Степени сравнения наречий. 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Ключевые слова: наречие, русский язык, сравнение


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи: формировать умения образовывать степени сравнения наречий; находить и отличать наречия в сравнительной степени от имен прилагательных в сравнительной степени; уметь определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Сформировать понятие о степени сравнения; формировать практические навыки работы со словосочетанием, предложением, текстом.

Познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, работать с учебником, обращаться к предыдущему опыту лексических задач, сравнивать результаты поиска с эталонами.
регулятивные: формулировать тему, учебные задачи учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок, урока; определять степень успешности работы
коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, активизировать словарный запас;

Формировать навыки самостоятельной работы; развивать культуру речи; развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность оценивать усваиваемые знания

 

Этап урока,
время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия ученика

1. Этап мотивации
Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

Настраиваются на урок.

К: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, активизировать словарный запас;
П: выдвигать и обосновывать  гипотезы

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель: актуализировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с наречием. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева Слайд № 4.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Анализ предложения: Слайд № 5

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Определите структуру предложения.
Укажите односоставное предложение.
Чем выражено сказуемое в первом предложении?
Подберите однокоренные слова к слову БЕЛЕЮЩИХ.
Как образуются степени сравнения прилагательных?
Обратимся за справкой. Слайд №6

 

П:  умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, умение анализировать и сравнивать с эталоном
Р:умение оценивать результаты деятельности своей и чужой работы.

К: участие в коллективном обсуждении проблемы, активизировать словарный запас

3. Постановка учебной задачи.
Цель: выявить и зафиксировать в речи причину затруднений; согласовать тему урока и задачи урока

 

Итак, тема нашего урока….

 

Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Ответ:
1. научиться образовывать степени сравнения  наречий;
2. отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных   в сравнительной степени;
3. употребление в речи наречий в сравнительной степени

П:умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Р:умение определять тему и цели урока,
К: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

4. Первичное закрепление нового материала.
Цель: определение и образование степени сравнения наречий

1. с наречиями сладко, строго, красиво составить глагольные словосочетания, образуя степени сравнения наречий.

Орфоэпическая работа:

2. Как отличить наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени? (Слайд)

Сравните предложения. Слайд № 11.

Наш класс дружнее, чем шестой.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.

1. Записывают словосочетания и сверяют с образцом:
пел слаще, более сладко, слаще всех. Смотрел строже, более строго, строже всех.

 

Говорил красивее, менее красиво, красивее всех.

П:  умение работать с таблицей.

Р:умение оценивать, сравнивать результаты деятельности своей и чужой, анализировать собственную работу.

К: умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

 

ОБРАЗУЙ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.
Работа выполняется на доске. В это время ширма закрывает экран.
ГРОМКО - громче, более громко, громче всех
ПРЕКРАСНО - прекраснее, более прекрасно, прекраснее
всех
ХОЛОДНО - холоднее, более холодно, холоднее всех
ЗВОНКО - звонче, более звонко, звонче всех
КРАСИВО - красивее, более красиво, красивее всех
ПЛАВНО - плавнее, более плавно, плавнее всех

Сравнивают предложения, делают выводы, заполняют таблицу  

 

Прилагательное или наречие? Слайд13.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

С каждым днём синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух легче и  теплей.
И.Бунин

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ Слайд № 14.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Слайд № 15

13.КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Слайд № 16.
Составить 2 предложения с
1) красивее – наречием;
2) красивее – прилагательным.
Я пишу красивее товарища.
Вид из моего окна красивее.
Тест. Слайд № 17
Укажите наречия в сравнительной степени:
А) читает внимательнее;
Б) медленнее всех бежал;
В) книга интереснее.
2. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:
А) Он слушает меня более внимательно.
Б) Ты сделал работу лучше всех.
В) Я стараюсь писать более красивее.
Г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя!
1. А
2. В

 

Самостоятельно работают сильные учащиеся, слабые работают с учителем

 

6. Самостоятельная работа в группах

Выразительно читает стихотворение И.Северянина

Не завидуй  другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство - на твоем пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач…

- О чем это стихотворение?
Работа в группах: 1-я группа выписывает сочетание слов, в которые входят наречия в сравнительной степени, а 2-я группа выписывает сочетание слов, в которые входят прилагательные в сравнительной степени:

 

 

Ответ:  зависть – плохое чувство.

 

 Выполняют работу в группах, зачитывают свои сочетания слов и обоснуют свой выбор.

1-я группа:
Двигайся бодрее,
Улыбайся шире
2-я группа:
друг богаче,
он красивей, он умней.

П: умение анализировать, сравнивать
Р: умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.
К:умение оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Какие цели поставили для себя и что удалось? А что не получилось?
Что знали по теме раньше, а что нового узнали сегодня? Каких успехов достигли?
Какие затруднения возникли? Как полученные знания можно применить в жизни?

Учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы, оценивание своей деятельности на уроке.
Учащиеся по сигнальным карточкам оценивают  себя: зеленая карточка – кому было комфортно на уроке, красная – кто испытывал  трудности.

П:умение систематизировать и обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность
Р: умение осуществлять итоговый контроль деятельности (Что сделано на уроке?)
К: умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

9. Этап разъяснения домашнего задания

 

П: умение выбирать решение, обосновывать выбор.