Русский язык
-
"Тексты малой формы" (программа факультативных занятий по русскому языку). 5–7-е классы 2011
Цель предложенного в статье курса – дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы. Структура курса позволяет последовательно изучить различные виды мини-текстов в соответствии с их классификацией. Содержание курса строится от простого к сложному. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает.
-
Творческий диктант по картине Т.Н. Яблонской "Утро". 6-й класс 2013
Урок развития речи формирует метапредметные компетентности. Учащиеся учатся точно и ярко описывать предметы, используя прилагательные.
-
Творческий отчет С.В. Кокиной, учителя русского языка и литературы 2011
В статье дан пример творческого отчета учителя. Творческий отчет – одна из форм, которую можно использовать для рассказа о своей работе на заседании методического объединения учителей школы, города. С таким отчетом можно выступить на педагогическом совете. Презентация к отчету более наглядно демонстрирует работу учителя.
-
Творческий практикум: "Составление деловой документации" 2007
Урок русского языка, который знакомит учеников с официально-деловым стилем, может быть организован как учебный проект и включать в себя самостоятельную работу над решением социально значимой проблемы. Ученикам предлагается собрать пакет деловых бумаг для подготовки акции "Неделя семьи" для жителей микрорайона. Каждая из групп класса работает над определенным видом делового письма, используя "Портфолио делового человека". Завершает урок презентация документов. Домашнее задание - придумать клише, стандартизированный бланк для отчета о проведенном празднике.
-
Творческий урок оргдеятельностного типа "Урок-зачет по теме "Наречие" (7-й класс) 2009
На уроке показано выявление качества усвоения знаний по данной теме. Использованы два метода обучения: контрольный и систематизирующий. Чётко прослеживается индивидуальная работа каждого ученика. На занятии применялись креативные методы обучения: «Если бы…» в форме лингвистической сказки; метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта; метод придумывания.
-
Творческий урок по теме: "Понятие о наречии". 6-й класс 2007
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. На уроках русского языка часто возникает возможность возвратиться ко многим задачам, решения, которых рассматривались на уроках истории и географии, биологии и астрономии, музыки и изобразительного искусства, математики, физики и других предметов. Поэтому, на мой взгляд, при изучении какой-либо темы нужна интеграция учебных предметов, преподающихся чаще всего независимо друг от друга. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.
-
Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку 2006
В работе "Творческое взаимодействие учителя и учащихся при обучении русскому языку" рассказывается о "карточках-близнецах". Ученики находят в речи товарищей грамматические и речевые ошибки и недочеты, обыгрывают их в стиховой форме и создают правильный вариант. В эту работу с интересом включаются и родители учащихся. В работе также говорится о том, как старшеклассники изучают эвфемистические способы выражения - огромный пласт языка, где эвфемизмы - "законное" средство языкового выражения - имеют четкий, нормативный статус и в культуре речи человека играют немаловажную роль.
-
Творческое изложение текста с дополнительным заданием 2010
Творческое изложение сказки Б.Житкова "Храбрый утенок" с дополнительным заданием проводилось при изучении темы "Глагол" в 4-м классе. На уроке применялась дифференцированная работа, для организации которой формировались одноуровневые группы, они были определены констатирующим срезом.
-
Творческое освоение учителем современных образовательных технологий: показатели эффективности 2009
Основная задача риторики – формирование такой личности, которая могла бы, владея определённым запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить своё высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением. Этим умениям надо учить.
-
Творчество как способ положительной мотивации учения (на примере творческих заданий на уроках руского языка в начальной школе) 2008
В статье представлено развитие творческих способностей ученика на примере нестандартных творческих заданий на уроках русского языка в 1-4-х классах начальной школы.
-
Театрализованная деятельность на уроках литературы как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся 2023
Как развивать речь и мышление учащихся с ОВЗ? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, общаться, как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
-
Театрализованный урок в 7-м классе по теме «Морфология. Орфография». Повторение изученного в 5–6-х классах «На балу у принцессы Морфологии» 2015
Цель урока: повторить и закрепить ранее изученный по теме материал, еще раз убедить учащихся в необходимости изучения частей речи.
-
Театральная игра на уроках словесности, как способ развития креативности обучающихся 2009
Через знакомство с театрально-творческой деятельностью происходит накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка. Воспитанник становится раскрепощённее, контактнее, эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев.
-
Театральное мастерство в работе современного учителя на уроках русского языка и литературы 2010
Представлен урок, посвященный формированию представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Воспитывается уважительное отношение к русскому языку и культуре русского народа. Проводится популяризация русского языка и литературы.
-
Текст и его особенности 2020
Конспект служит для повторения и закрепления знаний учащихся по теме «Текст». Задачи урока: углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, познакомить с понятием основная мысль и тема текста, развивать речь и познавательную активность учащихся.
-
Текст и мультимедийный комментарий 2010
Создание мультимедийных комментариев к текстам – новое направление методики преподавания русского языка. Что же представляет собой мультимедийный комментарий? Это дополнительная информация, которая делится на документальную, иконографическую и фактографическую.
-
Текст как дидактический материал в обучении русскому языку 2013
Работа с текстом на уроке русского языка формирует личность школьника, осуществляет личностно-ориентированный подход к обучению, Целенаправленный подбор текстов и заданий к ним, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом формируют языковую компетентность учащихся.
-
Текст как единица речи. Виды преобразования текстов. Технологическая карта урока. 9-й класс 2024
Представлен урок изучения видов преобразования текстов на основе ранее изученного материала, содержит задания по формированию функциональной грамотности обучающихся, будет полезен для работы по развитию речи, в том числе для подготовки к ОГЭ. Применяются индивидуальные задания, опорные таблицы.
-
Текст как средство формирования метапредметных умений и навыков 2010
Одним из условий повышения качества образования является формирование целостной системы знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельности. Механизмом выполнения указанного условия является реализация в школьном обучении межпредметных связей и интеграции различных дисциплин, направленных на формирование метапредметных умений и навыков. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата при минимальных затратах.
-
Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка 2007
Цель статьи "Текст как средство формирования речевой компетенции учащихся на уроках русского языка" - наметить пути изучения языка через речь и для речи на основе текста, поскольку именно в тексте происходит реализация потенциально возможных языковых единиц. Более того, в условиях контекста раскрывается каждый языковой уровень, что помогает ученику воспринимать, понимать, оценивать и создавать текст, развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
-
Текст-рассуждение. 2-й класс 2020
Цели урока: формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание: различать тексты разных типов, делить текст-рассуждение на смысловые части, пользоваться токовым словарем; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
-
Текст. Признаки текста. Анализ текста. Урок русского языка в 10-м классе 2009
Урок обобщения знаний о тексте, его признаках и направлениях его анализа. Использование презентации позволяет не только акцентировать внимание на ключевых моментах темы, но и осуществить быструю самопроверку. Четкие параллели с заданиями ЕГЭ позволяют выстроить логику урока, поддерживают у учащихся уверенность в практической значимости данного материала.
-
Текстоведение в инженерно-технологическом классе 2017
Урок русского языка для учащихся 9-х классов «Текстоведение в инженерно-технологическом классе» нацелен на развитие умения анализировать языковой материал технического текста. Для этого нужно развивать умение различать языковые единицы, определять их выразительную роль в тексте. Процесс обсуждения заданий в группах помогает всем ученикам прийти к выводам, что и в техническом тексте язык не теряет выразительности.
-
Текстоведение. Комплексный анализ текста 2010
Этот урок создает условия для развития у обучающихся осознанного восприятия публицистического текста, творческих способностей обучаемых, их интеллектуальной и эмоциональной активности, языкового развития, умения ориентироваться в ситуации, возникающей в процессе речевого общения.
-
Текстоведческий анализ. Языковые разборы. Урок общеметодической направленности. 10-й класс 2022
Цель урока: повторить стили речи, учить анализировать текст с точки зрения синтаксиса, пунктуации, орфографии, готовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ.
-
Текстовые задания в процессе обучения русскому языку 2011
Тестовые задания на уроках русского языка занимают важное место в системе разнообразных способов проверки и оценки знаний обучающихся. Данный вид контроля дает учителю представление о степени усвоения учебного материала, позволяет выявить пробелы в знаниях обучающихся, а также помогает спланировать процесс обучения с целью их ликвидации. Приведенные в статье тестовые задания проверены в практике обучения.
-
Текстообразующая роль глаголов 2010
Вид представленного урока — "удивительное рядом". Определяя текстообразующую роль глаголов, рассматривая выразительные возможности глаголов, учащиеся работают с текстами, в которых описывается удивительный цветок. Используя глаголы, ребята восстанавливают деформированный текст.
-
Текстоцентрический подход на уроках русского языка 2023
Коммуникативная компетенция учащихся базируется на продуманной системе развития речи и мышления учащихся. Основное методическое средство создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды – это текст. Однако текст, преподносимый без надлежащего речевого мастерства, разрушает сам себя. Чтобы понять что-либо, учащемуся нужно это представить, а учитель зачастую лишает его этой возможности, забывая об образной памяти. В результате получается, что текст (правила в учебнике, слово учителя) как категория утрачивает свое основное качество «язык в действии» и разрушает естественную речевую среду, разрушает грамотность. Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом.
-
Тексты для сборника удивительных диктантов 2009
Предлагается несколько шуточных текстов диктантов, которые можно использовать для отработки трудных орфографических правил на уроках русского языка в средней и старшей школе.
-
Тексты песен на уроках русского языка 2010
Языковая, речевая компетентность вырабатывается у учащихся при работе со связными текстами разнообразной тематики. Тексты песен патриотического содержания с разработанными грамматическими заданиями можно использовать как дидактический материал на уроках русского языка в средних и старших классах.