Обобщающе-повторяющий урок по теме: "Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями"

Разделы: Русский язык


Тип урока: повторение и обобщение.

Технология: уровневой дифференциации.

Класс: 8

Цели:

1) Повторить и обобщить изученные теоретические сведения по данной теме на уровне более широких обобщений.

2) Продолжить формирование умений:

  • интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями;
  • пользоваться в речи синонимичными вводными словами;
  • употреблять их как средство связи предложений.

3) Развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать, зрительной и вербальной памяти.

4) Воспитание личного интереса к чтению, осознанного интереса к изучению родного языка, вежливости.

Условные сокращения (Приложение 4):

О – нулевой уровень познавательной активности учащихся

О-А – относительно-активный уровень познавательной активности учащихся

И-А – исполнительно-активный уровень познавательной активности учащихся

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение познавательной цели урока.

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями», выявить пробелы в ваших знаниях.

А так ли уж важно нам знать обращения, вводные слова? Или, может быть, не стоит нам на этом заострять внимание? Как вы думаете?

2. Чтение учащимися стихотворения А. Кушнера «Вводные слова» и вывод об их роли в нашей речи.

Вводные слова.

Возьмите вводные слова. Я слушаю с открытым ртом
От них кружится голова, И радуюсь всему подряд.
Они мешают суть сберечь Меня, как всех, не раз, не два
И замедляют нашу речь, Спасали вводные слова,
И все ж удобны потому, И чаще прочих среди них
Что выдают легко другим, Слова «во- первых», «во- вторых».
Как мы относимся к тому, Они, начав издалека,
О чем, смущаясь, говорим. Давали повод не спеша
Мне скажут «К счастью…» Собраться с мыслями, пока
И потом Не знаю, где была душа.
Пусть что угодно говорят,
Предполагаемый ответ учащихся.

Конечно, роль обращений и вводных слов в нашей речи велика. Вы сами в таком маленьком вступлении употребили одно обращение (ребята) и вводное слово (может быть). И я согласен с поэтом А. Кушнером.

Действительно, обращения и вводные слова иногда замедляют нашу речь, но, с другой стороны, помогают нам назвать того, к кому мы обращаемся с речью, выразить своё отношение к тому, о чём мы сообщаем, связать наши мысли. Следовательно, изучать и употреблять обращения и вводные слова в нашей речи необходимо.

III. Выполнение учащимися различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений.

О 1. Осложненное списывание с доски.

(По) вашему пути     Сделать (по) вашему

(Во) вторых рядах     (Во) вторых, решить задачу

Анализ языкового материала:

  • Какими частями речи являются одинаково звучащие слова в левой и правой колонке?
  • Какие из них могут быть вводными словами?
  • Какой вывод можно сделать о связи морфологии с синтаксисом? С орфографией?
  • Приведите примеры предложений с вводными словами и запишите их.

О-А 2. Зрительный диктант. ( У кого слабо развита зрительная память, могут

И-А выбрать для работы осложнённое списывание с последующей самопроверкой)

По моему суждению, пожар

  • Способствовал ей много к украшению.
  • Но все же морская ловля не может, по-моему, сравниться с речной.

- Как синтаксис связан с морфологией?
- Объяснить причину разного написания одинаково звучащих слов.
- Объяснить пунктуацию.

О 3. Выборочный диктант.

Задание. Выписать только предложения с вводными словами, расставить запятые.

  • Дай Джим на счастье лапу мне.
  • Может вместо зимы на полях
    Это лебеди сели на луг.
  • Что дремучий лес призадумался,
    Грустью темною затуманился?
  • Шуми, шуми с крутой вершины,
    Не умолкай поток седой.
  • Мы хозяина кажется утомили.

О-А 4. Конструирование предложений.

Задание. Введите в предложение синонимичные вводные слова.

К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул.

(по счастью, к радости, на счастье, на радость)

И-А 5. Диктант с изменением текста.

Задание. Перестройте предложения так, чтобы второе предложение, выражающее дополнительные пояснения, стало вводным.

  1. Эти стихи произвели на меня большое впечатление. Я прочитал их в журнале «Юность».
  2. Более ста шестидесяти лет назад в Москве открылся Малый театр. Это было в 1824 году.

О 6. Проверка работы учащихся нулевого уровня познавательной активности.

Эвристическая беседа, ведущая к выводу.

- Согласны ли вы с мнением своего товарища? Почему?

- Что же такое вводные слова?

- На какое же ещё пунктуационное правило записаны здесь примеры?

- А что называется обращением?

-Какой общий вывод вы можете сделать о пунктуации при обращении и вводных словах? (Рассказ учащихся с использованием опорных схем)

- В каких примерах обращения используются как олицетворение?

О-А 7. Анализ текста (Приложение 2, задание III)

- главная мысль;

- стиль;

- наличие вводных конструкций в тексте и их роль;

- записать 2-ой абзац и объяснить знаки препинания.

И-А 8. Анализ текста (Приложение 3, задание III)

- главная мысль;

- стиль;

- тип речи;

- наличие обращений, вводных конструкций и роль их в тексте;

- начертить схемы 1,2,3-его предложений;

- выписать вводные слова и определить их группы по значению, объяснить правописание.

О 9. Объяснительный диктант с последующими выводами.

  1. Сяд..м рядком да п..говорим ла..ком.
  2. Распахни мне об(ъ, ь)ятья твои густолистый развесистый лес!
  3. К м..ему уд..влению мальчик (не) спал.
  4. Моя душа я помню с детских лет ч..десного искала.
  5. Действительно ночью п..лил дождь.

- Придумайте и запишите своё предложение с обращением.

- Синтаксический разбор предложения по перфокартам.

О-А 10. Проверка работы (анализ текста).

И-А 11. Групповая работа.

Задание. Подготовить сравнительный анализ изученного и вывод по теме «Обращение».

И-А 12. Проверка работы (анализ текста).

О-А 13. Групповая работа.

Задание. Подготовить обобщение и вывод по теме «Вводные слова и предложения».

IV. Проверка выполнения работ (мозаичное включение работы с каждой группой по очереди).

V. Подведение итогов урока.

Формулирование выводов по изученному материалу (групповое дифференцированное домашнее задание: см. зад. 11, 13).

VI. Оценка результатов урока.

VII. Домашнее задание.

  • Выписать из текстов примеры предложений с обращениями, вводными словами. Сделать синтаксический разбор двух из них (О, О-А).
  • Сочинение - миниатюра с использованием обращений, вводных слов и предложений (И-А, тема и жанр по выбору учащихся).