Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому воспитание интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного “открытия” новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности).
Проработав в школе более двадцати лет, я нашла способ повысить мотивацию к изучению русского языка и чтению художественной литературы. Мы с ребятами создаем энциклопедию слова.
В чем заключается эта учебная исследовательская работа? Каждый ученик работает над одним словом 1 неделю. При заполнении странички ребята всесторонне исследуют слово:
– орфографический анализ;
– лексическое значение;
– этимологическое значение;
– морфемный анализ;
– фонетический анализ;
– морфологический анализ;
– однокоренные слова, синонимы, антонимы, фразеологические обороты;
– синтаксическая роль слова;
– использование в художественной речи.
Слово для исследования учащиеся берут из изучаемых произведений или произвольно. Учитель следит за тем, чтобы слова не повторялись. Ценность данной работы:
– систематическая работа со словарями разных видов;
– систематическая работа с художественной литературой;
– систематическое повторение;
– развитие умения применять полученные знания на практике;
– развитие речи;
– развитие умения анализировать, систематизировать;
– формирование информационной компетентности;
– развитие чувства причастности каждого ученика к большому общему делу.
Образец странички
Энциклопедия слова
Автор: ___________________________
Дата _____________________________
СЛОВО____________родник________________
1. Лексическое значение.
Водный источник, текущий из глубины земли, ключ.
2. Происхождение слова.
Восходит к той же основе, что и род, родить, а буквально означает “то, что родит”, а родит родник, конечно же, воду. (Общеслав.)
3. Однокоренные слова:
- родители
- родной
- родинка
- родина
- родственник
- род
- порода
4. Морфемный анализ слова:
5.Синонимы:
- исток
- ключ
6. Фонетический анализ слова:
РОДНИК –
Р – _____________________
О – _____________________
Д – _____________________
Н – _____________________
И – _____________________
К – _____________________
7. Морфологический анализ слова:
8. Синтаксическая роль:
(Учащиеся составляют предложения, в которых слово РОДНИК является разными членами предложения.)
Ребята шли по лесу и увидели родник.
Легко дышится у лесного родника.
Родник – символ России.
9. Использование в художественной речи:
И.Бунин
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь, хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Мендель Лифшиц
Родник клокочет в глубине пруда.
Средь мутных струй чиста его вода.
А если на пути камней оскал, –
Пробьется он сквозь неприступность скал.
В песках, где тени в полдень утекли,
Приносит он прохладу из земли...
О, как бы я дружил, любил и жил,
Когда бы на него не походил?
И как бы я в сиянье дня проник,
Когда б в душе не клокотал родник?..