Энциклопедия слова

Разделы: Русский язык


Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому воспитание интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.

Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного “открытия” новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности).

Проработав в школе более двадцати лет, я нашла способ повысить мотивацию к изучению русского языка и чтению художественной литературы. Мы с ребятами создаем энциклопедию слова.

В чем заключается эта учебная исследовательская работа? Каждый ученик работает над одним словом 1 неделю. При заполнении странички ребята всесторонне исследуют слово:

– орфографический анализ;

– лексическое значение;

– этимологическое значение;

– морфемный анализ;

– фонетический анализ;

– морфологический анализ;

– однокоренные слова, синонимы, антонимы, фразеологические обороты;

– синтаксическая роль слова;

– использование в художественной речи.

Слово для исследования учащиеся берут из изучаемых произведений или произвольно. Учитель следит за тем, чтобы слова не повторялись. Ценность данной работы:

– систематическая работа со словарями разных видов;

– систематическая работа с художественной литературой;

– систематическое повторение;

– развитие умения применять полученные знания на практике;

– развитие речи;

– развитие умения анализировать, систематизировать;

– формирование информационной компетентности;

– развитие чувства причастности каждого ученика к большому общему делу.

Образец странички

Энциклопедия слова

Автор: ___________________________

Дата _____________________________

СЛОВО____________родник________________

1. Лексическое значение.

Водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

2. Происхождение слова.

Восходит к той же основе, что и род, родить, а буквально означает “то, что родит”, а родит родник, конечно же, воду. (Общеслав.)

3. Однокоренные слова:

  • родители
  • родной
  • родинка
  • родина
  • родственник
  • род
  • порода

4. Морфемный анализ слова:

5.Синонимы:

  • исток
  • ключ

6. Фонетический анализ слова:

РОДНИК –

Р – _____________________

О – _____________________

Д – _____________________

Н – _____________________

И – _____________________

К – _____________________

7. Морфологический анализ слова:

8. Синтаксическая роль:

(Учащиеся составляют предложения, в которых слово РОДНИК является разными членами предложения.)

Ребята шли по лесу и увидели родник.

Легко дышится у лесного родника.

Родник – символ России.

9. Использование в художественной речи:

И.Бунин

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
Кипит, играет и спешит,
Крутясь, хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

Мендель Лифшиц

Родник клокочет в глубине пруда.
Средь мутных струй чиста его вода.
А если на пути камней оскал, –
Пробьется он сквозь неприступность скал.
В песках, где тени в полдень утекли,
Приносит он прохладу из земли...
О, как бы я дружил, любил и жил,
Когда бы на него не походил?
И как бы я в сиянье дня проник,
Когда б в душе не клокотал родник?..