Цели урока: (Слайд 2)
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по Древнему миру для того, чтобы:
- проследить связь прошлого с настоящим,
- узнать историю некоторых вещей и явлений, связанных с нашей современной жизнью
- и проверить свои знания истории и родного языка.
Ход урока
I. Азбучный калейдоскоп. (Слайды 3, 4)
Запиши названия стран. | Задание. |
1. 2. 3. 4. 5. |
Определите фонетический состав написанных слов и подчеркните одно лишнее. |
II. Египет.
Работа с картой (Слайд 5). Что за страна перед Вами? Почему реку, протекающую в этой стране, называют “рекой жизни”?
Прочитайте отрывок из стихотворения ВЯ. Брюсова “Египетский раб”. Вставьте пропущенные буквы. Отгадайте последнее слово (Слайд 6).
Я – раб царя, и жребий мой бе...вестен;
Как тень зари и...чезну без следа.
Меня с земли судьба сотрет как плесень;
Но след не минет скорбного труда,
И простоит близ озера Мерида
Века веков св...тая ______________
Вопросы учителя:
- Что такое пирамида?
- Для кого их строили?
- Какие вещи брали с собой фараоны в загробный мир и почему?
- Прочитайте отрывок из “Поучения Хети своему
сыну”. Догадайтесь, о какой должности идет речь
(Слайд 8)
О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей. ...Когда он еще ребенок, уже приветствуют его. ...Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности ..., ибо он сам начальник. - Определите основную мысль текста.
III. Финикия.
1) Работа с картой. Назовите страну, расположившуюся на побережье Средиземного моря между Египтом и Междуречьем. Какие изобретения жителей этой страны дошли до наших дней (Слайд 9)?
2) Вспомните особенности финикийского алфавита и расшифруйте высказывания (Слайд 11).
чнь свт, н чнь тьм___________________________
Пчтт тц св мть св___________________________
Крнь чнь грк, плд г слдк______________________
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Почитай отца своего и мать свою.
Корень ученья горек, а плод его сладок.
IV. Индия.
1) Работа с картой. Какая страна перед Вами (Слайд 12)?
2) Появление змеи с заданиями (словарная работа). Объясните значение слов: Будда, каста, брахман, неприкасаемый.
Физминутка (Слайд 13).
3) Цифры (Слайд 14). Само слово “цифра” арабское. Оно образовалось после видоизменения индийского слова “сунья”. При переводе на арабский его стали произносить как “сифр” или также “цифр”. Так слово “цифра” пришло в наш язык, доставшись нам в наследство от арабских математиков.
4) Математическая задача – легенда о происхождении шахмат (Слайд 15).
Ал-Бируни в своей книге “Индия” рассказывает древнюю легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брахману. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т.д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.
V. Китай.
1) Работа с картой. Что это за страна (Слайд 16)?
2) Прочитай текст и выполни задания (Слайд 17).
А. В 221 г. до н.э. с..юз г..сударств Китая был впервые преобразован в единую империю с императором Цинь Шихуаном.
Б. Около трех с половиной тысяч лет наза(д,т) в д..лине рек. (Х,х)уанхэ возникли государства.
В. Пис(ь)менность (с использованием иероглифов), бронзовые инструменты и ..ружие, к..лесниц.., тщательно во..деланные п..ля, стада скота – всё говорило о высокой культуре народа.
Г. В Китае был изобретён порох, который прим..няли для запуска фейерверков.
Д. Для без..пас(..)ности импери.. он приказал выстроить стену вдоль северных границ.
Е. До по..вления бумаги китайц.. писали тушью на ш..лковой ткани, а на бамбуковых дощеч(ь)ках – лаком.
1. Переставь предложения так, чтобы получился связный текст.
2. Вставь пропущенные орфограммы.
3. Найди предложение с однородными членами и обобщающим словом.
4. Найдите сложное предложение.
5. Из предложения Д выпиши существительное 2 склонения, женского рода, в форме единственного числа, Род. падежа.
6. Из предложения Е выпиши прилагательное в форме множественного числа, Предл. падежа.
7. Перечислите, какие ещё полезные вещи были изобретены в Китае.
VI. Греция.
Отгадайте загадку (Слайд 18).
Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
перед людьми отчет держал?
Назовите страну, которая является родиной демократии.
Вопрос учителя: Греция – это родина не только демократии, но и ... Закончите предложение (Слайд 19).
Выполните тест.
А1. Какое слово в греческом языке означает “место для зрелищ”?
- Сцена;
- Цирк;
- Ипподром;
- Театр.
А2. Как называлась круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор?
- Партер;
- Балкон;
- Орхестра;
- Скене.
А3. Главные виды представлений в греческом театре:
- Драма;
- Трагедия;
- Фарс;
- Сатира.
А4. Как называлась пристройка, примыкающая к театру, на стене которой изображались постройки, природа, храмы?
- Вестибюль;
- Гардероб;
- Орхестра;
- Скене.
В1. На праздниках в честь бога Дионисия виноградари в козлиных шкурах изображали эпизоды из жизни богов и героев, воспевали силу, радость. Назовите древнейшее искусство, которое возникло на этих праздниках.
4) Объясните значение “крылатый выражений” (Слайд 20).
- Нить Ариадны
- Ахиллесова пята
- Троянский конь
- Клятва Ганнибала
- Разделяй и властвуй
VII. Домашнее задание (Слайд 21):
Выполнить дома задания С1 по текстам Плутарха и Тита Ливия.
VIII. Подведение итогов урока. Продолжите предложения (Слайд 22).
1. Сегодня на уроке я вспомнил...
2. Больше всего мне понравилось...