Цели урока.
Иметь представление о видах чередований гласных и согласных в корнях слов; опознавать слова (морфемы) с чередующимися звуками;
выявить общекультурный уровень своих учеников (проверить умение оперировать знаниями);
проявлять творческие способности;
Ход урока
Учитель:
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Вы любите чудеса?
Сегодня я вам предлагаю совершить удивительную экскурсию, связанную со словами очередь, чередование, полногласие, суффиксом –а–, который командует, узнаем мы и орфограмму с “девчачьим именем”, окажемся в первобытной школе.
Итак, в дорогу. На "Фабрику слов"…, а точнее необычный музей под таким названием. А чтобы не чувствовать себя белыми воронами, нужно быть внимательными, наблюдательными, проявлять смекалку, находчивость и творчество.
А чтобы вы не заблудились в залах музея, вооружитесь планом, маршрутом разделов, которые тоже интересны: “Из истории слов”, “Почему мы так говорим?”, “Зарубить на носу”, “Одна голова – хорошо, а две – лучше”, “Полминутки для шутки”.
Пропуском для посещения “Фабрики слов” будет задание, которое вы должны выполнить. Это будет своеобразная плата за вход.
Задание.
Определить род занятий людей, переставляя в каждом слове буквы так, чтобы прочесть название профессий.
Среди них вы найдете и ту, с которой встретитесь сегодня.
ХИТАКА, ЦЕДАПРОВ, СИТКАРТА, ХАБЕТЛУРГ, КСЭКУРВОДСО.
Экскурсовод: Молодцы ребята! Угадали!
(Дуб, а вокруг него ходит Кот ученый.)
Кот ученый:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
Под ним я кот ученый
Свои вам сказки говорю.
(Инсценировка сказки “Два брата”. Два ученика представляют –оро-, -ра-, в словах город, град )
Учитель: Но почему же так произошло? Почему город потеснил град? Давным – давно, тысячу лет назад они выросли и старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями. Они прижились в нашем языке и “построились в пары” с нашими словами. Посмотрите на них ( таблица ). Первое коротенькое называется неполногласие, второе – полногласием.
Понаблюдаем за другими парами слов. Вы помните, в сказках бывают молочные реки с кисельными берегами. А на небе можно различить скопление звезд, которое называется Млечный Путь. И что все животные, кормящие детенышей молоком, называются млекопитающими. Вот вам еще одно редкое чередование –оло–, –ле–.
(Работа группы исследователей )
Сообщение “Много ли родственников у кольчуги?”. В старину слово “коло” значило “колесо”, “круг”. В русском языке “коло” сохранилось в словах около, околица, окольный …, а также в слове колея, то есть след от колес.
Старинное воинское снаряжение кольчуга – рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Зная, что эти слова происходит от слова кольцо, вы не пишите “кальчуга”.
Сообщение ученика. Название этой ягоды происходит от сильного, не всем приятного запаха, который она источает при созревании. Смород – древнее слово, которое обозначает дурной запах, вонь, смрад. Интересно отметить, что слово вонь в старину обозначало, вообще, всякий запах, а вонять одного корня со словом нюхать.
Сообщение ученика. Обратим взор на слово “вор”, которое как ни странно, образовано от слова врать. Человека, который крадет, называли в старину татью (отсюда выражение крадется неслышно, как тать). Слово вор некогда обозначало “лгун”, “обманщик” и, вообще, поступающий неправильно, противозаконно с точки зрения властей.
Учитель. В настоящее время слова “шиворот – навыворот” кажутся совсем безобидными. Они означают “совсем наоборот, наизнанку”. А ведь было время, когда они связывались с позорным наказанием. Пойманного вора одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу.
Во времена Ивана Грозного так поступали с провинившимся боярином. На него одевали вывороченную наизнанку шубу и сажали его в таком виде на коня лицом к хвосту лошади.
Учитель. Кто же сумеет назвать слова, оканчивающиеся на буквосочетание “вор”?
Ученик.
“Золото, золото падает с неба!”
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы соберем!
Только сберем душистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
– Вы догадались, какие сочетания здесь чередуются?
Сообщение теоретика. “Чередование согласных”
Ученик.
Герда, старая норвежка,
Рассказала мне о том,
Как сидел внутри орешка
Черт с рогами и хвостом.Но прибавила старуха:
– Изменился белый свет,
– Говорят ни злого духа,
– Ни чертей на свете нет.
Учитель.
Ребята, назовите в этом стихотворении слова с чередующимися согласными. Знаете ли вы, что у нас есть редкий уникальный экземпляр экспоната (мешок с завязанным большим бантом) в разделе “Секреты родственных слов”.
Ученица.
"Мешок" происходит от слова "мех", так как он вначале как вместилище для сыпучих тел и мелких предметов изготовлялся из звериных шкур.
В некоторых говорах ( например, закарпатских ) мешок и поныне называют мехом. А у Пушкина “Козий мех, вином налитый, у сатира на плечах” употреблено в одном из произведений. Значит, исторически в слове мешок выделяется корень мех – ( меш- ).
Ученица.
В старину, да и сейчас в некоторых славянских языках и говорах, порохом называется пыль. Соответствующее слово с неполногласием – прах – сохранилось лишь в некоторых выражениях. В средние века порох закрепился названием взрывчатое вещество, а с суффиксом – ок (порошок ) стало обозначать измельченное твердое вещество.
Ученица.
Что вы скажете, если вас кто-нибудь дернет за ухо? Наверно, крикните: “не тронь мое ухо!” А если дернут за оба уха? Попробуйте только сказать: “Не тронь мои два – ухи!”. Над вами посмеются: “Ну ты грамотей!”. Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши. Какую шутку выкинул корень в этих словах – а ну – ка вспомните? Вам уж известно, как это называется, вспомнили? Это чередование. Намотайте это себе на ус ("Намотай на ус" – говорят, когда хотят сказать: запомни хорошенько ).
Учитель.
Образуем от следующих слов пары с чередующимися согласными в корне: пух, пекарь, бег, ноги, замок, дороги, снег, пирог. Теперь мы перенесемся совсем в другое время на несколько тысячелетий назад, в первобытную школу.
Инсценирование
Пещера, очаг, шкуры, бивни мамонта. Классную доску заменяет одна из стен пещеры. Учителя пока нет, ученики сидят на шкуре и переговариваются…
Первый. Ты уроки сделал?
Второй. А как же! Я же отличник! Вот… ( Показывает кусок булыжника. )
Первый. Дай списать… ( Достает другой булыжник, высекает. ) Тук – тук – тук…
Третий. (Появляясь) Здравствуйте, дети!
Первый и второй. У! У!
Третий. Прошу садиться! (Пытается сесть и тут же вскакивает как ужаленный.) А – а – а! Кто подложил мне бивень мамонта?! Это твои шутки, Ослиное Ухо! Завтра с отцом в школу…
Первый. А папа не может: он в командировке, в соседнем племени,
Третий. Тогда пусть…
Первый. И мама не может: она огонь в очаге поддерживает…
Третий. Тогда…
Первый. А бабушка на охоте – за мамонтом гоняется.
Третий. (Хватает огромный камень, выстукивает на нем.) А я вот (тук – тук – тук…) ей напишу записку (тук – тук…), и останешься сегодня без сырого мяса…
Первый. За что? (Плачет) Я больше не буду – ду…
Второй. Он больше не будет!
Третий. А ты, Вырви Глаз, не заступайся! Ослиное Ухо, к скале! Повторим математику!
Второй. (Шепотом) Шпоры! Шпоры! Возьми! (Протягивает булыжники.)
Первый. (Взяв булыжники, идет к скале.) Я готов!
Третий. Высекай условие задачи: “По небу летели птеродактили”. Высек?
Первый. (Высекает.) Птеродактили. Высек.
Третий. “Сначала их было столько, сколько пальцев на одной руке, потом к ним пристало еще столько. Сколько стало всего?”
Второй. (Отвлекая.) Ой, посмотрите в окно! Динозавриха с динозавренком!
Третий. Где? (Идет к окну.)
Первый. (В это время перебирает шпоры – булыжники). “Из одной пещеры вливается, в другую выливается…” Это не то, это тоже не то…
Третий. (У окна). Ну, где динозавры?
Второй. Долго шли! Уже вымерли…
Третий. Ах, вы шутите! Ну, сейчас мы пошутим! Ослиное Ухо, садись – два! Сколько лун ты уже сидишь в одном классе? Две? И еще останешься. А ты, Вырви Глаз, к скале. Решил задачу про птеродактилей?
Второй. Конечно! Я же первобытный отличник!
Третий. Ну и сколько же будет птеродактилей?
Второй. Птеродактилей будет много!
Третий. Ну, неплохо, садись – четверка.
Второй. За что четверка – то?
Третий. Ответ был не совсем полный. Надо было сказать: “Птеродактилей будет очень много!”
Второй. (Плачет). Ну спросите меня еще! Зачем мне четверка, я же отличник!... Ну спросите!
Третий. Ага! Это тебе не про динозавров шутить! Ладно, так и быть, слушай задачу: У одного мальчика были… ммм, ослиные уши. Одно ему намяли, одно оторвали. Сколько ослиных ушей было у мальчика?
Второй. О – о – о! Меня не проведешь! Одно! Одно ухо было у мальчика. Одно ему намяли, его же и оторвали!
Третий. Неправильно! В ответе – два уха! С ответом – то не сходится! Ха – ха!
Второй. Как… не сходится? С каким ответом, покажите…
Третий. Да вот он ответ, перед тобой. Ослиное Ухо, встань. Покажись! Ну, конечно. Два!
Второй. (Хватает первого за ухо). Сейчас сойдется! Извини друг! У меня должен сойтись ответ. Ну что тебе – ухом больше, ухом меньше… А у меня, если с ответом не сойдется – четверка в четверти, представляешь?...
Первый. А – а – а! (Бежит, хватаясь за ухо).
Кот ученый. Уфф! Ну и нравы в этой первобытной школе?! Погодите, а мы что – то прихватили у них…
Что бы это значило?
(Рисунки, которые учащиеся должны расшифровать, объяснить, сказав об их значении).
Учитель. У нас побывали и иностранцы, но они плохо владеют русским языком. Что здесь спрятано?!
(Рисунки с изображением "Нахлебница”, “Грабитель”, “Наследили”).
Учитель. Сказка о пауке Анаси, который был самым мудрым, но не хотел ни с кем ею делиться. Паук решил собрать всю мудрость и спрятать в большой горшок. Когда он взбирался на самое высокое дерево, поклажа ему мешала. Тогда сын посоветовал ему передвинуть горшок на спину, паук так и поступил, но внезапно остановился. Почему? Он разозлился и бросил горшок вниз. Какие можно сделать выводы? “Одна голова хорошо, а две – лучше”.
Учитель. А теперь попробуем восстановить предложенный текст.
ЗМИА
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брглеои и сптя. Блкеи в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлани пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Инсценирование
(Отрывок из повести А.М. Горького “Детство”).
Учитель. Можно ли сломать язык, произнося: “Аз, буки, веди, глаголь, добро?” А чередуются ли гласные звуки? Конечно! Давайте посмотрим, познакомимся с девчонкой.
Девчонка Ира. Привет! Я забралась в некоторые слова сочетанием букв, похожих на девчачье имя Ира. Сочетание складывается из части корня – ир – и идущего за ней суффикса – а – : – ира –
Этот суффикс любит командовать гласным звуком в некоторых корнях. Так образуются пары слов с чередованием е-и в корне. Не забывайте! Если на корнем –а-, то в корне –и-. Ира хочет быть только “Ирой”, а не “Ерой”!
Сценка
“Как помочь Наташе?”
Наташа. Мамы нет дома, я оставила ей на столе записку: “Мама! Я пошла в детское ателье примирять платье”. Когда я пришла домой, мама смеясь спросила меня.
Мама. С кем же твое платье поссорилось? Уж не с портнихой ли? Или может быть с заказчиком?
Наташа. Я удивленно смотрела на нее. Может быть вы, ребята, поможете мне найти ошибку в записке? А заодно и напомнить правило из учебника.
Учитель. А теперь потренируемся:
Вымерли – вымирают
Заберу – забирать
Задерет – задирают
Вытереть – вытирают
Наберу – набираю
Запер – запирают
Сообщение ученицы. Суффикс –а– продолжает командовать. Встречаются корни, в которых нет сочетании букв –ир–, однако суффикс –а– все требует, чтобы в корне было –и–
С –а–
–блиста–
–стила–
–жига–
–чита–без –а–
–блест–
–стел–
–жег–
–чет–
Эти сочетания тоже немножко похожи на женские имена: –иса–, –ила–, –ига–, –ита–… Без суффикса –а– в корнях с такими сочетаниями будет писаться –е–. Поджигать – поджечь, постилать – подстелить.
Сообщение ученицы. Еще почти два девчачьих имени. Суффикс –а- настолько любит командовать, что может распорядиться чередованием даже одного звука с двумя. Сравним такие пары слов: сжать – сжимать, смять – сминать. Видите: как только за корнем появляется суффикс –а–, так в корне –и–.
И сочетания, немного похожи на женские имена: –има–, –ина–.
Чередование гласных
Если после корня а,
В корне будет и всегда,
Вот пример запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!
Ученик. Чередование я –у–. Много интересного подскажет оно. От слова трястись произошло слово трус, от напрягать – пружина, упругий, от спрягать – супруги, от вязать –узы (узы дружбы), отсюда и узник, невольник.
Учитель. Вы, наверно, устали уже и от властного командира суффикса –а–, и от корней с девчачьим именем. Пора отдохнуть на перемене.
Загадки – шутки
1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон).
2. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Здоровью).
3. Не цветы, а вянут? (Уши).
4. Что вешают, приходя в уныние? (Повесить нос).
5. Что можно искать в поле? (Ищи ветра).
6. Что можно услышать в полной тишине? (Как муха пролетит).
7. Итак, устали мы в дороге, что… (Еле волочим ноги).
Учитель. Итак, последний раздел “Обобщай – ка”. Добрая сказка с хорошим концом. Сказка школьная – сказка длинная…
1-ый ученик. Теперь мы знаем две группы с чередованием гласных.
2-ой ученик. В одних чередуются полногласные и неполногласные сочетания; в других командует суффикс –а–.
3-ий ученик. В – третьих, есть орфограмма с “девчачьим именем”…
Учитель. Домашнее задание. Написать заметку об экскурсии с “Фабрики слов”.