1. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Проверь слово так: каток - катит
2. Непроверяемые гласные и согласные.
Запиши слово три раза правильно:
билет, билет, билет.3. Проверяемые согласные в корне слова.
Проверь слово так: гриб - грибы.
4. Непроизносимые согласные в корне слова.
Проверь слово так: поздно - опоздать.
5. Буквы
и, у, а после шипящих.Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:
машина- шишка, шина, тишина.
6. Разделительные
ь и ъ.Запиши слово правильно, напиши ещё три
слова на это правило:
платье - льёт- пьёт- бьёт; объяснение, объявление, объезд, объединение.
7. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Проверь так: Листья в лесах облетели. Листья в наших лесах облетели. Листья в (чём?) лесах облетели.
8. Употребление
ь на конце существительных после шипящих.Запиши слово правильно, в скобках укажи
склонение, запиши ещё три слова на это правило:
рожь (3 скл.)- печь, молодёжь, туч (не 3 скл.)
9. Употребление и неупотребление
ь для обозначения мягкости согласных.Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
Мощный - хищник, вечный, сельдь (конец слова).
10. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на
з /с/.Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
дочитал - долетел, доиграл, допел.
11. Буквы
з и с на конце приставок.Запиши слово правильно, графически объясни: разбудить.
12. Буквы
о – а в корне – лаг -, -лож-.Запиши слово правильно, графически объясни: предполагать.
13. Буквы
о – а в корне - раст -, -ращ -, -рос-.Запиши слово правильно, графически объясни:
вырасти, заросли, росток ( искл.).
14. Буквы
о – ё после шипящих в корне слова.Запиши слово правильно, графически объясни:
жёрдочка (жердь), крыжовник (искл.).
15. Буквы
и – ы после ц.Запиши слово правильно, графически объясни:
цифра (в корне), цыган ( искл.), лекция (на – ция), с улицы (в окончании),
сестрицын (в суффиксе).
16. Большая буква и кавычки в собственных именах и наименованиях.
Запиши слово правильно, графически объясни: Москва (собств.), в “Труде” (название газеты)
17. Буквы
е – и в падежных окончаниях имён существительных.Запиши слово правильно, графически объясни:
поётся в песне (1-е скл. П.п.), о революции (на -
ия. П.п.) читать.
18. Буквы
о – е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных и прилагательных.Запиши слово правильно, графически объясни:
врачом, товарищем, большого снега.
19. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
озером (каким?) глубоким, шар (какой?) красный
(м.р., И.п., ед.ч.).
20. Неупотребление
ь на конце кратких прилагательных на шипящую.Запиши слово правильно, графически объясни: могуч (кр. прил.).
21. Не с глаголами.
Запиши слово правильно, графически объясни:
не был (глаг.), ненавидеть (искл.).
22. Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
беречь (н. ф.), учишься (2 –е л. ед. ч.).
23. Тся и ться в глаголах.
Запиши слово правильно, объясни графически:
пошли (что делать?) купаться (н. ф.), он (что
делает?) купается (3 –е л.).
24. Буквы
е – и в корнях с чередованием.Запиши слово правильно, графически объясни:
расстилать, расстелить (не перед а).
25. Буквы
е – и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.Запиши слово правильно, объясни графически:
борется (бороться, 1 спр.), зависит (зависеть, 2
спр., искл.).
26. Буквы
о – а в корне – кос -, -кас-.Запиши слово правильно, объясни графически:
касаться, коснуться (нет а).
27. Буквы
о – а в корне - гар -,- гор -.Запиши слово правильно, графически объясни:
подгореть (без ударения), гарь (под
ударением).
28. Буквы
и – ы после приставок.Запиши слово правильно, графически объясни:
подыскать (искать).
29. Гласные в приставках пре-, при-.
Запиши слово правильно, объясни графически:
привинтить (присоед.), прескверный (= очень).
30. Соединительные
о – е в сложных словах.Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило:
зверолов - путепровод, пешеход, пылесос.
31. Буква
е в суффиксах – ен – существительных на - мя.Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
по имени (на - мя) - к
знамени, от пламени, в стремени.
32. Не с существительными.
Запиши слово правильно, графически объясни:
невольник (не употр. без не), неряха (не употр.
без не), неправда (ложь), не правда, а ложь.
33. Буквы
щ – ч в суффиксе – щик - ( - чик -).Запиши слово правильно, графически объясни:
смазчик (смазать), каменщик ( не на д – т, з –
с, ж ).
34. Гласные в суффиксах существительных – ек – и – ик -.
Проверь слово так:
сыночек – сыночка,
носик – носика.
35. Гласные
о – е после шипящих в суффиксах существительных.Запиши слово правильно, графически объясни:
снежок (под ударением), горошек (без
ударения).
36. Дефисное и слитное написание слов с пол-, полу-.
Запиши слово правильно, графически объясни:
пол–луны, пол-арбуза, пол-Волги, полдома (не
на гласн., л, больш. букв.).
37. Не с прилагательными.
Запиши слово правильно, графически объясни:
неряшливый (не употр. без не), нелживый (правдивый), не правдив, а лжив. Книга нисколько не интересна.
38. Буквы
о – е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.Проверь слово так:
ежовый (под
ударением), вещевой (без ударения).
39. Различение на письме суффиксов прилагательных – к – и - ск -.
Запиши слово правильно, графически объясни:
резкий (резок), ткацкий (ткач), матросский
(матрос, не на ч, ц, к).
40. Одна и две буквы
н в суффиксах прилагательных.Запиши слово правильно, графически объясни:
каменный (камень), безветренный, ветреный
(искл.), лебединый, даль туманна.
41. Дефис в сложных прилагательных.
Запиши слово правильно, графически объясни:
жёлто-синий (цвет), горько-солёный (горький и
солёный), железнодорожный (железная дорога).
42. Мягкий знак в середине числительных.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
семьдесят – семьсот,
пятьдесят семь, восемьдесят.
43. Буква
и в окончаниях количественных числительных.Запиши слово правильно, графически объясни:
к пятнадцати (Д.п.) часам.
44. Не в неопределённых местоимениях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило: несколько (неопр.) - некто, нечто, некоторый.
45. Различение на письме приставок
не -, ни - в отрицательных местоимениях.Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
никого - ничей, никому,
некого.
46. Дефис в неопределённых местоимениях.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
кто-нибудь,
кое-кто, что-то, кое у кого.
47. Слитное и раздельное написание
не, ни в отрицательных местоимениях.Запиши слово правильно, графически объясни: ни у кого.
48. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
Запиши слово правильно, графически объясни: познакомь(пов.н.).
49. Гласные в суффиксах глаголов -
ова-/-ева-/, -ыва-/-ива-/.Запиши слово правильно, рядом запиши
проверочное слово:
советовать (н. ф.)- советую
(н. вр.), опаздывал (пр. вр.) - опаздываю (не на - ую).
50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
борющийся (бороться, 1 спр.).
51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Запиши слово правильно, графически объясни:
видимый (видеть, 2 спр.).
52. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни:
собрание не закончено (кр. прич.), не
законченное, а начатое собрание; не
закончившееся вовремя собрание;
недоумевающий взгляд (не употр. без не);
незакончившееся собрание.
53. Одна и две буквы
н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.Запиши слово правильно, графически объясни:
закрученная нитка, маринованные огурцы,
решённая (сов. в.) задача, сеянная через сито мука,
крашеный пол, раненый (искл.) боец.
54. Одна и две буквы
н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.Запиши слово правильно, графически объясни:
ошибка исправлена (кр. прич.), дети рассеянны
(мн. ч.), девочка рассеянна (ж. р., ед. ч.)
55. Гласные перед одной и двумя буквами
н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.Запиши слово правильно, графически объясни:
размешанный (размешать), закрученный
/закрутить/, увиденный /увидеть/.
56. Буквы
е – ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.Запиши слово правильно, графически объясни:
завершённый, скошена.
57 .Раздельное написание не с деепричастиями.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
не зная
(деепр.)- не веря, не думая, недоумевая (не употр.
без не).
58. Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о, - е.
Запиши слово правильно, графически объясни:
нелепо (не употр.), неискренне (= фальшиво), не
по-товарищески (не на - о, - е), вовсе не интересно;
не хорошо, а плохо.
59. Буквы
е-и в приставках не - и ни - отрицательных наречий.Запиши слово правильно, графически объясни:
некогда (под ударением), никогда (без
ударения).
60. Одна и две буквы
н в наречиях на - о и - е.Запиши слово правильно, графически объясни:
мужественно (мужественный), интересно
(интересный).
61. Буквы
о - е после шипящих на конце наречий.Запиши слово правильно, графически объясни:
свежо, певуче, ещё (искл.).
62. Буквы
о - а на конце наречий с приставками из -, до -, с -.Запиши слово правильно, графически объясни:
досуха (от сухой), досрочно (от досрочный).
63. Дефис между частями слова в наречиях.
Запиши слово правильно, графически объясни:
по-осеннему, по-дружески, во-первых, кое-как,
когда-нибудь, еле-еле.
64. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни,
запиши ещё три слова на это правило:
вскачь,
настежь (искл.), замуж, прочь.
65. Слитное и раздельное написание производных предлогов, образованных из наречий.
Запиши слово правильно, графически объясни: выйти навстречу (из нареч.) гостям.
66 .Слитное и раздельное написание производных предлогов, образованных от существительных с предлогами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
продолжается в течение
(предлог) недели - договориться насчёт ремонта,
отменить ввиду плохой видимости, ждать в
продолжение месяца.
67. Буква
е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.Запиши слово правильно три раза:
опоздал
вследствие задержки (вследствие, вследствие).
68. Слитное написание союзов
также, тоже, чтобы.Проверь слово так:
Отец также (= и)
учился в институте. Сын тоже (= и) хорошо учился.
Сын учился так же хорошо, как и отец (же можно
опустить). Возьми на час терпенья, чтобы (= для
того чтобы) квартет в порядок наш привесть.
69. Дефисное написание частицы - то со словами.
Запиши слово правильно, запиши ещё три слова на это правило: задачу-то реши - решил-то, мы-то, откуда-то.
70. Дефисное написание частицы - ка с глаголами в повелительном наклонении.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
принеси-ка - дай-ка,
иди-ка, задумайся-ка.
71. Дефис в междометиях.
Запиши слово правильно, запиши ещё три
слова на это правило:
ай-ай - ах-ах, ой-ой, о-о-о.
“Образец для работы над ошибками” наглядно показывает, как работать над той или иной ошибкой. Подобный образец разработан и для работы над пунктуационными ошибками.