Цели и задачи урока:
- закрепить знания и навыки о публицистическом стиле и научить применять полученные знания при подготовке устного высказывания по заданной теме;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- развивать способность учащихся к анализу и обобщению.
Оборудование:
- презентации, содержащие фотографии, на которых запечатлена природа родного края;
- карточки-задания, Конституция РФ, «Красная книга» Архангельской области;
- книги по охране природы, стихи о природе;
- мини-стенд «Признаки публицистического стиля».
Эпиграф к уроку:
Охранять природу – значит охранять Родину.
М.Пришвин
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Начало урока.
Звучит тихая музыка, показываются фотографии (слайды) природы родного края, на этом фоне читаются стихи. (Приложение 1)
1 чтец:
Я слушал, как поёт тропа лесная,
И всё гадал: о ком она? О чём?
Который век, бежит, не зарастая,
Как будто ей столетья нипочём.
2 чтец:
В её напеве слышу отголоски
Шагов прошедших некогда людей.
Смотрю на тропку, стоя у берёзки,
И сердце бьётся чётче и нежней.
3 чтец:
И верится, не стало тленом, пылью
Минувшее, поныне живо тут.
Все люди, что по тропке проходили,
Идут по ней, незримые идут.
4 чтец:
И мы пройдём, а через годы – внуки,
И каждый сердцем у лесной тропы
Услышит те же песенные звуки
Одной для нас единственной судьбы.
А.Каныкин
- Что объединяет эти фото и стихи? Какова их тема и идея? (Красота родной земли. Автор стихотворения говорит о связи поколений. Вы – будущее Земли, вам её беречь, делать краше.)
3. Объявление темы и цели работы на уроке.
- Сегодня, ребята, вы работаете в группах. На уроке поразмышляем об очень важных, актуальных на сегодняшний день проблемах. Разговор пойдёт о природе и отношении к ней. Мы закрепим знания о публицистическом стиле и научимся составлять высказывание по заданной теме.
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова М.Пришвина? Объясните их. Почему в этом предложении поставлено тире? (Подлежащее и сказуемое выражено инфинитивом.)
- Без слов, с которыми вы будете работать сейчас, нам, я думаю, не обойтись при составлении текста. Ваша задача – записать слова, объяснить орфограммы (слова с пропусками букв написаны на доске):
- Насл..жда(т, ть)ся крас..той, р..сток, (о, а)кружа..щая среда, загр..знение в..здушного и водного ба(с, сс)ейна, те(р., рр)итория, зд..ров..е человека, р..сурсы, буду..щее планеты, охр..на пр..роды, лё(г, к)планеты, з..лёное золото.
- Записанные вами слова характерны для какого стиля речи? Где мы их чаще всего употребляем? (Книжный, публицистический, научный. Статьи в газетах, учебники, СМИ: радио, телевидение.)
(На доске появляется табличка с признаком публицистического стиля.)
- Ребята, а как называется наука, изучающая природу, способы её охраны? (Экология.)
(Слово написано на доске.)
- Человек должен беречь природу. Это записано и в основном законе жизни нашей страны Конституции РФ. (Показать.)
(Чтение учащимися статей Конституции РФ 42,5.)
- В защите природы, ребята, выражается и любовь к родной стране. Перечитайте ещё раз эпиграф к нашему уроку. Мы с вами тоже можем и должны принять участие во всенародном деле защиты природы. Это долг гражданина нашей страны. Как это сделать? (Не сорить, не губить деревья, животных, ... .)
- У К.Г.Паустовского есть произведение о Мещёрском крае. С отрывком из него вы сейчас и будете работать (текст напечатан на карточках):
- И если придётся защ..щать св..ю страну, то я буду знать что я защ..щаю и этот кл(а, о)ч..к з..мли научивший меня видеть и понимать пр..крас(..)ное.
Задание. Вставить пропущенные буквы и графически объяснить их написание. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их графически). (Проверка задания.)
- Начало нового века характеризуется огромным воздействием человека на окружающую среду. Как влияет человек на природу? (Добывает полезные ископаемые. Вырубает леса, уничтожает растения и животных.) Некоторые растения и животные уже занесены в «Красную книгу». (Показать «Красную книгу» Архангельской области.)
4. Работа с учебником русского языка.
- Обратимся к упр. 63 в вашем учебнике. Прочитайте текст. Какие слова из него можно использовать в качестве вывода (итога) всему ранее сказанному нами? (В природе всё в равновесии. Эту взаимосвязь легко разрушить, а восстановить гораздо труднее. Обществу нужны строгие законы об охране природы. К сожалению, даже к тем, которые имеются, мы обращаемся редко.)
- Обратите внимание, в этом тексте автор использует ряды однородных членов, одинаковые по построению предложения. Это тоже признаки публицистического стиля. (На доске появляется табличка с признаками стиля).
5. Работа со статьями газет «Вельск-инфо», «Вельские вести».
- А как, ребята, обстоят дела с охраной природы в нашем районе? Вы работали с местными газетами, подбирали статьи, заметки о природе. Сообщения учащихся о прочитанном в местных газетах. (Вырубают леса, пожары, мусор в городе и в лесу, ... .)
(Приложение 2) Всё это – дело рук человека.
- Какие названия, заголовки этих статей? На что вы обратили внимание? (Остановитесь! Не рубите! Нельзя так жить! и т.д.)
- Значит, в газетных статьях используются заголовки, привлекающие к себе внимание читателей. Побудительные предложения. Есть обращения. Это тоже признаки публицистического стиля. (Табличка с признаком стиля появляется на доске.)
- Как вы, ребята, относитесь к проблеме, поднимаемой на страницах наших местных газет? (Ответы учащихся.)
- А вот какие интересные факты из истории обнаружили в газете «Вельск-инфо». (Чтение учеником отрывка из статьи).
6. Самостоятельная групповая работа учащихся по составлению текста публицистического стиля.
- Сейчас, ребята, перед вами стоит задача – составить текст публицистического стиля – обращение к сверстникам. Основные признаки стиля мы с вами вспомнили. Вы можете пользоваться тем материалом, с которым работали на уроке. Работаете в группах. Помогаете друг другу, т.к. работа для вас новая и трудная – создание публицистического текста. Можете делать записи, листочки-черновики у вас есть. (Учащиеся работают в группах. Проверка работ – чтение 1-2 работ).
- Спасибо за интересные работы. Что не успели написать на уроке, доделаете дома.
7. Подведение итогов работы на уроке.
- Обратимся ещё раз к теме нашего урока, к его названию «О, край родной…»
- Как вы думаете, почему я поставила после этих слов многоточие? (Мысль не завершена, можно продолжить…как ты прекрасен (печален) и т.д.) И интонация прочтения может быть разной: радостной, печальной (сожаление).
- Мы с вами, ребята, можем сделать так, чтобы данные слова звучали радостно. А для этого надо....любить и охранять природу.
«Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной.
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой», - писал Н.Некрасов.
- Спасибо всем за хорошую работу на уроке, а особенно ... . (Объявление оценок.)
8. Домашнее задание.
- Доработайте свои обращения к сверстникам, оформите их, соблюдая стилевые нормы. Ваши работы будут помещены на стенде. С вашими обращениями познакомятся учащиеся школы.