Пути и способы формирования у учащихся
навыков речевого общения в различных
сферах жизни
90-е годы ХХ века войдут в историю как годы финансово-экономического кризиса, политической нестабильности. К сожалению, эта ситуация влечет за собой и такие нежелательные социальные явления, как нарушение родственных, дружеских связей, мы обособляемся, замыкаемся в себе, мало интересуемся тем, чем живет находящийся рядом человек. А рядом со взрослыми живут дети, они видят эти сложности, к несчастью, воспитываются во многом на негативных явлениях. В связи с этим нам, людям самой гуманной и земной профессии, необходимо уберечь детей от безнравственного влияния, помочь увидеть друг друга, взглянуть на себя “со стороны”, научиться отличать плохое и хорошее, уметь высказывать свою точку зрения на предложенную проблему и отстаивать ее, не боясь быть непонятым. Размышления об этом побудили меня обратиться к данной теме.
Известно, что практическая направленность урока является важным условием обучения русскому языку. С этой целью мною были разработаны уроки развития речи, где на конкретном материале показаны пути и способы формирования навыков речевого общения в актуальных для учеников сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и сфере общественной деятельности. В этом я вижу актуальность темы и необходимость организации уроков, помогающих раскрывать собственное “я” учащегося.
Каждый окончивший среднюю школу должен уметь говорить и писать по-русски в реальных жизненных ситуациях. Когда человек в таких условиях высказывается, начинает разговор или отвечает на реплики собеседника, он обычно ни о каких правилах не думает. Следовательно, усвоение языковой теории на уроках – это искусственная, но неизбежная ступень на пути к естественному речевому общению, и, чтобы поднять учащихся на следующую ступень речевой тренировки и речевой практики, учителю необходимо найти наиболее рациональное соотношение между искусственностью учебных ситуаций на уроке и стремлением преодолеть эту искусственность и максимально приблизиться к условиям естественного речевого общения.
Так возникла тема: “Пути и способы формирования у учащихся навыков речевого общения в различных сферах жизни”. Перед собой я поставила следующие задачи:
- на материале тематических бесед формировать навыки речевого общения в актуальных для учащихся сферах - учебной, социально-бытовой, социально-культурной и в сфере общественной деятельности;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- повышать интерес к овладению русским языком, приближая учебные ситуации к жизни, к условиям естественного речевого общения.
Считаю данную тему актуальной, т.к. любому человеку необходимо уметь входить в контакт с разными людьми, комфортно чувствовать себя в любой среде, не быть одиноким, знать свои возможности и трезво оценивать их, чувствовать моральную силу и уверенность. Также этот материал поможет учащимся научиться выступать публично, подготовиться к сочинениям на свободную тему, к государственным и вступительным экзаменам, в конце концов, пригодиться в трудовой деятельности. Я составила программу бесед, рассчитанную на шесть лет (с 6-го по 11 класс). Планирую проводить по две беседы в учебном году (по одной в полугодии). Каждый цикл предполагает беседу по указанной теме и письменную творческую работу.
Класс Тема беседы
6 класс “Ты и твоя учеба”:
– почему интересно учиться;
– кого можно назвать самостоятельным человеком;
– что значит уметь учиться;
– какие предметы тебе больше нравятся.
“Ты и твой коллектив”:
– коллектив – это когда мы всегда вместе;
– это когда один за всех и все за одного;
– в коллективе мы все дружно делаем одно общее дело;
– когда мы что-то делаем вместе, нужно помогать друг другу.
7 класс “Дружеское письмо”. Урок развития речи, на котором рассматриваются такие вопросы, как:
– форма письма;
– план письма;
– тон письма;
– можно ли читать чужие письма.
“Ты и твои друзья”:
– дружба … настоящий друг … что для вас обозначают эти понятия;
– есть ли у вас настоящий друг;
– что принесла в вашу жизнь дружба;
– какие черты в характере друга (подруги) вас привлекают, какие – нет;
– возникают ли у вас споры;
– умеете ли вы убеждать, уступать, отстаивать свое мнение.
8 класс “Ты и мир книги”:
– что вы читаете;
– ваша книжная полка;
– заменит ли телевизор книги;
– есть ли у вас любимый писатель;
– какие книги популярны у молодежи.
“Ты и мир музыки”:
– в каком возрасте к нам приходит музыка;
– какую музыку любит молодежь;
– не устарела ли классическая музыка;
– зачем человеку песня;
– почему молодежь любит рок-музыку.
9 класс “Мир твоих интересов”.
“Ты и твой дом”.
10 класс “Ты и твоя общественная работа”.
“Ты и твоя будущая профессия”.
11 класс “Устарела ли верность”.
“Что значит быть интеллигентным”.
Так, в 6 классе был проведен урок-дискуссия “Ты и твоя учеба”, на котором обсуждались следующие вопросы: об отношении к школьным предметам, о развитии способностей, о самовоспитании. Здесь доминирующей формой речевого общения является ситуативный диалог, как наиболее естественный вид речи, а основной формой монологической речи служат самостоятельно подготовленные высказывания, отражающие наиболее интересные эпизоды из жизни школьника по следующим вопросам:
- почему интересно учиться?
- какая работа приносит радость?
- какое увлечение заслуживает уважения?
- кого можно назвать самостоятельным человеком?
- все ли ребята учатся по способностям?
- как относятся твои одноклассники к учебе?
- как относитесь к оценкам и нужны ли они?
- какие бы вы предложили правила самовоспитания?
Данная тема позволила мне разработать ряд конкретных ситуаций для включения в них учащихся; закрепить и отшлифовать базовые диалогические умения: сообщение – отношение к нему, вопрос – ответ, побуждение к действию - его выполнение. Чтобы научить выражать свое согласие или несогласие с мнением товарища, я предложила “формулы” начала ответа участвующих в дискуссии: “Я полностью согласен …”, “Я разделяю вашу точку зрения …”, “Я бы не сказал …”, “Не могу согласиться …”, “Это далеко не так …”. Такие “формулы” я отдаю ученикам, они накапливают их в тетрадях для рабочих материалов. В понятие “развитие речи” входит и обогащение словарного запаса учащихся, поэтому на уроке они знакомятся с лексическим значением слов “аттестат”, “диплом”, “свидетельство”, “медаль”.
Современная методика базируется на том, что обучение любому языковому материалу невозможно без мыслительной деятельности. Для обсуждения на этом уроке был предложен отрывок из письма Ш.Амонашвили дочери и поставлен вопрос: “Какое предложение выражает основную мысль текста и как вы его понимаете?” (“Люб разумному учитель!”) Отношение к жизни, к знаниям, к учителям, друг к другу, развитие собственных сил, возможностей, умений, мировоззрения и убеждений – вот самое важное, вот тот бесценный клад, который школа должна дать подростку. Это развитие и полученные знания открывают путь к творческому труду.
Итогом урока явилось написание сочинений на предложенные темы: “Надо ли учиться по способностям?”, “Взгляд на себя”, “Верь в собственные силы”, “Расскажу о способностях своего друга”.
Урок развития речи – урок творчества. А часто урок подготовки к написанию сочинения сводится к тому, что ученик должен написать работу по определенному плану, используя обязательно три части: вступление, основную часть, заключение. Это мешает раскрыться индивидуально. Оказывается, развитие творческих способностей наиболее интенсивно происходить в условиях содержательной, разносторонней жизни ученического коллектива, когда стимулом для непроизвольного общения могут служить живые наблюдения, интересные факты, события, которыми богата жизнь школьников, их общественно-полезная деятельность.
“Ты твой коллектив” – такой урок по развитию речи продолжил тему, начатую в I полугодии. По мнению Л.В.Занкова, если устная речь служит внутренним побуждениям, то она отвечает своему жизненному назначению – общению. Именно общение помогает лучше узнать и понять друга, увидеть себя в коллективе.
С этой целью учащимся было предложено рассказать о том:
– кого можно считать настоящим человеком;
- как нужно относиться к таким качествам человека, как жадность, зазнайство;
- как важно уметь жить в коллективе, чутко относиться к своим товарищам в школе;
- почему одних людей в коллективе любят и уважают, а других нет;
- какие качества нужно в себе воспитать, а от каких, наоборот, избавиться, чтобы тебя считали настоящим человеком и хорошим товарищем.
Я предложила детям вспомнить те коллективные дела, где ярче всего они проявили себя. С каким удовольствием ребята вспоминали коллективные походы, “весёлые старты”, соревнования, подготовку к общим гимназическим мероприятиям. Вот здесь-то и выяснилось, кого особенно ребята ценят и уважают в коллективе, кто больше всех знает и умеет , кто не теряется в трудные минуты, а один из вопросов анкеты “Кого в классе можно назвать лидером и почему” показал, что явного лидера нет, а есть лидеры в учёбе, в общественных делах, в спорте.
Такие задания вызывают живой отклик у ребят, потому что эти проблемы близки и понятны им, формируют потребность высказаться, сообщить что-либо, высказать и обосновать своё мнение, отношение к чему-либо, убедить кого-либо в чём-либо, доказать. При проведении таких уроков важное место уделяю постановке проблемного вопроса (а чаще нескольких), допускающего разные ответы. К ним учитель подводит учащихся поисковыми заданиями, сообщением различного рода информации, анкетированием, созданием соответствующих речевых ситуаций. От меня, как от учителя, требуется, чтобы вопросы, задания, реплики вызывали у учащихся желание высказаться, поспорить, выразить своё мнение по обсуждаемой проблеме; активизировали речь учащихся, максимально приближали учебную беседу к условиям естественного речевого общения.
Урок развития речи по теме “Дружеское письмо” начинаю со сцены из рассказа А.Чехова “Ванька”. Заранее готовлю ученика так, чтобы он сыграл артистично. Учащиеся определяют, какое это письмо – деловое или частное, дружеское, и формулируют тему. В течение урока мы неоднократно будем обращаться к этой сцене, чтобы найти этикетно важные слова и обращения. Затем даю понятие “эпистолярный жанр”, спрашиваю, в каком стиле могут быть написаны письма и, как пример, читаю отрывок из повести Ф. Достоевского “Бедные люди”. Учащимся было интересно узнать, как выглядели письма в Древней Руси, а неожиданными оказались письма
А. С. Пушкина, сопровождаемые такими этикетными формулами, которые вроде бы не соответствовали свободолюбивому поэту.
Шефу корпуса жандармов А. Х. Бенкендорфу.
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга А. П. Пушкин.
Или:
Милостивый государь Михайло Лукьянович!
Вследствие данного Вам начальством поручения касательно напечатания рукописи моей, под названием “История Пугачёвского бунта”, и по личному моему с Вами в том объяснению, поспешаю Вас уведомить…
С глубочайшим почтением честь имею быть, милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою. А. Пушкин.
Уроки развития речи, как никакие другие, открывают широкие возможности для связи их с разными предметами. Вот и на этом уроке учащиеся обратились к литературе: читали письма из художественных произведений, письма А. Керн, М. Лермонтова, А. Пушкина друзьям и наоборот.
Обсудили на уроке и этический вопрос: “Можно ли читать чужие письма?” А закончила урок так: “Как вы думаете, можно ли написать дружеское письмо учителю?” Дети задумались, а я предложила написать мне такое письмо.
Подводя итог вышесказанному, делаю вывод, что создание благоприятной обстановки, темы, которые близки и понятны учащимся, развивают его способности свободно выражать свои мысли. Это помогает снять стрессовое напряжение, которое испытывают многие учащиеся при ответах на вопросы учителя.
Так в 5-6 классах учащиеся должны уметь задавать вопросы и отвечать на них, вести беседу, используя вопросно-ответные реплики в пределах программного языкового материала и в соответствии с содержанием услышанного, увиденного или прочитанного. Высказывание должно содержать три-четыре реплики, правильно оформленные в языковом отношении, и отвечать поставленной коммуникативной задаче.
В 7 – 9 классах речь учащихся обогащается за счёт усвоения разнообразных форм выражения восклицания, ответных реплик в виде выражения согласия или несогласия, возражения, сообщения сведений, обмена мнениями. Сюда включаются элементы описания, повествования с выражением своего мнения и отношения к обсуждаемому вопросу. Объём высказываний – 5-6 реплик.
Старшеклассники /10-11 классы/ ещё более совершенствуются в диалогической речи, в основном это диалог-дискуссия. Речь обогащается беседами на материале личного опыта учащихся, их жизненных представлений, опыта общественной деятельности. Усиливается аргументация, доказательность оценок школьников по обсуждаемым фактам, поступкам людей. В соответствии с таким характером протекания диалогической речи естественно увеличивается степень её развёрнутости, объём высказывания. Самое главное в таких диалогах – умение включаться в конкретные или воображаемые жизненные ситуации.
Как видим, на начальных и последующих этапах характер основных умений и навыков речи практически идентичен. Однако их реализация в конкретных речевых и естественных, жизненных ситуациях предполагает постепенное усложнение, обогащение соответствующих реплик по степени информативности, развёрнутости, отражении связей между событиями и явлениями, поступками людей, по разнообразию синтаксических конструкций, логичности речи, эмоциональности.
Итак, предлагаемые приёмы работы помогают развитию связной речи, учат самостоятельно мыслить и проявлять речевую активность не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках по другим предметам.