Тема: Состав слова. Обобщение.
Цель.1)Учить детей правильно разбирать слова по составу и видеть орфограммы в частях слова.
2) Формирование орфографической зоркости.
3) Воспитание внимания и аккуратности.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Садимся по рядам.
Сигнал для первого ряда - слово из одного корня
Сигнал для второго ряда - слово из корня и суффикса.
Сигнал для третьего ряда - слово из приставки и корня.
(Слова показываю на карточках : наклон, носик, лес.)
2. Формулировка темы урока.
- Расшифруй тему сам: С- с - ав с- о- а. Об- б-ен-е. ( Состав слова.. Обобщение.)
- Какая главная часть слова?
- Что такое корень?
3.Игра "Найди корень".
Дети разделены на группы по 4 человека. Каждой группе раздаются карточки с картинками. У доски разложены карточки с корнями слов и с однокоренными словами.
Дети находят корень и однокоренные слова к своей карточке, садятся на место и записывают слова в тетрадь, выделяя корень.
- Какие слова называются однокоренными?
- Назовите слова с безударной гласной в корне и проверочное слово.
- Как проверить безударную гласную?
Если безударная вызвала сомненье,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.
4 Фонетический разбор.
- Чтобы видеть орфограмму, нужно ее сначала услышать.
Загадка.
Дети мчатся на урок, прозвенел уже …(звонок).
- Составьте звуковую схему слова "звонок".
(разбор слова по составу).
- В какой части слова орфограмма? Проверяем, вставляем пропущенную орфограмму. Записываем слово в тетрадь, выделяем орфограмму.
5. Путешествие в город Словарск.
- Какая часть слова расположена перед домиком? (Приставка)
- Что ты знаешь о приставке?
- Какая часть слова расположена за домиком? (Суффикс)
- Что ты знаешь о суффиксе?
6. Письмо слов с пропусками орфограмм.
Л. сник, н. лет, гр. да, п. бег, сн. жок.
Комментированное письмо (1 орфограмма в корне слова, проверяю словом лес, записываю лесник) и т. д.
7. Работа с сигнальными блокнотами. (У детей блокноты с символами, на доске сигнальная лента с этими же символами.)
Учитель показывает слово, дети показывают нужный сигнал.
8. Минутка фантазии.
На доску вывешиваются рисунки сказочных героев
Игрушкина и Сказочникова, рядом запись: окна днем
дождливым.
- Дети, Игрушкин развлекался и потерял те слова,
из которых Сказочников составил предложение.
Помогите ему восстановить предложение.
Дети предлагают варианты, самое интересное
предложение записываем с предварительным
проговариванием.
Например: Осенним дождливым днем плачут окна.
С обратной стороны доски это предложение
записывает ученик. Класс проверяет написанное.
- У кого предложение написано правильно и красиво?
- Подчеркните все орфограммы.
9. Итог урока.
Групповая работа. Дети разделены на 4 группы.
Каждой группе выдаются карточки с заданием:
Дети работают в группах, на листах записывают группы слов, затем проверяют друг друга.
Дети работают в группах: пишут на листах слова.
Затем листы с заданиями вывешиваются на доску .Следует
взаимопроверка.
Дети хором говорят : "Чтобы грамотно писать, состав слова надо знать!"
Использование в практике информационно - игровых зон.
Цель введения в практику информационно-игровых
зон - разведение понятий : части речи, члены
предложения, состав слова .
Дети часто путают эти понятия. Поэтому я в
игровой форме ( доступной детям младшего
школьного возраста) пытаюсь установить различие
между ними.
Части речи - это все представители на планете
Земля. Члены предложения - это семьи, в которые
объединяются представители природы. А части
слова - это элементы каждого существа.
Детям это доступно и понятно и они легко
запоминают и различают эти понятия. Очень редко
мои дети путают члены предложения, части речи и
части слова.
Если эта тема заинтересовала моих коллег, я
подробно расскажу об этом.
Эта басня была написана к Дню Учителя и
посвящена всем учителям, которые преданы своей
работе.
БАСНЯ "СОВА И ПАВЛИН"
Чтоб педагогом быть, так надобно уменье
И доброта и вдохновенье, чтоб наших деток обучать.
Но нужен целый воз терпенья ,чтоб не сомлеть от умиленья,
Когда зарплату будешь получать.
Однажды теплым летним днем Сова с Павлином повстречалась.
Разговорились так о том ,о сем, сбылось ли то, о чем мечталось
П.-Ну, как ты Совушка - Сова,
Наверное, в науках преуспела?
Мудра-ль твоя,как прежде,голова?
Ведь ты ученой стать хотела.
С.-Да,милый друг, мечты мои сбылись,
И я творю благое дело,
Хотя не ведомо мне, в чем я преуспела:
Плоды трудов моих взлетят когда-то ввысь!
П.-Ты где работаешь,Сова?
Так говоришь высокопарно,
Поди имеешь ты великие права,
И быт устроила шикарно?
С.- Ягнят пасу я , милый друг,
В моей отаре тысяча сердец.
Работаю не покладая рук,
Ягненок каждый будет молодец!
Кормлю я их отборною травой,
Пою водой из горного ручья,
Ягненок будет тонкорунною овцой -
Об этом лишь мечта моя!
П.- А что имеешь ты за столь великий труд?
Наверное, дупло на Черном море?
И сытный стол, и оперенья пуд.
Живешь ты классно и не знаешь горя?
С.- О чем Павлин, ты говоришь?
Ты представленья не имеешь.
Все то, что сердцем ты творишь,
Увы, увидеть не успеешь!
Живу в соломе на полях,
Мышей давно уж не едала
И счастлива я лишь в мечтах,
Что хоть кому-то нужной стала.
А ты-то как живешь,Павлин?
П.- Я не тужу, Сова, себе я господин.
Живу в вольере теплой и красивой,
Ем, что хочу, и сплю я не один,
И окружен поклонников толпой игривой.
С.- А что ты делаешь,мой друг,
Коль так ты смог устроить свой досуг?
П.-Умею хвост я распускать и оперением сверкать.
Я красотой своею восхищаю,
За то и награжденье получаю,
Хотя сознаюсь я , то не великий труд!
Но диведенды-то идут…
С.- Ну, что-ж, живи как знаешь сам,
А я своей дорогою пойду,
На ней богатства много не найду,
Лишь, что имею, я отдам, Ягнята, вам.
И может, через много лет увижу моей жизни свет.
И, если Совы будут так страдать,
На картах надо ли гадать?
Так будет поздно или рано:
Вы тонкорунных не увидите овец -
Без мудрых, добрых, ласковых сердец
Ягнята вырастут в баранов!!!