Цель урока: дать понятие о частице как служебной части речи, её роли в предложении; разрядах.
Задачи урока:
- актуализация уже имеющихся знаний по теме и мотивация к дальнейшему изучению;
- воспитание дисциплинированности, ответственности за выполнение заданий, самостоятельности;
- развитие аналитического мышления, познавательных умений; развитие умений учебного труда.
Оборудование урока: маркеры, листы бумаги (А3), информационные тексты для индивидуального чтения (по числу учащихся), карточки для инд. работы.
Ход урока.
Стадия урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
В Ы З О В |
3 мин.
7 мин. |
Здравствуйте, дети! Начнем урок с
небольшой лексической разминки. Посмотрите на
слова, записанные на доске и подберите к ним
антонимы: Родной – неряшливый – горький – светлый – ложный – разбитый – пассивный – 2. Друзья мои, должна сказать, что тема урока зашифрована в словах, которые вы назвали. Как она будет звучать? Итак, сегодня мы говорим о частице, а что вы знаете об этой части речи? Распределитесь на три группы и составьте кластер “Частица”. (Учитель, не вмешиваясь в процесс обсуждения, наблюдает за работой каждой группы поочередно). Как вы полагаете, все ли вам известно о частице? Какие возникли вопросы при составлении схемы? |
Работа осуществляется фронтально,
учитель заносит на доску подобранные слова:
Работа групповая, презентация кластеров у доски осуществляется представителями команд. |
О С М Ы С Л Е Н И Е |
5 мин.
5 мин.
3 мин. |
1) Для разрешения возникших вопросов
предлагаю вам текст для чтения, в котором вы
сделаете определенные пометки (INSERT): \/ - это я знал;
+ - новая информация; ? – возник вопрос. 2) Дополните кластер новой информацией, расскажите об изменениях в схеме. (Группы сообщают о внесенных дополнениях, избегая повторов.) |
Индивидуальная работа с текстом. |
Р Е Ф Л Е К С И Я |
5 мин.
3 мин.
3 мин.
2 мин.
2 мин.
1 мин. |
Слово-тема; 2 прилагательных; 3 глагола; Яркая фраза, цитата, навеянная темой; Метафора (итоговое слово).
3) Давайте подведем итоги сегодняшней работы. Для этого мне хотелось бы, чтобы вы ответили на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали? О чем хотелось бы узнать?” и “Что удалось/ не удалось на уроке?” 4) Оцените в группе работу каждого участника, запишите результат на обратной стороне листа с кластером. 5) Д/З. Составьте дома небольшой рассказ на свободную тему с максимальным содержанием частиц.
|
Ответы групп: 1. Частица 2. Маленькая, служебная, важная; 3. Вносит, дополняет, отрицает; 4. Частица всегда пригодится! 5. Понравилась! 1. Частица 2. Служебная, формообразующая, модальная; 3. Образует, выражает, служит; 4. Частицы зачастили в гости… 5. Знания!
Фронтальная работа.
Групповое обсуждение. |
Текст для чтения “Частица”[1].
\/ – это я знал;
• – противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
+ – новая информация;
? – возник вопрос.
В предложениях Сегодня к нам приедут артисты? и Разве сегодня к нам приедут артисты? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд артистов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве.
Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня артисты. Пусть мальчики встретят артистов у ворот школы. Кто из нас самый отважный?
Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова.
Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам.
К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий.
Частица Бы(Б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.
Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи.
Вопрос: ли, разве, неужели.
Восклицание: что за, как.
Указание: вот (а вот), вон (а вон).
Сомнение: вряд ли, едва ли.
Уточнение: именно, как раз.
Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти.
Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то.
Смягчение требования: -ка.
(1) – текст составлен по материалам кн.: Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М., 2002.–221с. Поскольку данный урок опирается на материалы указанного учебника, мы посчитали возможным не рассматривать иные точки зрения на разряды частиц, существующие в лингвистике.
Карточка для индивидуальной работы
1. Продолжите предложение: Частица – это _________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Составьте 2 предложения с формообразующими частицами.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Составьте 2 предложения с модальными (смысловыми частицами).
_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Литература
1. Русский язык (ИД “Первое сентября”).– №29(341).– 2002.– С.2–3.
2. Русский язык (ИД “Первое сентября”).– №27–28.– 2003.– С.2–6.
3. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.–Т.1 / Сост.Е.А.Генике, Е.А.Трифонова // Под общ. ред. Л.И. Семиной. М., 2002. – 239 с.