Русский язык
-
"О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки", 5-й класс 2008
Уроки раздела "О языке" в 5-м классе помогают осознать тесную связь славянских языков, развивают ассоциативное мышление и информативную культуру, речь учащихся. Совершенствуются умения работы с лингвистическим текстом; морфемного и лексического разборов. Активизации восприятия помогают формы электронной презентации, эвристической беседы, различные виды анализа. Закрепляются навыки определения темы, основной мысли, ключевых слов, изложения. Занятия закладывают основы системной работы по изучению истории языка.
-
"О чем рассказывают вещи?" Интегрированный урок-путешествие (русский язык + история) 2013
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА.
-
"О, эти разные односоставные предложения". 8-й класс 2007
Урок русского языка в 8-м классе проходит в форме КВНа. Он обобщает знания учащихся о простых предложениях.
-
"Обобщающее повторение имени прилагательного". 9-й класс 2013
Урок систематизирует материал по теме "Имя прилагательное". К нему прилагается презентация с различными заданиями. Весь материал по теме дается в виде блока-схемы, учащимся повторяют изученное на более высоком уровне, получают дополнительные сведения о разрядах имен прилагательных, степени сравнения, учатся делать морфологический разбор.
-
О развитии языкового чутья подростка 2015
В статье поднимается важный вопрос о развитии языкового чутья подростка, систематизации знаний и умений в области родного языка на основе осознания семантической сущности изучаемых явлений и совершенствования грамматического мышления, заключающегося в способности опознавать и выделять морфемы, учитывая их смысловую характеристику.
-
О роли обобщающего повторения 2013
В статье подробно рассказывается о роли обобщающего повторения, в частности, дается поуровневая типология. Кроме того, подробно рассмотрен вопрос о систематизации и обобщении материала при повторении с целью подготовки к государственной итоговой аттестации.
-
О способах повышения речевой культуры обучающихся 2007
Актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры. Центральным понятием общения становится "речевой поступок". Критерий оценки уровня речевой культуры - степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. В статье сформулированы рабочие принципы, которые способствуют повышению эффективности обучения. В качестве примера использования риторизированной технологии приведена разработка урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.
-
О стареющей информации и о том, как научить учиться (модель школы XXI века) 2004
В статье предлагается модель школы XXI века: как научить учиться, как формировать два типа личностной информационной системы для обработки информации, чтобы дети выдерживали эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки, оставаясь здоровыми. Дано описание методов и их использование на уроках в школе и в кружке "Юный мыслитель".
-
О формировании коммуникативной компетенции старшеклассников в контексте предпрофильного образования 2012
В статье идёт речь об интерактивном подходе к формированию коммуникативной культуры, открывающем возможности для самореализации тем, кто не сумел проявить себя на уроке.
-
О формировании орфографической грамотности учащихся 2010
Считается общепризнанным, что школа обязана вооружить своих питомцев прочными орфографическими навыками, однако анализ результатов ЕГЭ, опыт, накопленный за последние годы, говорят о том, что одним из слабых мест подготовки выпускников по родному языку является низкая орфографическая грамотность. Статья помогает развить грамотность и орфографическую зоркость у учащихся.
-
О функциональных стилях речи 2025
Функциональные стили речи – это объективно существующие разновидности общенародного языка, исторически сложившиеся. Социально-обусловленные, характеризующиеся совокупностью языковых средств, удобных для выражения содержания в данной сфере общения. Функциональные стили формируются в зависимости от тех функциональных факторов, которые определяются различиями в сферах общественной деятельности. Следовательно, сфера общественной деятельности является экстралингвистической основой выделения функциональных стилей. Кроме того, характеристика их складывается и из другого аспекта – собственно языкового. На основе этих признаков принято выделять в современном русском языке следующие функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
-
О функциональных стилях речи 2020
Функциональные стили речи – это объективно существующие разновидности общенародного языка, исторически сложившиеся. социально-обусловленные, характеризующиеся совокупностью языковых средств, удобных для выражения содержания в данной сфере общения.
-
О чём рассказывают устаревшие слова 2009
В ходе урока ученики узнают о признаках устаревших слов и причинах их появления в языке, знакомясь с бытом Древней Руси, а также недавнего прошлого. Посещение экспозиции школьного музея «Крестьянская изба» дает учащимся возможность убедиться в значимости каждого слова, на конкретном примере увидеть, о чем рассказывают устаревшие слова.
-
О, Ё после шипящих 2011
Данная тема изучается учениками в течение всего школьного курса русской орфографии. Проблемы грамотного написания слов на данное правило возникают в старшей школе. При подготовке к ГИА, ЕГЭ необходимо повторять теоретические сведения, отрабатывать практические навыки. Материал адресован не только учителям при подготовке к различным видам занятий, но и учащимся, которые могут воспользоваться и теорией для повторения материала, и практикой для закрепления своих знаний.
-
О, край родной… 2012
Урок развития речи в 7-м классе проводится во время изучении темы «Публицистический стиль. Особенности стиля». Цель урока: закрепить знания и навыки о публицистическом стиле и научить применять полученные знания при подготовке устного высказывания по теме; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать способность учащихся к анализу и обобщению. На уроке используются карточки-задания, фотографии природы родного края, статьи из местных газет.
-
Об интеграции уроков русского языка и литературы 2010
Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей.
-
Об использовании блочно-модульной, цельноблочной и интегральной технологий 2009
В основе блочно–модульной, интегральной технологий лежит личностно ориентированный подход. Использование технологической карты является для ученика своеобразным стимулом к самообразованию, так как позволяет ему видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
-
Об использовании информационных технологий на уроках русского языка и литературы в профессиональном лицее 2008
Статья посвящена подготовке специалиста в учебных заведениях начального профессионального образования в условиях информатизации общества. Предложены различные варианты использования информационных технологий на уроках русского языка и литературы для повышения качества преподавания.
-
Об опыте мониторинга орфографической грамотности с помощью разноуровневых заданий 2020
Проблема формирования орфографической грамотности в начальных классах является одной из главных проблем в русском языке. Что нужно сделать, чтобы люди стали писать грамотно? Этот вопрос всегда волновал учителей и ученых. Соответственно, какие способы подберут и насколько эффективно будут заложены первые знания, умения и навыки орфографической грамотности, будет зависеть дальнейшее изучение различных школьных предметов.
-
Об опыте работы с применением ИКТ 2013
Из всех применяемых технологий, возможно, наиболее интересные для детей и продуктивные в работе – это информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии и их элементы позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить интерес к изучению предмета, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала.
-
Об эффективности общения на уроке, или Все познается в сравнении 2015
В статье анализируются особенности урока. Эффективное общение рассмотрено на примере урока русского языка для специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания», тема: «Синтаксис. Строение словосочетания».
-
Обеспечение преемственности при введении ФГОС НОО и ООО 2021
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.
-
Обобщающая работа по правописанию слов с "Ь" в коррекционной школе VIII вида (для умственно отсталых детей) 2008
Вашему вниманию предлагается обобщающая работа по правописанию слов с "Ь".
-
Обобщающе-повторяющий урок по теме: "Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями" 2007
Урок по технологии уровневой дифференциации с использованием классификации уровней познавательной активности, предложенной Е.В. Коротаевой, делает урок личностно ориентированным, позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся на уровне их потенциальных возможностей с учётом типологических психолого-педагогических особенностей.
-
Обобщающее занятие по теме "Деепричастие – особая форма глагола" 2008
Обобщающий урок по теме "Деепричастие - особая форма глагола", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
Обобщающее занятие по теме: "Глагол". 5-й класс 2007
Обобщающий урок по теме "Глагол", проведённый в форме игры-путешествия, позволяет научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации, укрепить, углубить их за счёт привлечения занимательного материала. В ходе урока повторяются и закрепляются теоретические знания и практические умения по большинству орфограмм этой темы. Использование на уроке компьютера, индивидуальной, групповой и коллективной форм работы, в том числе тестов и кластера, делают его ещё более интересным.
-
Обобщающее занятие по теме: "Имя существительное" 2005
Сохранить интерес учащихся к русскому языку на протяжении его изучения помогают нестандартные уроки. Игра-путешествие позволяет сделать заключительный урок по теме "Имя существительное" привлекательным и интересным, заставляя волноваться, что является стимулом к овладению языком.
-
Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах 2009
Каждый учитель, готовясь к уроку русского языка в старшей школе, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал средней школы наиболее эффективно? Стоит ли во главу угла ставить только подготовку к единому экзамену? Как сохранить интерес к языку в ситуации, когда все основные сведения уже получены? В статье на суд коллег выносится схема урока русского языка в старшей школе, где автор пытается ответить на эти и другие вопросы.
-
Обобщающее повторение по разделу "Морфемика" 2012
Цель урока: повторить и систематизировать сведения по морфемике и орфографии, формировать навыки написания слова от его значения и строения; воспитание интереса учащихся к русскому языку.
-
Обобщающее повторение по разделу "Причастие", 6-й класс 2008
Сотрудничество как форма учебно-познавательной деятельности на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.