Модульный урок "Учимся писать рецензию"

Разделы: Русский язык


М – 0. Комплексная дидактическая цель.

М – 1. Интегрирующая цель.

М – 2. Учимся писать сочинение - рецензию.

М – 3. Рефлексия.

М – 0

Комплексная дидактическая цель

  • Осмысление специфики содержания жанров сочинения на литературную тему. Усвоение композиционных и стилистических особенностей разных жанров сочинений на литературную тему.
  • Обработка умений аргументировать свои мысли литературными фактами,обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, научиться соотносить своё мнение с позицией автора. Результатом применения модульной программы должен быть сформированный навык написания сочинения – рецензии.

М – 1

Интегрирующая цель

  • Изучить специфическую форму сочинения – рецензию; усвоить композиционные и стилистические особенности жанра; уметь использовать эти знания для написания сочинений литературоведческого характера; развивать умение устного и письменного высказывания на заданную тему;
  • Совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, в условиях различных форм само- и взаимопомощи, оценки и самооценки, коммуникативный навык.

УЭ – 1. Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.

УЭ – 2. Исследование особенностей жанра рецензии.

УЭ – 3. Анализ композиции рецензии.

УЭ – 4.Резюме.

УЭ – 5. Выходной контроль.

М – 2

Входной контроль.

Выполните тест.

1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:

а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;

б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;

в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;

г) имеет коммуникативное намерение – доказать.

2. Выберите то определение, которое подходит к понятию эссе:

а) один из основных жанров публицистического вида, характеризующийся постановкой проблемы, разработкой широкого значения выводов на основе анализа явлений одного или нескольких произведений, взятых в неограниченном масштабе, на основе теоретических посылок и обобщённых данных;

б) небольшое литературно-публицистическое произведение, близкое к рассказу, но отличающееся от него художественным воплощением таких лиц, эпизодов, явлений, событий, которые были в действительности и которые автор воссоздаёт на основе личного наблюдения;

в) прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с ней.

3. Выберите термин, соответствующий данному определению.

“Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.

а) отзыв;

б) эссе;

в) статья в газете;

г) аннотация.

– Какова связь этого задания с темой урока?

– Исследуйте цель урока. Как входной контроль работает на неё? Как вы думаете, какие виды работы будут выполнены?

Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.

УЭ – 1. Актуализация знаний об аннотации, отзыве, эссе.

  1. Повторение жанровых особенностей аннотации, отзыва, эссе (при необходимости обращаться к справочной литературе).
  2. Выберите для повторения жанр. Работа в парах.
  3. Составьте вопросы для проверки усвоения вашей информации.
  4. Поделитесь информацией с товарищем по паре.
  5. Проверьте степень усвоения материала вашим товарищем. Поставьте оценку.

УЭ – 2. Исследование особенностей жанра рецензии.

  • Рецензировать – критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство.
  • Рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
  • Какова цель рецензии? Зачем пишу? (эмоциональный отклик --> анализ: о чём? как? что я об этом думаю?)

Итак: прочитали --> удивились --> задумались --> пишем рецензию…

Задача рецензента – оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей. Соответственно, с одной стороны, тот, кто оценивает достоинства книги, свободен в своей оценке, а с другой стороны, зачем разбирать произведение, которое не достойно того, чтобы быть рекомендованным широкому кругу читателей?

Кому адресована ваша рецензия? Попытаемся внимательнее вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензии: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Доброжелательный рецензент вступает в уважительный диалог с автором. Вместе с автором читатель пытается размышлять над проблемами художественного произведения.

Рецензент должен представить, что ему предстоит обсудить прочитанную книгу с уважаемым человеком, который эту книгу не прочитал. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них. Хорошо сформулированные вопросы заставляют задумываться, учиться прогнозировать ситуацию, отслеживать причинно-следственные связи, оценивать отношения между предметами и явлениями.

1. Исследовать жанровые особенности рецензии, сопоставить с известными жанрами.

2. Прочитайте рецензию стр. 88, упр. 83 (Е.И. Никитина “Русская речь 9 класс”).

3. Определите, что отличает рецензию от отзыва и что их объединяет?

4. Найдите черты эссе в рецензии.

5. Посоветуйтесь в группах.

6. Обсудите с классом свои выводы. Дополните свои записи, сведениями, которые вы почерпнули из ответов одноклассников.

7. Вернитесь к цели урока. Оцените, насколько вы справились с ней. Если есть необходимость, проконсультируйтесь с учителем.

УЭ – 3. Анализ композиции рецензии.

1. Определить особенности основных частей композиции рецензии: составить план, изучить вариативность этих частей.

2. Объединитесь в группы для работы над той или иной частью сочинения – рецензии.

I группа 1 – 2-й пункты плана
II группа 3-й пункт плана
III группа 4 – 5 – 6-й пункты плана
IV группа 7-й пункт плана
V группа 8-й пункт плана

3. Исследуйте выбранную вами композиционную часть рецензии.

4. Подготовьтесь поделиться информацией с классом. Придумайте вопросы для проверки усвоения вашей информации.

5. Проанализируйте свою работу в группах, выберите кого-либо из группы на роль учителя.

УЭ – 4. Резюме.

  1. Обобщение полученных знаний.
  2. Обобщение своих знаний путём составления одного тестового задания по теории рецензии.
  3. Предложите задание в группе. Оцените, как оно выполнено.
  4. Возвращаясь к цели урока, определите вопросы, которые требуют ответа. Постарайтесь найти на них ответ во время выходного контроля.

УЭ – 5. Выходной контроль.

  1. Проверить умение применять на практике знание по композиции рецензии.
  2. Напишите этюд по выбранному вами направлению.
  3. Вернитесь к УЭ – 3. Дополните план. Поделитесь информацией, иллюстрируя её своими работами.
  4. Оцените уровень усвоения данной информации в листке контроля.

М – 3

Рефлексия.

Оцените степень практической пользы материала урока.

Оцените степень собственного участия и степень комфортности на уроке.

По первому вопросу выскажитесь перед классом, а второй поставьте на обратной стороне листка контроля.

Приложение.

1. Памятка.

Как работать над рецензией на книгу (произведение).

I. Внимательно прочитайте или перечитайте книгу.

II. Подумайте над вопросами.

  • Как книга читалась? Как будет она восприниматься другими читателями?
  • Какова тема произведения? Какова его главная мысль? В чём убеждает нас автор?
  • Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
  • Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры?
  • В чём художественное своеобразие книги? Как она построена?
  • Каков язык книги? Что в языке вам показалось необычным, ярким?
  • Какова ваша общая оценка книги? Что в этом произведении особенно ценного, нового? А что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно?

Ответы примерно на такие вопросы и составят основу вашей рецензии.

2. Примерный план рецензии.

  1. Краткие библиографические сведения о книге.
  2. Смысл названия. Личные впечатления от прочитанного.
  3. Особенности сюжета и композиции.
  4. Актуальность проблематики.
  5. Язык и стиль произведения.
  6. Мастерство автора в изображении характеров героев.
  7. Основная мысль рецензии.

3. Листок контроля.

Фамилия и имя ученика.

Входной
контроль

УЭ - 1

УЭ - 2

УЭ - 3

УЭ - 5

Самооценка

Взаимооценка

Самооценка

Оценка
группы

Самооценка

Оценка
экспертов
или учителя

 

         

4. Ключ для самооценки теста.

  1. в, г
  2. в
  3. г