Обобщающее повторение морфемики на уроках русского языка в старших классах

Разделы: Русский язык


Каждый учитель, готовясь к уроку русского языка в старшей школе, вынужден ответить для себя на ряд вопросов. Как повторить материал средней школы наиболее эффективно? Стоит ли во главу угла ставить только подготовку к единому экзамену? Как сохранить интерес к языку в ситуации, когда все основные сведения уже получены?

Насколько помогают нам сегодня различные рекомендации для учителя (методички) в построении урока? Можно ли предложить более или менее универсальную схему урока по той или иной теме?

На мой взгляд, именно схема урока важна при представлении своего опыта. Она отражает идею, логику урока, кроме того помогает не упустить какие-то частные моменты, требующие особого проговаривания. А наполнить эту схему конкретным языковым материалом может каждый учитель самостоятельно, опираясь на конкретных учеников, на уровень класса.

Позвольте представить на суд коллег схему повторения и обобщения знаний по морфемике на уроках русского языка в старших классах. Этот материал является для меня своего рода шпаргалкой по теме, ориентирован на максимум сведений и случаев. Материал принципиально не разбит на уроки, т.к. от временных возможностей и уровня класса он может быть наполнен разным объемом языкового материала и подан в полном или усечённом варианте. В предложенной работе сначала идёт весь теоретический материал (собственно это и есть схема), а затем система упражнений. Учитель может чередовать при необходимости эти части, отрабатывая каждое положение схемы отдельно.

При создании этой схемы решались следующие задачи:

  • Определить логику при повторении материала
  • Повторить случаи, вызывающие, как правило, затруднения при анализе состава слова, частности, которые забываются учениками
  • Многие ребята будут писать предметные олимпиады в вузах, поэтому при повторении всегда обращается внимание на случаи, чаще всего встречающиеся в таких работах, случаи, которые не разбираются по программе в средней школе
  • Учесть разноуровневость в подготовке старшеклассников
  • Развивать интерес к языку.

В предложенной схеме осознанно не отражена работа над орфографией, т.к. в качестве темы заявлена именно морфемика. В слабом классе вполне возможно упражнения по морфемике совместить с повторением орфографии. Хотя в таких классах сама морфемика вызывает серьезные трудности и требует больших усилий для усвоения, чтобы её совмещать с другим материалом. Орфографии можно посвятить несколько отдельных уроков после уроков на данную тему.

Схема урока.

I. Контроль имеющихся знаний, погружение в тему.

Предложить несколько слов для разбора по составу, не вызывающих сложности.

Подбор слов, а также форма работы (самостоятельная, в парах, фронтальная) будет зависеть от уровня подготовленности класса.

Напр. Приготовить, заготовка, получение, размешивая, пропитанный, попугайчик, справа, заботливый, догадлив.

II. Работа по теме

Вспомнить план разбора слова по составу: часть речи, окончание, основа, суффиксы, приставки, корень.

Далее урок строим, опираясь на этот план.

Часть речи

- Зачем при анализе состава слова необходимо знать часть речи?

Окончание

- Какие части речи не имеют окончания? Почему? (Наречие, деепричастие, т.к. это неизменяемые части речи)

- У каких слов мы ещё не выделяем окончания? (несклоняемые существительные и прилагательные, сравнительная степень прилагательного)

Внимание! Нельзя путать отсутствие окончания и нулевое окончание. Рассмотрим задание из ЕГЭ.

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  1. постаревший
  2. переплётчик
  3. справа
  4. запекая

Примечание: Обратить внимание, что окончание может находиться не только в конце слова, но и в середине (улыбается), а также, что в слове может быть несколько окончаний (пятидесяти, двумястами)

Напомнить, что в глаголах на -ть, -ти в разных научных школах эти части выделяют то как окончание, то как суффикс (мы с 5 класса так и выделяем двояко «домиком»).

В небольшой группе глаголов встречается неопределённая форма на –чь (жечь, лечь, влечь, печь, стеречь и др. В этих глаголах –чь не суффикс инфинитива, а конечная фонема корня.

Основа.

-Что называется основой?

Вспоминаем, что основа во всех формах слова одинакова, за исключением глаголов. У них 2 основы.

- Почему окончание не входит в основу?

- А какие случаи вы знаете, когда форма слова образуется с помощью суффикса. Это формообразующие (а не словообразовательные) суффиксы. Они в основу не входят. Перечислим формообразующие суффиксы.

  • Суффикс глагола прошедшего времени –л-
  • Суффикс глагола сослагательного наклонения –л- (омонимичный суффиксу прошедшего времени)
  • Суффиксы повелительного наклонения –и, нулевой (сиди, сядь)
  • Суффиксы сравнительной степени прилагательного –ее, -е (красивее, выше)
  • Суффиксы сравнительной степени наречий –ее, -е
  • Суффиксы превосходной степени прилагательного –айш- -ейш- (красивейший, высочайший)
  • Суффиксы причастий и деепричастий (если мы учитываем точку зрения, что причастие и деепричастие – это особые формы глагола)
  • Суффикс существительного (брат – братья)

Суффиксы

Напомним, что в слове может быть несколько суффиксов. Для некоторых частей речи характерно иметь больше одного суффикса. Например, у причастий и деепричастий чаще два суффикса, глагольный и собственно причастия или деепричастия ( рассказ-ыва-я, рассказ-ыва-ющ-ий, рассказ-а-в, рассказ-а-вш-ий. Но принес-ш-ий,выуч-енн-ый). Обратить внимание, что у причастий не бывает суффикса –анн-. Это два суффикса –а-нн-.

А у прилагательных суффикс –ан- пишется с одной Н (песчаный).

Важно не только не объединять несколько суффиксов в один, но и наоборот не разделить один суффикс на несколько. (тельн)

Другие суффиксы выделяем, опираясь на словообразовательную цепочку. Напомним, что производное слово можно объяснить с помощью слова, от которого оно образовалось (производящего).

Примечание: случаи, которые обязательно нужно напомнить.

У притяжательных прилагательных мужского рода –ий это суффикс, окончание нулевое (медвежий). В форме женского, среднего рода и множественного числа (медвежья, медвежье, медвежьи) суффикс [й] можно увидеть в транскрипции.

В сильном классе уместно дать понятие нулевого суффикса (синь, глубь, тряс, скрип), тем более что бессуффиксный способ словообразования есть в ЕГЭ.

Приставки

Как правило, здесь особых проблем не возникает. Просто напоминаем, что приставок тоже может быть несколько.

Примечание: В некоторых классах есть смысл проговорить, что пол- это корень. Повторить некоторые заимствованные приставки.

Корень

Чтобы выделить эту часть слова, перед нами и легкая, и трудная задача одновременно. Легкая, потому что, если мы до этого всё сделали правильно, наше действие чисто механическое. С другой стороны, здесь нам понадобится весь наш словарный запас. От того насколько разнообразный список однокоренных слов мы можем подобрать, настолько мы сможем быть уверенными в правильности нашего разбора.

Примечание: Здесь напоминаем, что существуют чередования, такие как в//вл, б//бл (ловить-ловлю, любить-люблю) и др. Знание этих чередований позволит «не потерять» букву корня.

III. Упражнения

Система упражнений может быть основана на материале учебника, например, учебнике Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М., или разработана самостоятельно.

Здесь приводятся номера упражнений из учебника Власенкова А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2008.

Упр.101. (выделяем основы и окончания, понятия форма слова и однокоренные слова)

Упр.102 (окончания, нулевые окончания, слова, не имеющие окончания; омонимичные окончания)

Упр.109 (суффиксы)

Упр.108 (корень, чередования в корне)

Задания, сконструированные по схеме ЕГЭ. (обязательны)

IV. Заключение

В заключение урока можно напомнить ребятам, что язык – развивающееся явление. Состав слова тоже с течением времени может измениться. Примеров в языке много (вспомнить несколько случаев). Состав слова с точки зрения истории, происхождения можно посмотреть в этимологическом словаре.

При контроле знаний предлагаем работу из 2 частей. 1 часть – задания ЕГЭ по теме (обязательный, базовый уровень), 2 часть – перечень слов для разбора по составу (задание повышенной сложности). Вторая часть выполняется по желанию на дополнительную оценку.