Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.
Конфуций
Новые требования федеральных государственных образовательных стандартов акцентируют внимание на деятельностном характере образования: результатом обучения должно стать не просто «Я знаю...» (например, «Я знаю, как склоняются имена числительные»), а «Я умею, обладая знаниями...» (например, «Я умею, обладая знаниями о склонении числительных, синтаксисе, построении текста, риторике и т. д., склонять имена чилительные, использовать их в разных стилях речи, в разных коммуникативных ситуациях; создавать устные и письменные тексты и т.д.»)
Традиционно первостепенные цели обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке. На этой базе необходимо совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики; закреплять и расширять знания обучающихся в области речеведения; активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста [2].
Главной задачей преподавателя является постоянное совершенствование речевой деятельности обучающихся [5].
Практика показывает, что обучающимся необходимо уметь пользоваться научными терминами, употреблять специальную и профессиональную лексику в устной и письменной формах речи. Следует подчеркнуть, что работа над этой темой формирует у обучающихся положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности. Эти частные методические задачи совпадают с общедидактическими требованиями, предъявляемыми к современному уроку [9], служат реализации нового содержания профессионального образования, соответствующего требованиям ФГОС по русскому языку [7] и ФГОС по профессии [8].
В работе над профессиональной лексикой широко используются нетрадиционные уроки и внеаудиторные занятия. Так, анализируемое занятие представляет собой урок-конкурс в рамках темы «Лексика. Профессиональная лексика». Предлагаемый урок нацелен на совершенствование умений использования профессиональной лексики в письменной и устной формах речи. Разработка содержит положение о проведении двух этапов конкурса: лингвистическая олимпиада (I-ый этап) и ораторское выступление о своей профессии (II-ой этап)); тестовые задания и ответы к ним, а также общие требования к публичному выступлению.
ТИП УРОКА | Контрольно-проверочный |
ВИД УРОКА | Урок-конкурс: самостоятельная работа с проблемными ситуациями и демонстрацией; олимпиада, публичное выступление |
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ | Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые |
ОБОРУДОВАНИЕ | Мультимедийное оборудование для демонстрации электронных презентаций |
НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Материалы с тестовыми заданиями для олимпиады, слайды для мини-викторины «Русские фразеологизмы», памятка «Начинающему оратору», технологические карты для обучающихся. |
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Обучающие:
- осуществление контроля и систематизации знаний обучающихся по теме «Лексика с точки зрения ее употребления», раздел «Лексика и фразеология»;
- совершенствование навыков говорения на материале темы «Лексика и фразеология»;
- выявление уровня сформированности умений и навыков применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка.
2. Развивающие:
- развитие общеучебных компетенций;
- развитие общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения учебных и профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных и профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной и профессиональной деятельности..
3. Воспитательные
- воспитание уважительного отношения к русскому языку и культуре.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- закрепить умение работать с тестовыми заданиями на материале темы «Лексика с точки зрения ее употребления»;
- совершенствовать навыки говорения на материале раздела «Лексика с точки зрения ее употребления»;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки обучающихся (в особенности инофонов);
- развивать творческий подход к решению учебных задач.
Воспитательные:
- формировать уважительное отношение к языку и культуре русского народа;
- узнать, какие ассоциации у обучающихся вызывает понятие Слово.
Междисциплинарные связи:
- культура речи;
- изобразительное искусство;
- кулинария.
Ход занятия представлен в технологической карте (Приложение №1) и презентации, отражающей основные этапы урока (Приложение №2).
Конкурсные задания составлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами по профессиям и специальностям начального и среднего профессионального образования, на основе программы учебной дисциплины «Русский язык» для профессии НПО социально-экономического профиля 260807.01 Повар, кондитер и специальности СПО технического профиля 260807 Технология продукции общественного питания.
I тур включает в себя следующие конкурсные испытания:
- выполнение олимпиадных заданий по русскому языку (Приложение №3)
Критерии оценки I тура:
- каждое выполненное задание оценивается по двухбалльной шкале в соответствии со степенью сложности.
II тур представляет собой публичное выступление участников на тему «Размышления о моей будущей профессии» (2-3 мин) (Приложение №4).
Критериями оценки II тура являются:
- интеллектуальная зрелость участника, широта знаний, эрудированность;
- грамотность речи;
- ораторское искусство, красноречие автора;
- целостность и оригинальность выступления;
- оригинальность изложения, уровень художественного оформления;
- зрелищность, уровень актёрского мастерства;
- лаконичность содержания, умение соблюдать регламент;
- внешний вид участника.
- мини-викторина «Фразеологизмы» (Приложение №5).
Для работы на занятии обучающиеся получают технологические карты, в которых содержатся задания для соответствующего этапа урока и инструкции по их выполнению.
Рекомендации по подготовке к уроку-конкурсу (повторение пройденного материала; общие требования к структуре и содержанию публичного выступления, примерные темы сообщений) представлены в технологических картах для самостоятельной работы обучающихся на подготовительном этапе (Приложение №3,4,5).
Оценивание I и II этапов конкурса осуществляется по определенным критериям (Приложение №5).
В современных условиях подготовки специалистов перед преподавателем стоит множество задач: это и обучение навыкам самостоятельной работы, и развитие креативных способностей и коммуникативных умений обучающихся. Все это возможно, прежде всего, при постоянной активной деятельности самого преподавателя. На нетрадиционных уроках – урок-конкурс, урок-путешествие, урок-семинар и т.д. – используется внепрограммный материал, взятая тема рассматривается углубленно.
Так, на проведенном уроке-конкурсе было уделено большое внимание организации групповой деятельности (работа в группах в мини-викторине, составление модели синквейна (концепта [11]) «Слово») в сочетании с индивидуальным творчеством (публичные выступления, слайд-шоу для их иллюстрации). Создавались ситуации эмоционального подъема, ситуации успеха для каждого обучающегося с учетом его личностных способностей, интересов.
На II этапе конкурса обучающиеся продемонстрировали не только умение искать информацию, работать с ее источниками [3,4], эффективно использовать в своей практической деятельности, но и умение выступать публично, представлять результаты своего труда. Следует отметить, что эти умения и связанные с ними компетенции являются одними из самых важных для современного специалиста.
Представленный материал может быть использован при подготовке внеклассных мероприятий по русскому языку.
Литература:
- Антонова Е.С. Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с.
- Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.Н., Фединишина Е.Ю. Кулинарная характеристика блюд: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2006.
- Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. - М.: Просвещение, 1987.
- Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. – Воронеж,2003.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: «Альта-Принт», 2005.
- window.edu.ru/resource/499/75499
- standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- urok.1sept.ru/articles/630735/ Основные требования и идеи ФГОС на уроке. Дрягина Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы, Немыкина Татьяна Ивановна, учитель математики и информатики.
- https://view.1sept.ru/periodicals/full/rus/2013/rus-2013-01-f/wraper.html
- Сапрыкина В.И. Национальная специфика языкового отражения концепта в художественной картине мира (на материале вербализации концепта "музыка" в русской и немецкой поэзии XIX-XX в.в.). Дисс. на соиск.... канд. филол. наук. – Воронеж, 2005. – 225с.