О, край родной…

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  • закрепить знания и навыки о публицистическом стиле и научить применять полученные знания при подготовке устного высказывания по заданной теме;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • развивать способность учащихся к анализу и обобщению.

Оборудование:

  • презентации, содержащие фотографии, на которых запечатлена природа родного края;
  • карточки-задания, Конституция РФ, «Красная книга» Архангельской области;
  • книги по охране природы, стихи о природе;
  • мини-стенд «Признаки публицистического стиля».

Эпиграф к уроку:
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.Пришвин

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Начало урока.

Звучит тихая музыка, показываются фотографии (слайды) природы родного края, на этом фоне читаются стихи. (Приложение 1)

1 чтец:

Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век, бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.

2 чтец:

В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у берёзки,
И сердце бьётся чётче и нежней.

3 чтец:

И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.

4 чтец:

И мы пройдём, а через годы – внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.

А.Каныкин

- Что объединяет эти фото и стихи? Какова их тема и идея? (Красота родной земли. Автор стихотворения говорит о связи поколений. Вы – будущее Земли, вам её беречь, делать краше.)

3. Объявление темы и цели работы на уроке.

- Сегодня, ребята, вы работаете в группах. На уроке поразмышляем об очень важных, актуальных на сегодняшний день проблемах. Разговор пойдёт о природе и отношении к ней. Мы закрепим знания о публицистическом стиле и научимся составлять высказывание по заданной теме.

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова М.Пришвина? Объясните их. Почему в этом предложении поставлено тире? (Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом.)

- Без слов, с которыми вы будете работать сейчас, нам, я думаю, не обойтись при составлении текста. Ваша задача – записать слова, объяснить орфограммы (слова с пропусками букв написаны на доске):

  • Насл..жда(т, ть)ся крас..той, р..сток, (о, а)кружа..щая среда, загр..знение в..здушного и водного ба(с, сс)ейна, те(р., рр)итория, зд..ров..е человека, р..сурсы, буду..щее планеты, охр..на пр..роды, лё(г, к)планеты, з..лёное золото.

- Записанные вами слова характерны для какого стиля речи? Где мы их чаще всего употребляем? (Книжный, публицистический, научный. Статьи в газетах, учебники, СМИ: радио, телевидение.)

(На доске появляется табличка с признаком публицистического стиля.)

- Ребята, а как называется наука, изучающая природу, способы её охраны? (Экология.)

(Слово написано на доске.)

- Человек должен беречь природу. Это записано и в основном законе жизни нашей страны Конституции РФ. (Показать.)

(Чтение учащимися статей Конституции РФ 42,5.)

- В защите природы, ребята, выражается и любовь к родной стране. Перечитайте ещё раз эпиграф к нашему уроку. Мы с вами тоже можем и должны принять участие во всенародном деле защиты природы. Это долг гражданина нашей страны. Как это сделать? (Не сорить, не губить деревья, животных, ... .)

- У К.Г.Паустовского есть произведение о Мещёрском крае. С отрывком из него вы сейчас и будете работать (текст напечатан на карточках):

  • И если придётся защ..щать св..ю страну, то я буду знать что я защ..щаю и этот кл(а, о)ч..к з..мли научивший меня видеть и понимать пр..крас(..)ное.

Задание. Вставить пропущенные буквы и графически объяснить их написание. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически). (Проверка задания.)

- Начало нового века характеризуется огромным воздействием человека на окружающую среду. Как влияет человек на природу? (Добывает полезные ископаемые. Вырубает леса, уничтожает растения и животных.) Некоторые растения и животные уже занесены в «Красную книгу». (Показать «Красную книгу» Архангельской области.)

4. Работа с учебником русского языка.

- Обратимся к упр. 63 в вашем учебнике. Прочитайте текст. Какие слова из него можно использовать в качестве вывода (итога) всему ранее сказанному нами? (В природе всё в равновесии. Эту взаимосвязь легко разрушить, а восстановить гораздо труднее. Обществу нужны строгие законы об охране природы. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся редко.)

- Обратите внимание, в этом тексте автор использует ряды однородных членов, одинаковые по построению предложения. Это тоже признаки публицистического стиля. (На доске появляется табличка с признаками стиля).

5. Работа со статьями газет «Вельск-инфо», «Вельские вести».

- А как, ребята, обстоят дела с охраной природы в нашем районе? Вы работали с местными газетами, подбирали статьи, заметки о природе. Сообщения учащихся о прочитанном в местных газетах. (Вырубают леса, пожары, мусор в городе и в лесу, ... .)

(Приложение 2) Всё это – дело рук человека.

- Какие названия, заголовки этих статей? На что вы обратили внимание? (Остановитесь! Не рубите! Нельзя так жить! и т.д.)

- Значит, в газетных статьях используются заголовки, привлекающие к себе внимание читателей. Побудительные предложения. Есть обращения. Это тоже признаки публицистического стиля. (Табличка с признаком стиля появляется на доске.)

- Как вы, ребята, относитесь к проблеме, поднимаемой на страницах наших местных газет? (Ответы учащихся.)

- А вот какие интересные факты из истории обнаружили в газете «Вельск-инфо». (Чтение учеником отрывка из статьи).

6. Самостоятельная групповая работа учащихся по составлению текста публицистического стиля.

- Сейчас, ребята, перед вами стоит задача – составить текст публицистического стиля – обращение к сверстникам. Основные признаки стиля мы с вами вспомнили. Вы можете пользоваться тем материалом, с которым работали на уроке. Работаете в группах. Помогаете друг другу, т.к. работа для вас новая и трудная – создание публицистического текста. Можете делать записи, листочки-черновики у вас есть. (Учащиеся работают в группах. Проверка работ – чтение 1-2 работ).

- Спасибо за интересные работы. Что не успели написать на уроке, доделаете дома.

7. Подведение итогов работы на уроке.

- Обратимся ещё раз к теме нашего урока, к его названию «О, край родной…»

- Как вы думаете, почему я поставила после этих слов многоточие? (Мысль не завершена, можно продолжить…как ты прекрасен (печален) и т.д.) И интонация прочтения может быть разной: радостной, печальной (сожаление).

- Мы с вами, ребята, можем сделать так, чтобы данные слова звучали радостно. А для этого надо....любить и охранять природу.

«Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной.
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой», - писал Н.Некрасов.

- Спасибо всем за хорошую работу на уроке, а особенно ... . (Объявление оценок.)

8. Домашнее задание.

- Доработайте свои обращения к сверстникам, оформите их, соблюдая стилевые нормы. Ваши работы будут помещены на стенде. С вашими обращениями познакомятся учащиеся школы.