Оборудование: учебник А.В.Поляков. Русский язык для 4 класса плакаты, репродукции на тему "Зима", стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер", "Зимнее утро".
ХОД УРОКА.
- Чтобы определить тему урока, вы должны разгадать кроссворд .
По горизонтали: Часть речи в множественном
числе.
По вертикали: Часть речи, неподдающаяся
правилу.
- Итак, какова тема сегодняшнего урока? (
Правописание безударных личных окончаний
глаголов. Глаголы- исключения.)
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься
на уроке? Какова цель урока?
Учащиеся предлагают варианты цели урока и выбирают лучший вариант.
Цель урока: Глаголы- исключения, правописание которых мы должны запомнить.
На доске записаны глаголы: дремлешь, помнишь, лежит, зеленеет, блестит, трещит, знаешь, навестим, кроет, завоет, заплачет, зашумит, застучит.
- Что написано на доске? ( Глаголы.)
- Что вы знаете о глаголах? (- Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы "Что делать? Что сделать?" Глаголы изменяются по лицам, спрягаются по временам, бывают первого и второго спряжения.)
Задание: Распределите данные глаголы на две группы.
Учащиеся предлагают варианты:
1. Настоящее время. 2. Третье лицо. 3. Первое спряжение. |
Будущее время. Второе лицо. Второе спряжение. |
Если учащиеся не предложат эти варианты, предлагаю внимательно прочитать эти глаголы.
- Что вам эти глаголы напоминают? (Эти глаголы взяты из стихотворений А.С. Пушкина "Зимнее утро", "Зимний вечер".)
Читаются данные стихотворения наизусть.
- Какой общей темой объединены эти глаголы? (Они о зиме".)
Показываю репродукции на тему "Зима".
Задание: Назовите глаголы, относящиеся к зиме.
Учащиеся называют глаголы, которые записываются в тетради и на доске.
Задание: Определите спряжение глаголов.
Учащиеся определяют спряжения самостоятельно, а затем проверяют комментируя.
- Как определяются спряжения глаголов? (Существуют два способа определения спряжения.
1. Ставим глаголы в третье лицо множительного
числа. Если окончания -ут- ют- первое спряжение, а
если -ат-ят- второе спряжение.
2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы
на -ить- являются глаголами второго спряжения, а
все оставшиеся - первого спряжения.)
- Помогите мне дописать окончания глаголов во втором лице единственного числа:
по..шь, вид..ть, бре..шь, стел..шь,обид..шь, смотр..шь.
- Что нужно знать, чтобы дописать окончания? (Определить
спряжение.)
- Что вы заметили при определении? (Перед тем
как написать бреишь или бреешь
это слово ставим в начальную форму брить.
Определяем спряжение, брить - второе
спряжение, а во множительном числе третьего лица бреют
- первое спряжение.)
Ученики высказывают предположение,что написание этих глаголов не поддаётся правилам.
- Правильно - это глаголы исключения, которые нужно запомнить.
Выполняется упражнение №147 учебника
"Русский язык для 4 класса" А.В.Полякова.
Учащиеся выписывают глаголы из упражнения,
приписывая рядом глаголы в начальной форме:
зависят - зависеть
дышите - дышать
держат - держать
ненавидим - ненавидеть
вертим - вертеть
смотрите - смотреть
видите - видеть
терпят - терпеть
бреют - брить
стелят - стелим
- Как видите, правописание этих глаголов не
поддаются правилам. Это - глаголы-исключения.
Вот они: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть,
обидеть, вертеть, зависеть, дышать, слышать,
держать, гнать, брить, стелить.
Учащиеся читают правило в учебнике.
- Что это за глаголы?
- Какие глаголы относятся к 1 спряжению,
какие - ко 2-му?
Итак, делаем вывод: чтобы правильно написать
безударные окончания глаголов, необходимо
определить их спряжение. Для этого ставим
глаголы в начальную форму. Все глаголы на и(ть).
И выше перечисленные 11 глаголов исключения
относятся ко второму спряжению, а остальные
глаголы и глаголы-исключения: брить, стелить
относятся к первому спряжению.
Глаголы-исключения необходимо запомнить. Для
этого расположим их так, чтоб они легко
запоминались.
Даётся по группам задания: составить
словосочетание для лучшего запоминания.
Варианты могут быть такие: смотреть, всё слышать,
видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать,
дышать, терпеть, обидеть, гнать, стелить, брить и
другие.
Домашнее задание:
1. Составить словосочетание с глаголами -
исключениями. Запомнить глаголы-исключения.
2. Выполнить упражнение №148.
Учитель спрашивает, достиг ли урок
поставленной цели? Ученики отвечают, что они
познакомились с глаголами-исключениями. А
именно, с одиннадцатью глаголами, которые
являются глаголами второго спряжения и двумя
глаголами брить и стелить, первого спряжения. А
также мы научились правильно писать безударные
окончания глаголов.
Оценивается деятельность учащихся на уроке.