Конспект урока по теме: "Частица"

Разделы: Русский язык


Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении; разрядах.

Задачи урока:

  • актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
  • воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности;
  • развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.

Оборудование урока: маркеры, листы бумаги (А3), информационные тексты для индивидуального чтения (по числу учащихся), карточки для инд. работы.

Ход урока.

Стадия урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
 

 

В

Ы

З

О

В

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин.

Здравствуйте, дети! Начнем урок с небольшой лексической разминки. Посмотрите на слова, записанные на доске и подберите к ним антонимы:

Родной –

неряшливый –

горький –

светлый –

ложный –

разбитый –

пассивный –

2. Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать?

Итак, сегодня мы говорим о частице, а что вы знаете об этой части речи?

Распределитесь на три группы и составьте кластер “Частица”.

(Учитель, не вмешиваясь в процесс обсуждения, наблюдает за работой каждой группы поочередно).

Как вы полагаете, все ли вам известно о частице? Какие возникли вопросы при составлении схемы?

Работа осуществляется фронтально, учитель заносит на доску подобранные слова:
  • чужой
  • аккуратный
  • сладкий
  • тёмный
  • истинный
  • целый
  • активный
  • Частица!

 

 

 

Работа групповая, презентация кластеров у доски осуществляется представителями команд.

О

С

М

Ы

С

Л

Е

Н

И

Е

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

 

3 мин.

1) Для разрешения возникших вопросов предлагаю вам текст для чтения, в котором вы сделаете определенные пометки (INSERT):

\/ - это я знал;

  • - противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;

+ - новая информация;

? – возник вопрос.

2) Дополните кластер новой информацией, расскажите об изменениях в схеме.

(Группы сообщают о внесенных дополнениях, избегая повторов.)

Индивидуальная работа с текстом.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

Я

5 мин.

 

 

 

 

3 мин.

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

2 мин.

 

 

1 мин.

  1. Хотелось бы узнать, насколько хорошо вы разобрались в том, что мы сегодня изучали на уроке. Попрошу вас индивидуально поработать с карточкой в течение 5 минут.
  2. А теперь обсудите в группах, чем вам показалась интересной частица. Составьте синквейн (состоит из пяти строк) “Частица”.

Слово-тема;

2 прилагательных;

3 глагола;

Яркая фраза, цитата, навеянная темой;

Метафора (итоговое слово).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Давайте подведем итоги сегодняшней работы. Для этого мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали? О чем хотелось бы узнать?” и “Что удалось/ не удалось на уроке?”

4) Оцените в группе работу каждого участника, запишите результат на обратной стороне листа с кластером.

5) Д/З. Составьте дома небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы групп:

1. Частица

2. Маленькая, служебная, важная;

3. Вносит, дополняет, отрицает;

4. Частица всегда пригодится!

5. Понравилась!

1. Частица

2. Служебная, формообразующая, модальная;

3. Образует, выражает, служит;

4. Частицы зачастили в гости…

5. Знания!

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

Групповое обсуждение.

 Текст для чтения “Частица”[1].

\/ – это я знал;

– противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
+ – новая информация;
? – возник вопрос.

В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? и Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.

Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нас самый отважный?

Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.

Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.

К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.

Частица Бы(Б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.

Вопрос: ли, разве, неужели.

Восклицание: что за, как.

Указание: вот (а вот), вон (а вон).

Сомнение: вряд ли, едва ли.

Уточнение: именно, как раз.

Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.

Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.

Смягчение требования: -ка.

(1) – текст составлен по материалам кн.: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., 2002.–221с. Поскольку данный урок опирается на материалы указанного учебника, мы посчитали возможным не рассматривать иные точки зрения на разряды частиц, существующие в лингвистике.

Карточка для индивидуальной работы

1. Продолжите предложение: Частица – это _________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

2. Составьте 2 предложения с формообразующими частицами.

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Составьте 2 предложения с модальными (смысловыми частицами).

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Литература

1. Русский язык (ИД “Первое сентября”).– №29(341).– 2002.– С.2–3.

2. Русский язык (ИД “Первое сентября”).– №27–28.– 2003.– С.2–6.

3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.–Т.1 / Сост.Е.А.Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Семиной. М., 2002. – 239 с.