В сущности, ведь для интеллигентного
человека дурно говорить должно бы считать
таким же неприличием, как не уметь читать и
писать… Все лучшие государственные люди
в эпоху процветания государств, лучшие
философы, поэты, реформаторы были в то же
время лучшими ораторами. “Цветами
красноречия” был усыпан путь ко всякой
карьере.
А.П. Чехов
Профильное и предпрофильное обучение обрело статус приоритетного направления современной российской педагогики и стало сегодня притчей во языцех. Никто не сомневается в необходимости введения такого образования, но единодушия тоже нет: споры об условиях социальной эффективности профилизации отличаются острым характером, объединяя учёных, политиков, экспертов – социологов, родителей, и, конечно, нас, учителей-практиков. Государственная значимость этой проблемы столь велика, что ей, на мой взгляд, следует посвятить отдельную конференцию, результаты которой покажут, насколько сегодняшние школы (и, в частности, норильские) реально готовы к качественному осуществлению задач, поставленных обществом.
Моё обращение к этой теме вызвано, таким образом, её актуальностью, нерешённостью и, конечно, профессиональным интересом словесника, чей практический опыт позволяет, как мне думается, говорить о некоторых резервах работы учителя русского языка в рамках вышеназванного направления.
В последние годы появилось немало пособий по культуре речи для старшеклассников, студентов и аспирантов, чьи профессиональные интересы не имеют отношения к гуманитарным наукам. Очевидно, наше общество приблизилось к пониманию того, что “в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным” (А.П. Чехов). И дело не только в том, что умение правильно и красиво говорить сразу позволяет узнать интеллигентного человека. Гораздо убедительнее для многих сегодня звучит мысль о том, что выразительная, грамотная речь не формальный атрибут гуманитарной культуры, а неотъемлемое качество хорошего специалиста, в какой бы области он ни работал. Карьерный рост, профессиональная успешность во многом определяются уровнем коммуникативной компетенции.
Риторика, стилистика после многолетней забытости, невостребованности, ненужности только возрождаются в сегодняшней школе как самостоятельные дисциплины. Их почти не встретишь в базисном учебном плане, не увидишь в расписании. Как правило, они остаются факультативными, иногда включаются в систему преподавания русского языка как уроки развития речи. Но даже в этом случае при правильном методическом подходе они способны внести свою лепту в формирование личности молодого специалиста, профессионала, делового человека. Известно, что руководители солидных фирм, крупные предприниматели не только имеют собственные пресс-службы, но и нередко сами берут уроки публичных выступлений. От того, насколько ты коммуникабелен, во многом зависит твой бизнес, твоя конкурентоспособность. Перед учителем-словесником стоит проблема воспитания высокой речевой культуры в контексте профильного образования старшеклассников, и, на мой взгляд, у филолога есть немало возможностей для её продуктивного решения. В этой работе, как ни в какой другой, могут, не соперничая, плодотворно сочетаться традиции и инновации.
Известно, что самой распространённой формой профильного образования являются сегодня элективные курсы, основательно “пошатнувшие” в учебном плане традиционные факультативные занятия. Не сомневаясь в том, что для этого есть веские основания, считаю всё же, что не следует противопоставлять имеющийся методический арсенал новым взглядам. Жизнь показала, что в практике многих учителей так называемый элективный подход к обучению есть не что иное, как ретроинновация, выражающаяся в пересмотре целеполагающих аспектов, а также “взаимоотношений” теории и практики. Теперь учитель, планируя элективный курс, может рассчитывать на результативность только в том случае, если его ученики в решении задачи руководствуются его практической необходимостью, или, другими словами, понимают, зачем им это нужно. В этом смысле первоочередной задачей учителя, на мой взгляд, является психологическая подготовка школьников к осмыслению проблемы.
Сегодняшние старшеклассники, в отличие от своих недавних предшественников, сознают, как важно быть “презентабельным”, однако далеко не все вкладывают в значение этого слова такую важную составляющую, как “высокая коммуникативная культура”.
Выбирая элективный курс, старшеклассники нередко руководствуются исключительно профильным содержанием предмета, считая, что профессиональная подготовка должна быть сосредоточена на изучении “модных” сегодня экономики, информатики, математики, психологии, права, английского языка. Тестирование показало, что многие не понимают, какое значение имеют знания и практические навыки, которые обеспечиваются совсем “не профильными” для абсолютного большинства завтрашних студентов филологическими дисциплинами. Я имею в виду элективные курсы риторической и лингвостилистической направленности, формирующие коммуникативную компетенцию современного делового человека.
Чтобы пробудить в учениках интерес к практической риторике, вместо сочинения о профессии предлагаю им на уроке русского языка творческое задание – письменно ответить на вопросы анкеты отдела кадров Норильского отделения Росбанка.
- Расскажите о себе, о своих профессиональных интересах и увлечениях, хобби.
- Раскройте Ваши сильные и слабые стороны.
- Какие требования Вы предъявляете к себе как к специалисту?
Это задание на урок пришло из сегодняшней жизни, и поэтому многие относятся нему с интересом. Однако простые, казалось бы, вопросы ставят в тупик. Нелегко анализировать поступки литературных героев, а уж размышлять о себе и вовсе не просто. Такое сочинение не спишешь, шпаргалкой не воспользуешься. В сознании будущих банкиров и экономистов начинает более серьёзно осваиваться мысль о необходимости умений, которым должного значения не придавалось. Учитель, не выходя за рамки тематического планирования, подходит к воспитательным задачам урока не случайно, а глубоко продуманно. Такие задания, без сомнения, повышают внутреннюю мотивацию учения и, конечно, если они не случайны в практике работы словесника, способствуют воспитанию интереса к языковым дисциплинам. Справедливости ради надо отметить, что первый опыт самопрезентации, как правило, неудачный. Учитывая отсутствие факультативов в 6-8 классах, можно не удивляться такому положению вещей. Сказывается низкий уровень речевой культуры, отсутствие риторики как самостоятельной дисциплины и, конечно, недостаток опыта подобных сочинений. Но в этом смысле неудача, если она не сопровождается плохой оценкой (что недопустимо!), обладает мощной положительной энергией. Многие с интересом включаются в работу хотя бы из “эгоистических” (в лучшем смысле этого слова!) побуждений: убедительно и красиво говорить о себе трудно, но необходимо, ведь конкуренция начинается ещё до того, как тебя приняли на работу. Приведу пример резюме, над которым его автору пришлось немало потрудиться.
Самопрезентация Ивановой Алисы Валерьевны
Всем известно, что сегодня роль экономиста на рынке труда одна из самых престижных и востребованных. Развивающееся по законам рынка, современное общество прежде всего нуждается в высококвалифицированных кадрах. Экономисты нужны России, и я без ложного патриотизма считаю, что это моя профессия. О ней я мечтаю давно, и моё поступление в институт не случайный выбор модного направления, а продуманное решение, цель жизни.
Я не могу сказать, что продолжаю семейную традицию, но моя мама имеет отношение к экономической специальности: несколько лет до приезда в Норильск она работала бухгалтером, и только изменившиеся жизненные обстоятельства заставили её освоить новую профессию. Можно сказать, что первое знакомство с моей будущей работой состоялось благодаря маме. А сегодня мир экономики и бизнеса – это приоритетное направление моих интересов. Я понимаю, что современный банк – это не просто хранилище денег, это сложный атрибут товарно-денежных отношений, и я хочу в полной мере овладеть всеми секретами банковского дела, чтобы стать высококлассным специалистом. Меня интересуют такие проблемы, как банковские риски, оценка финансового состояния банка, налогообложение, порядок распределения и использования банковской прибыли.
Моя профессия формирует такие качества, как пунктуальность, целеустремлённость, ответственность, а они, как известно, нужны не только в работе. Вот почему экономическая специальность, на мой взгляд, не только обеспечивает достойную жизнь, но и во многом формирует сам образ жизни. В какой-то степени каждый из нас экономист. Нам, россиянам, приходится решать множество сложных экономических проблем, и недостаток экономического образования сказывается не только в обществе, но и в семье.
Анализируя свой характер, вижу в нём и сильные, и слабые стороны. Я трудолюбива и усидчива, скромна и отзывчива, я стараюсь быть корректной в отношениях с людьми, воспитываю в себе толерантность, понимая, что и общение с коллегами, и общение с клиентами требует терпимости. Мне не всегда легко даются знания, но я настойчива в их освоении. В отношениях с людьми мне порой не хватает требовательности, умения отказывать, когда в этом возникает необходимость. В коллегах ценю в первую очередь высокие профессиональные качества, самостоятельность, коммуникабельность. Не признаю некомпетентности, грубости. Основой профессионального успеха считаю стремление к постоянному самосовершенствованию.
В этом году я познакомилась с деятельностью специалистов организации “Предприятие единого складского хозяйства” и убедилась в том, что выбрала любимую профессию. Несмотря на то что приходилось одновременно работать и учиться, я справилась со всеми заданиями и освоила программу “Бухгалтерия 1 С”.
Постоянное “общение” с компьютером, который для меня, как и для многих моих современников, стал повседневной необходимостью, не мешает моему личностному развитию. Я стараюсь жить в ногу со временем: любимая профессия заставляет меня увлечённо работать над своим имиджем. Я занимаюсь дзю-до и шейпингом, люблю театр, посещаю танцевальный клуб, слежу за модой. Я понимаю, что сегодня молодой специалист, профессионал будет востребован, только если он видится как всесторонне развитый человек, привлекающий внимание и своей эрудицией, и своими внешними качествами.
Не менее трудным оказалось и написание автобиографии. Сравнивая получившиеся работы, дети пришли к выводу о том, что далеко не каждая из них заинтересует потенциального работодателя, что, несмотря на жёсткие требования делового стиля, и здесь можно найти творческий подход к изложению своей жизни. Предлагаю сравнить первоначальный и окончательный вариант автобиографии будущего абитуриента
Я, Петренко Василий, родился 21 октября 1989 года в городе Норильске. В 1996 году пошёл в школу и окончил её в 2006 году. Последние семь лет учился в физико-математическом лицее и готовился к поступлению в Бауманское высшее техническое училище. Являюсь постоянным участником математических и физических олимпиад. Имею победы в международных и Всероссийских научных конференциях и конкурсах. Увлекаюсь ядерной физикой. Моя мать, Петренко Ирина Васильевна, работает бухгалтером, а отец Петренко Игорь Иванович – инженер. Есть младшая сестра Валерия восьми лет…. | Я, Петренко Василий, родился 21 октября 1989 года в городе Норильске, где прошло моё детство. Всегда мечтал быть физиком, несмотря на сегодняшнюю непопулярность этой профессии. Поэтому и поступил в физико-математический лицей – одну из лучших школ Красноярского края. Педагоги помогли мне раскрыться, благодаря научной работе, в которой я принимал активное участие. Сегодня мое портфолио насчитывает множество престижных побед на всероссийских и международных конкурсах. Этот опыт убедил меня в том, что, став хорошим физиком, я смогу состояться и как учёный, и как инженер, и как преподаватель. Родители (мама Ирина Васильевна, бухглалтер по профессии, и отец Игорь Иванович, инженер), поддерживая мои научные увлечения помогли мне открыть в себе и другие способности: я окончил художественную школу и компьютерные курсы, умею составлять программы и интересуюсь компьютерной графикой. |
Суха теория, мой друг,
Но древо жизни пышно зеленеет.
Гёте
Развитие положительной мотивации, на мой взгляд, возможно только в непосредственной и систематической коммуникативной деятельности детей. Нисколько не умаляя значения теории, считаю, что её изучение должно вызываться реальными практическими трудностями – прообразом того, чем встретит молодого специалиста его работа. В этом смысле очевидна необходимость интерактивного подхода к формированию коммуникативной компетенции ученика. Использующиеся в практике учителей инновационные педагогические технологии, безусловно, должны прийти на помощь и в этом случае. Так, например, творческое использование метода проектов, воплощённого в ролевой игре, позволяет приобрести опыт самых различных по жанру публичных выступлений: рекламного, информационного, протокольно-этикетного, убеждающего, похвального, дискуссионного и др. Методика такой работы отражена в составленной мною технологической карте (см. фрагмент):
Модуль | Содержание работы | Микроцели ученика | Диагностика | Коррекция |
Информационное выступление | Составление инструкции, объявления, аннотации, доклада, сообщения, автобиографии и др. |
|
Оценка слушателями эффективности выступления с опорой на предложенные критерии. | Коммуникативно- стилистический анализ. Рекомендации учителя. |
Рекламное выступление | Работа в группах:
|
1. Инд. участие в составлении рекламного проекта группы | Тестовая беседа “Какие утверждения правильные?”Защита рекламного проекта | Сопоставительный анализ профессиональной рекламы и проекта групп |
Протокольно-этикетное выступление | Подготовка выступления по выбору:
|
Изучить основ. требования к
протокольно-этикетным выступлениям и правила
подготовки к ним Познакомиться с образцами выступлений (видеозапись) |
Тестовая беседа “Какие утверждения
правильные?” Защита выступления. Тестирование слушателей на выявление успешности выступления |
Редактирование выступлений |
Убеждающее выступление | Анализ текста предвыборно-го листка
кандидата в депутаты. Деловая игра: составление агитационной предвыбор-ной речи |
Составить предвыборное выступление
кандидата в депутаты Городской думы Проанализиро-вать обращение кандидата к избирателям |
Тестовая беседа “Какие утверждения
правильные?” Игра “Приведи аргумент” Выступление с проектом предвыборной речи |
Комментарии учителя |
Публичные дискуссии | Проведение дебатов | Составление тем для дебатов Знакомство с правилами для участников дебатов |
Анализ теледебатов (видеозапись) Высказывания слушателей |
Комментарии учителя |
Если учителю не предложен элективный курс, это вовсе не означает, что он лишён возможности творчески и активно включиться в профильное обучение коммуникативной культуре. Так, например, на уроках развития речи в знакомстве с темой “Публицистический стиль”, нередко применяю “приём провокации”, обращаясь к острым, проблемным статьям городских газет, заинтересовавших моих учеников актуальным содержанием. Анализируя такие материалы, дети не только наблюдают над языковыми особенностями публицистики, но и учатся высказывать (нередко в письменной форме) свою гражданскую позицию. Кстати, недостаток времени можно восполнить, продолжив эту работу на классном часе или в рамках внеклассного мероприятия по предмету. Так, в дни гуманитарных наук я проводила мероприятие для восьмиклассников, начало которому было положено на уроке русского языка, посвящённого комплексному анализу текста опубликованной в городской газете статьи старшеклассницы Вероники Гудверовой “Форма … протеста!” (См. Приложение 1). Этот материал был предложен самими учениками (что очень важно!) и вызвал большой отклик. С методической точки зрения такую работу можно оценить как проект, включающий перманентные этапы коммуникативного обучения: лингвостилистический анализ публицистического текста на уроке, дебаты на факультативе (классном часе) и ораторский турнир в рамках дней гуманитарных наук лицея.
Проектная форма, объединяя различные аспекты работы учителя, позволяет ему совершенствовать коммуникативную культуру своих воспитанников “всегда и везде”. Она открывает возможности самореализации для тех, кто, в силу различных причин, не сумел проявить себя на уроке. Приведу пример. Посещение норильскими школьниками спектаклей Заполярного театра драмы стало традицией. Однако не секрет, что зачастую это проходит формально: билеты распространили, пьесу посмотрели и в лучшем случае обсудили … на перемене. Не стану отрицать, что равнодушное отношение к театру объясняется неподготовленностью, отсутствием зрительской культуры. Это серьёзная воспитательная проблема вряд ли может быть решена быстро и без участия общественности. Что может сделать учитель словесности? Например, организовать встречу с творческим коллективом. Для этого нужно подготовить вопросы актёрам и режиссёру, получить хотя бы элементарные представления о правилах дискуссии, об особенностях критического высказывания. Только на первый взгляд всё это не имеет отношения к задачам профильного обучения. На самом деле приобщение детей к театру формирует не только духовную культуру, но и коммуникативную компетенцию. От экскурсионного знакомства с театром через творческий диалог с авторами спектакля мы приходим к его обсуждению в школе на классном часе, на страницах лицейской газеты и “Заполярной правды”. В проекте участвовали 10 учеников, и каждый нашёл свой способ личностного и коммуникативного самовыражения. Подготовка вопросов для интервью, статей для публикации, репортажей для видеовыпуска “Вести лицея”, наконец, самый высокий уровень – исследования по искусствоведению о спектаклях, опубликованные в сборнике научных работ Норильским индустриальным институтом. Дети, участвовавшие в этом проекте, получили замечательную возможность интеллектуального общения, публичного выступления, интервьюирования, критического высказывания, работы над аннотацией. Это не что иное, как коммуникативный опыт. Кто будет спорить с тем, что для современного молодого специалиста, делового интеллигентного человека он незаменим? А какое он имеет воспитательное, духовно-нравственное значение!
О практических результатах
Практические результаты элективного обучения коммуникативной культуре подтверждаются творческими работами учеников. Психолого-педагогическая диагностика позволяет их корректировать в соответствии с возникающими проблемами. Публикации в газете “Заполярная правда”, репортажи для видеовыпуска “Вести лицея”, портретные очерки в “Вестнике Лицея”, ораторский турнир, творческие встречи старшеклассников с режиссёрами и актёрами спектаклей Заполярного театра драмы, участие пятиклассников в городском профориентационном конкурсе журналистов, защита презентаций по русскому языку в дни гуманитарных наук, научные работы о спектаклях Александра Зыкова, заслужившие внимание на региональном конкурсе-семинаре “Таймырские чтения” и Всероссийском конкурсе научных работ в г. Обнинске. Большие надежды я возлагаю на элективный курс “Практическая риторика”.
Заключение
Коммуникативные проекты (не только театральные!) могут быть поддержаны теми, от кого зависит много больше, чем от рядового учителя! Очень перспективной видится идея долгосрочного интеллектуально-творческого сотрудничества школьников и библиотечных работников, городских журналистов, норильских поэтов, депутатов – конечно, с участием учителя-словесника. Может быть, благодаря неформальному подходу к воспитанию культуры (в том числе и коммуникативной), в обществе меньше будет косноязычных и бездарных политиков и руководителей, а станет больше интеллигентных людей, какой бы профессии они себя ни посвятили.