Энциклопедия одного слова. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Внедрение новых образовательных стандартов в современную школу – это, безусловно, попытка преодолеть очередной кризис в образовании. Признаки кризиса очевидны: низкая мотивация учащихся, неудовлетворённость родителей, недоумение и беспомощность учителей. Традиционная система образования нуждается в модернизации. Таким образом, разработка новых стандартов (далее ФГОС) является не формальностью, а необходимостью. Слияние обучения, воспитания и развития личности учащегося в единый процесс, развитие устойчивого интереса к знаниям, потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным – вот основные задачи современного подхода к процессу обучения. Возникает закономерный вопрос: как решить эти задачи в ходе практической деятельности? Ответ подсказывает ФГОС – переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. Ещё Бернард Шоу писал: “Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность”. В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории.

Системно-деятельностный подход не может осуществляться без интеграции. Русский язык как учебный предмет имеет огромные интегративные возможности: литература, история, живопись, кинематограф и др. На мой взгляд, одним из направлений деятельности учителя в рамках интеграции может стать внимательное отношение к Слову. Работая много лет по учебнику под научной редакцией М.М.Разумовской, понимаю, насколько эффективен урок, направленный на многоаспектный анализ слова. Целью комплексной работы над Словом является пополнение и расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, воспитание потребности работы со словарём, а также осознание слова как духовного предмета, объекта личных раздумий и поисков.

Начинаю подобную работу с пятиклассниками с разминки “Что я знаю о слове”. Выбираю Слово, связанное с темой урока, вместе с учащимися разбираем его по плану:

  • Звуко-буквенный анализ.
  • Морфемное строение.
  • Часть речи.
  • Лексическое значение.
  • Правописание.
  • Составление предложения со словом.

Подобную разминку провожу раз в неделю. Постепенно , когда учащиеся приобретают достаточный опыт в выполнении подобного упражнения, работу усложняю. Составляю для пятиклассников примерный перечень заданий, из которых будет складываться “Энциклопедия одного слова”. Идею для создания урока мне подсказала статья В.А.Синицына в журнале “Русский язык в школе” №6, 2000 г.

Примерный план для создания энциклопедии Слова

А – антонимы, антитеза.
Б – бином фантазии.
В – всякая всячина (песни, частушки).
Г – газеты, журналы, реклама.
Д – документальные и художественные фильмы (названия).
Е – если подумать (синквейн к слову).
Ж – живопись (названия картин художников).
З – значение слова ( возможные способы толкования).
И – иллюстрации.
К – кроссворд (тематика слова сохраняется во всём кроссворде).
Л – лексический анализ.
М – морфемный анализ.
Н – найди пословицы и поговорки со словом.
О – ошибки в употреблении (речевые, орфографические и др.).
П – правописание слова.
Р – рифмы к слову.
С – синонимы.
Т – тропы.
У – устойчивые сочетания (фразеологизмы, крылатые фразы).
Ф – фонетический анализ слова.
Х – хитрые вопросы (загадки).
Ц – цитаты из художественных произведений.
Ч – часть речи (морфологический анализ).
Ш – шарады.
Э – этимология.
Ю – юмор.
Я – сочиняю (собственные стихи, рассказы, сказки).

За две недели до объявленного урока ученики “тянут” жребий и получают индивидуальное задание. Я называю слово, над которым предстоит работать. В ходе подготовки я консультирую детей: где найти информацию, как систематизировать и оформить материал. Приветствуется самостоятельная работа с различными источниками информации, а также совместная деятельность с родителями. Договариваемся заранее о форме представления работ. В зависимости от этого составляем потом альбом, книжку – раскладушку, мультимедийный проект.

Памятка для учащихся при работе со Словом

  1. Изучи задание, постарайся его правильно понять.
  2. Попробуй сам найти заданную информацию.
  3. Пользуйся всеми известными тебе источниками информации.
  4. Обращайся к взрослым только тогда, когда сам что-нибудь найдешь.
  5. Бережно относись к Слову.

Урок “Энциклопедия одного слова” проходит в форме защиты учащимися своих работ. В начале урока ребята объединяются в группы:

  • Теоретики (представляют научные сведения о слове)
  • Творцы (представляют собственные сочинения)
  • Исследователи (представляют наблюдения о функционировании слова в жизни)

Перед началом выступлений оговариваем регламент. В конце урока коллективно оцениваем результат.

Подобный урок провожу раз в четверть. Подбираю слова , имеющие познавательный и творческий потенциал. Учащиеся с удовольствием выполняют предложенные задания, делают массу открытий, комментируют ответы друг друга, ждут продолжения. Урок русского языка превращается для многих в интересное действие, что мотивирует к положительному отношению к предмету. Даже слабый ученик имеет возможность проявить себя.

Для учителя важно следующее: учебная деятельность школьника проходит в сотрудничестве с взрослыми, в совместном поиске, когда ребёнок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум и волю. Даже при минимальном участии в такой совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении возникающих проблем. В процессе обучения, направленном на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовные потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности.