Тип урока: повторение и обобщение.
Технология: уровневой дифференциации.
Класс: 8
Цели:
1) Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по данной теме на уровне более широких обобщений.
2) Продолжить формирование умений:
- интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями;
- пользоваться в речи синонимичными вводными словами;
- употреблять их как средство связи предложений.
3) Развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать, зрительной и вербальной памяти.
4) Воспитание личного интереса к чтению, осознанного интереса к изучению родного языка, вежливости.
Условные сокращения (Приложение 4):
О – нулевой уровень познавательной активности учащихся
О-А – относительно-активный уровень познавательной активности учащихся
И-А – исполнительно-активный уровень познавательной активности учащихся
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение познавательной цели урока.
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями», выявить пробелы в ваших знаниях.
А так ли уж важно нам знать обращения, вводные слова? Или, может быть, не стоит нам на этом заострять внимание? Как вы думаете?
2. Чтение учащимися стихотворения А. Кушнера «Вводные слова» и вывод об их роли в нашей речи.
Вводные слова.
Возьмите вводные слова. | Я слушаю с открытым ртом |
От них кружится голова, | И радуюсь всему подряд. |
Они мешают суть сберечь | Меня, как всех, не раз, не два |
И замедляют нашу речь, | Спасали вводные слова, |
И все ж удобны потому, | И чаще прочих среди них |
Что выдают легко другим, | Слова «во- первых», «во- вторых». |
Как мы относимся к тому, | Они, начав издалека, |
О чем, смущаясь, говорим. | Давали повод не спеша |
Мне скажут «К счастью…» | Собраться с мыслями, пока |
И потом | Не знаю, где была душа. |
Пусть что угодно говорят, | |
Предполагаемый ответ учащихся. |
Конечно, роль обращений и вводных слов в нашей речи велика. Вы сами в таком маленьком вступлении употребили одно обращение (ребята) и вводное слово (может быть). И я согласен с поэтом А. Кушнером.
Действительно, обращения и вводные слова иногда замедляют нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам назвать того, к кому мы обращаемся с речью, выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать наши мысли. Следовательно, изучать и употреблять обращения и вводные слова в нашей речи необходимо.
III. Выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.
О 1. Осложненное списывание с доски.
(По) вашему пути Сделать (по) вашему
(Во) вторых рядах (Во) вторых, решить задачу
Анализ языкового материала:
- Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в левой и правой колонке?
- Какие из них могут быть вводными словами?
- Какой вывод можно сделать о связи морфологии с синтаксисом? С орфографией?
- Приведите примеры предложений с вводными словами и запишите их.
О-А 2. Зрительный диктант. ( У кого слабо развита зрительная память, могут
И-А выбрать для работы осложнённое списывание с последующей самопроверкой)
По моему суждению, пожар
- Способствовал ей много к украшению.
- Но все же морская ловля не может, по-моему, сравниться с речной.
- Как синтаксис связан с морфологией?
- Объяснить причину разного написания одинаково звучащих слов.
- Объяснить пунктуацию.
О 3. Выборочный диктант.
Задание. Выписать только предложения с вводными словами, расставить запятые.
- Дай Джим на счастье лапу мне.
- Может вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг. - Что дремучий лес призадумался,
Грустью темною затуманился? - Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай поток седой. - Мы хозяина кажется утомили.
О-А 4. Конструирование предложений.
Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.
К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.
(по счастью, к радости, на счастье, на радость)
И-А 5. Диктант с изменением текста.
Задание. Перестройте предложения так, чтобы второе предложение, выражающее дополнительные пояснения, стало вводным.
- Эти стихи произвели на меня большое впечатление. Я прочитал их в журнале «Юность».
- Более ста шестидесяти лет назад в Москве открылся Малый театр. Это было в 1824 году.
О 6. Проверка работы учащихся нулевого уровня познавательной активности.
Эвристическая беседа, ведущая к выводу.
- Согласны ли вы с мнением своего товарища? Почему?
- Что же такое вводные слова?
- На какое же ещё пунктуационное правило записаны здесь примеры?
- А что называется обращением?
-Какой общий вывод вы можете сделать о пунктуации при обращении и вводных словах? (Рассказ учащихся с использованием опорных схем)
- В каких примерах обращения используются как олицетворение?
О-А 7. Анализ текста (Приложение 2, задание III)
- главная мысль;
- стиль;
- наличие вводных конструкций в тексте и их роль;
- записать 2-ой абзац и объяснить знаки препинания.
И-А 8. Анализ текста (Приложение 3, задание III)
- главная мысль;
- стиль;
- тип речи;
- наличие обращений, вводных конструкций и роль их в тексте;
- начертить схемы 1,2,3-его предложений;
- выписать вводные слова и определить их группы по значению, объяснить правописание.
О 9. Объяснительный диктант с последующими выводами.
- Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.
- Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!
- К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.
- Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.
- Действительно ночью п..лил дождь.
- Придумайте и запишите своё предложение с обращением.
- Синтаксический разбор предложения по перфокартам.
О-А 10. Проверка работы (анализ текста).
И-А 11. Групповая работа.
Задание. Подготовить сравнительный анализ изученного и вывод по теме «Обращение».
И-А 12. Проверка работы (анализ текста).
О-А 13. Групповая работа.
Задание. Подготовить обобщение и вывод по теме «Вводные слова и предложения».
IV. Проверка выполнения работ (мозаичное включение работы с каждой группой по очереди).
V. Подведение итогов урока.
Формулирование выводов по изученному материалу (групповое дифференцированное домашнее задание: см. зад. 11, 13).
VI. Оценка результатов урока.
VII. Домашнее задание.
- Выписать из текстов примеры предложений с обращениями, вводными словами. Сделать синтаксический разбор двух из них (О, О-А).
- Сочинение - миниатюра с использованием обращений, вводных слов и предложений (И-А, тема и жанр по выбору учащихся).