учебными возможностями (темным шрифтом выделена грамматическая основа предложения):
1. Направо, тихо пошёптывая (шептать) и изредка вздрагивая от налетевшего (гласная в безударном положении) ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица шоссирована (искл., нельзя подобрать однокоренное слово с безударной гласной в корне) и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащоба (искл., нельзя подобрать однокоренное слово с безударной гласной в корне) – тяжёлые (тяжесть) места (А.Н. Толстой). 4. Над крышею (гласная в безударном положении) крайней избушки (1-е скл, ж.р., р.п.) полощется кумачовый (гласная под ударением) флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбчонке (гласная под ударением) на улицу (А.Н. Толстой).
Выполненное задание “среднего” ученика:
1. Направо, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от налетевшего ветра, темнела ольховая роща (Тургенев). 2. Главная улица шоссирована и содержится в порядке (Чехов). 3. Бурелом, чащоба – тяжёлые места (А.Н. Толстой). 4. Над крышею крайней избушки полощется кумачовый флаг (Д. Бедный). 5. Ушла в одной юбчонке на улицу (А.Н. Толстой).
В 8 классе от учеников следует требовать при выполнении каждого упражнения (если это текст) выделять грамматическую основу и определять, есть ли в предложении осложнение. Работая у доски, ученики с высокими учебными возможностями должны уметь дать характеристику предложения, пояснить расстановку знаков препинания. При этом требовать не голословного проговаривания характеристики, а доказательства своих ответов. Класс, выслушав ответ, должен исправить ошибки (это не даст “сильным” ученикам расслабиться). Выполняя данную работу на каждом уроке, учащиеся повторяют несколько тем.
При работе с предложением ответ ученика должен выглядеть так:
Как весело (весёлый), обув железом острым ноги, скользить (скользкий) по зеркалу стоячих, ровных рек! (А.Пушкин)
- Предложение по цели высказывания повествовательное, невосклицательное, простое (имеет одну грамматическую основу), односоставное (грамматическая основа состоит только из одного главного члена предложения – сказуемого), безличное (сказуемое выражено неопределенной формой глагола), распространенное (имеются второстепенные члены), осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Если по условию требуется начертить схему предложения, учащиеся 8 класса в ней всегда должны выделять кроме грамматической основы и обособление.
При изучении темы “Односоставные предложения”, предлагаю на первом уроке дать в сравнении сразу все виды данного предложения и лишь только после этого перейти к отдельному изучению каждой из них. Я выяснила, что при таком подходе к данной теме, она лучше усваивается учениками.
Активизация деятельности через самостоятельные задания заключается в том, чтобы повысить познавательную активность учащихся на уроках русского языка за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному “добыванию” знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.
При такой системе работы у учащихся развивается интерес к родному языку, умение ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.
Список литературы
1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 278 с.
2. Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.
3. Псарёва С.А. Методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся по предмету “Русский язык”. – М.: Просвещение-АСТ, 2003. – 320 с.