Внедрение новых образовательных стандартов в современную школу – это, безусловно, попытка преодолеть очередной кризис в образовании. Признаки кризиса очевидны: низкая мотивация учащихся, неудовлетворённость родителей, недоумение и беспомощность учителей. Традиционная система образования нуждается в модернизации. Таким образом, разработка новых стандартов (далее ФГОС) является не формальностью, а необходимостью. Слияние обучения, воспитания и развития личности учащегося в единый процесс, развитие устойчивого интереса к знаниям, потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным – вот основные задачи современного подхода к процессу обучения. Возникает закономерный вопрос: как решить эти задачи в ходе практической деятельности? Ответ подсказывает ФГОС – переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. Ещё Бернард Шоу писал: “Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность”. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории.
Системно-деятельностный подход не может осуществляться без интеграции. Русский язык как учебный предмет имеет огромные интегративные возможности: литература, история, живопись, кинематограф и др. На мой взгляд, одним из направлений деятельности учителя в рамках интеграции может стать внимательное отношение к Слову. Работая много лет по учебнику под научной редакцией М.М.Разумовской, понимаю, насколько эффективен урок, направленный на многоаспектный анализ слова. Целью комплексной работы над Словом является пополнение и расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, воспитание потребности работы со словарём, а также осознание слова как духовного предмета, объекта личных раздумий и поисков.
Начинаю подобную работу с пятиклассниками с разминки “Что я знаю о слове”. Выбираю Слово, связанное с темой урока, вместе с учащимися разбираем его по плану:
- Звуко-буквенный анализ.
- Морфемное строение.
- Часть речи.
- Лексическое значение.
- Правописание.
- Составление предложения со словом.
Подобную разминку провожу раз в неделю. Постепенно , когда учащиеся приобретают достаточный опыт в выполнении подобного упражнения, работу усложняю. Составляю для пятиклассников примерный перечень заданий, из которых будет складываться “Энциклопедия одного слова”. Идею для создания урока мне подсказала статья В.А.Синицына в журнале “Русский язык в школе” №6, 2000 г.
Примерный план для создания энциклопедии Слова
А – антонимы, антитеза.
Б – бином фантазии.
В – всякая всячина (песни, частушки).
Г – газеты, журналы, реклама.
Д – документальные и художественные фильмы
(названия).
Е – если подумать (синквейн к слову).
Ж – живопись (названия картин художников).
З – значение слова ( возможные способы
толкования).
И – иллюстрации.
К – кроссворд (тематика слова сохраняется во
всём кроссворде).
Л – лексический анализ.
М – морфемный анализ.
Н – найди пословицы и поговорки со словом.
О – ошибки в употреблении (речевые,
орфографические и др.).
П – правописание слова.
Р – рифмы к слову.
С – синонимы.
Т – тропы.
У – устойчивые сочетания (фразеологизмы,
крылатые фразы).
Ф – фонетический анализ слова.
Х – хитрые вопросы (загадки).
Ц – цитаты из художественных произведений.
Ч – часть речи (морфологический анализ).
Ш – шарады.
Э – этимология.
Ю – юмор.
Я – сочиняю (собственные стихи, рассказы, сказки).
За две недели до объявленного урока ученики “тянут” жребий и получают индивидуальное задание. Я называю слово, над которым предстоит работать. В ходе подготовки я консультирую детей: где найти информацию, как систематизировать и оформить материал. Приветствуется самостоятельная работа с различными источниками информации, а также совместная деятельность с родителями. Договариваемся заранее о форме представления работ. В зависимости от этого составляем потом альбом, книжку – раскладушку, мультимедийный проект.
Памятка для учащихся при работе со Словом
- Изучи задание, постарайся его правильно понять.
- Попробуй сам найти заданную информацию.
- Пользуйся всеми известными тебе источниками информации.
- Обращайся к взрослым только тогда, когда сам что-нибудь найдешь.
- Бережно относись к Слову.
Урок “Энциклопедия одного слова” проходит в форме защиты учащимися своих работ. В начале урока ребята объединяются в группы:
- Теоретики (представляют научные сведения о слове)
- Творцы (представляют собственные сочинения)
- Исследователи (представляют наблюдения о функционировании слова в жизни)
Перед началом выступлений оговариваем регламент. В конце урока коллективно оцениваем результат.
Подобный урок провожу раз в четверть. Подбираю слова , имеющие познавательный и творческий потенциал. Учащиеся с удовольствием выполняют предложенные задания, делают массу открытий, комментируют ответы друг друга, ждут продолжения. Урок русского языка превращается для многих в интересное действие, что мотивирует к положительному отношению к предмету. Даже слабый ученик имеет возможность проявить себя.
Для учителя важно следующее: учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребёнок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. В процессе обучения, направленном на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовные потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности.