Русский язык
-
Лингвистический КВН. Игра "Умники и умницы" (по творчеству А.С. Пушкина) 2003
Интеллектуальная игра по литературе "Умники и умницы" для учащихся 6-го класса по творчеству А.С. Пушкина. Отборочный тур проводится по теме "Пушкин в Лицее".
-
Технологии РТВ и ТРИЗ на уроках русского языка 2003
Данная работа является обобщением педагогического опыта по применению инновационной системы ТРИЗ-педагогики на уроках русского языка. В работе обоснован и описан ряд подходов к формированию у учащихся творческого мышления на основе методов РТВ и ТРИЗ.
-
"Язык снега" комбинированно-интегрированный урок в 6-ом классе по развитию речи и географии 2003
Углубление знаний о явлениях природы, умение объяснить их, выработка умения понимать красоты природы, создавать связный, цельный текст.
-
Урок-лекция "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них". 5-й класс 2003
Составление дидактического материала по правилам постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и использование его на последующих уроках.
-
Модульный урок "Учимся писать рецензию" 2003
В условиях перехода школы на систему ЕГЭ особую актуальность приобретает обучение школьников написанию сочинения - рецензии, так как самостоятельно созданный текст позволяет оценить уровень речевого развития учащегося. Модульный урок "Учимся писать рецензию" основан на принципе учебного сотрудничества и предполагает сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
-
Заключительный, обобщающий урок-путешествие по русскому языку в 4-м классе 2003
В своем опыте работы я использую разные виды уроков. Урок - путешествие - один из интересных средств обучения, так как он формирует устойчивый интерес к учебе, снимает скованность и напряжение во время урока. И оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные и глубокие знания. При обобщении изученного материала целесообразнее использовать игровую методику, так дети быстрее вспоминают, применяют пройденный материал. В карточке использованы тексты из прочитанных программных произведений.
-
"…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003
Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.
-
Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имени сущ." (4-й класс) 2003
Урок выстроен в четком соответствии с особенностями и методическими принципами системы "Школа 2100". Все этапы связаны друг с другом, подчинены логике изучаемой темы. Рассматриваются вопросы построения детьми алгоритма. Тема, представленная в уроке, является одной из ключевых в начальной школе.
-
Конспект урока: "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы — исключения" 2003
Урок русского языка, целями которого являются закрепление знаний о глаголе как части речи, ознакомление с глаголами-исключениями и правописанием безударных личных окончаний.
-
Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" 2003
Задача любого урока словесности в современной школе - языковой анализ художественного текста, т.е. наблюдение за языковыми средствами, приемами, наиболее характерными для лучших образцов художественной литературы, определение важнейшей, на мой взгляд, стороны русского языка - эстетической функции.
-
Предметные недели. Литературное творческое объединение 2003
Значение предметных недель для развития творческого потенциала учащихся. Литературное творческое объединение. Опыт работы.
-
Урок-экскурсия "Фабрика слов" 2003
Интересные, занимательные, почти детективные истории о происхождении, строении, сочетаниях слов помогут разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистики. Задания даны под разными рубриками "Из истории слов", "Почему мы так говорим?", "Зарубить на носу", "Полминутки для шутки". В частности, на конкретных примерах рассматриваются различные трудности, которые возникают при написании слов. Интерес поддерживается с использованием занимательных и игровых материалов для развития творческих способностей детей. Принцип занимательности - один из главных по данному уроку.
-
Конспект урока по теме: "Частица" 2003
Конспект урока по теме "Частица" в 7-м классе в технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. РКМЧП относится к инновационным технологиям Открытого образования, содействует развитию познавательного интереса, основ критического мышления, коммуникативных умений, учебной самостоятельности.
-
Пути и способы формирования у учащихся навыков речевого общения в различных сферах жизни 2003
Данная статья - это опыт работы по формированию навыков речевого общения в актуальных для учащихся сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности.
-
Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка. Тексты с заданиями для практического использования на уроках 2003
Для контроля качества обучения используется два основных способа: текущий контроль и итоговая аттестация. Приведены тексты с заданиями для практического использования в качестве итогового контроля на уроках русского языка. Материал урока развития речи в 7-м классе на тему "Ты и твои друзья" представлен в виде дискуссии с учащимися при обсуждении проблем, возникающих с понятием "Настоящая дружба", "Настоящий друг". Используемый материал помогает вызвать у подростков желание высказаться, поспорить по важнейшим общечеловеческим проблемам.
-
Факультативный курс "Современная русская орфография". Тема: "Эвристические задачи по деривации" (2 часа) 2003
Занятие содержит задачи поискового, исследовательского характера по созданию различных словообразовательных моделей. Эти упражнения развивают у учащихся способности к языковому прогнозированию и предугадыванию языковых признаков слова, помогают свободнее ориентироваться в структуре слова. Школьники лучше осознают механизм появления слов в родном языке.
-
Разработка урока "Взятие форта Журнал" (7-й класс) 2003
Урок игра на повторение материала по теме "Предлог" развивает логическое мышление, умение работать самостоятельно и в группе.
-
Открытый урок: "Состав слова. Обобщение". Басня "Сова и Павлин" 2003
Открытый урок по русскому языку.
-
Урок развития речи. Сочинение "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюры 2003
Сочинение по картине - одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика. Знакомство с полотнами известных художников обогащает знание об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников глубоко воспринимать произведения искусства.
-
Образец для работы над ошибками 2003
" Образец для работы над ошибками" разработан на основе принятых в учебниках и методических пособиях способах проверки и графического обозначения орфограмм. Он записан в ученических словариках, обязательных для каждого ученика. Используется для работы над ошибками в школе и дома. Имеются в кабинете и отпечатанные экземпляры.
-
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка 2003
В данной статье предлагается опыт работы представления нового словарного слова, основанный на методике обучения русскому языку средствами субъективации Г.А. Бакулиной. Предлагаемые упражнения составляются таким образом, чтобы наряду с учебой деятельностью обеспечивалось развитие интеллектуальных качеств ребенка.
-
Использование ребусов в работе со словами с непроверяемыми и трудными написаниями 2003
Использование ребусов в работе со словами с непроверяемыми и трудными написаниями Опыт использования ребусов на уроках русского языка в начальной школе для реализация непроизвольного запоминания правописания словарных слов, развития логического мышления, стимулирования творческой активности учащихся.
-
Урок по теме: "Изменение глаголов по числам" (русский язык, 2-й класс, 1—4) 2003
Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова выстроен в четком соответствии с методическими принципами подхода данной системы. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы. Рассматривается вопрос моделирования теоретического знания "Изменение глаголов по числам".
-
Открытый урок по теме: "Лексическое значение слова" 2003
Урок в игровой занимательной форме знакомит учащихся с лексическим значением слова, учит работать со словарями и словарной статьёй. Материал может быть использован на уроках словесности и русского языка в 5-ом классе.
-
Познавательно-развлекательная игра "По дороге к знаниям" 2003
Цель: развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, коммуникативные возможности учащихся. Укреплять интерес к русскому языку через внеклассную работу. Познакомить учащихся с учёными - языковедами и лингвистами, занимавшимися изучением русского языка.
-
О положительном опыте изучения проверяемых безударных гласных в корне слова 2003
Проблема правописания безударной гласной в корне связана с абсолютизацией фонетического способа проверки. Для решения данной проблемы нужно использовать и графический способ проверки, т.е. реализовать все возможности, которые объективно существуют в языке.
-
Урок русского языка с элементами развивающего обучения по теме "Безличные глаголы" 2003
Предлагается конспект урока по изучению безличных глаголов.
-
Открытый урок по русскому языку с использованием компьютера "Правописание личных окончаний глаголов" (6-й класс) 2003
Отработка орфографических навыков с использованием компьютера - один из путей интенсификации учебного процесса, повышения орфографической компетентности учащихся, развития интереса к русскому языку (мотивации учебно-познавательной деятельности, активных и сознательных действий учащихся, направленных на усвоение теоретического и практического материала).
-
Урок-мастерская "Слово о словах" 2003
Представленный урок имеет сугубо практическую направленность. Любое творчество начинается с желания по-своему интерпретировать слово, крылатое выражение, поэтический текст. На уроке "Слово о словах" учащиеся работают со словом, языком, в котором запечатлено тысячелетнее бытие народа; открывают для себя заново давно известные слова. Урок позволяет в комплексе формировать коммуникативную, языковую и лингвистическую компетенции учащихся. Работа по развитию лингвистических компетенций ведется с учетом межпредметных связей: русский язык - литература - словесность. Являясь отдельным звеном в системе занятий, урок призван помочь становлению разных видов речевой деятельности учащихся с учетом речевой ситуации.
-
Методический сборник ОУ 2003
В работе представлены отдельные главы "Методического сборника МУО", освещающие вопросы модернизации раннего обучения иностранным языкам, изучения поэзии Н. Заболоцкого, русской словесности в 5-м классе, а также темы "Витамины" на уроке валеологии.