Вот уже несколько лет я планирую уроки на основе технологий РТВ и ТРИЗ (РТВ — развитие творческого воображения, ТРИЗ — теория решения изобретательных задач).
Использование в работе этих технологий позволяет мне создать на уроках нестандартную ситуацию, вовлечь учащихся в творческий поиск, помочь им самораскрыться, принять участие как в устной, так и в письменной речевой деятельности.
На таких уроках (а они проводятся в системе) важно поставить такую проблему, которая предполагает развитие логического мышления, формирование собственной точки зрения, умения вести дискуссию и в тоже время выполнить поставленную задачу. При этом на уроке у каждого ученика должен прослеживаться успех. Ведь именно при успешном решении той или иной проблемы появляется вдохновение и просыпается интерес к учению.
Реализуя ситуацию успеха на уроках русского языка, я стремлюсь построить уроки так, чтобы они были эмоционально привлекательными для детей, стараюсь заинтересовать их самим процессом. Мои уроки очень далеки от традиционных, на которых прослеживается известная цепочка: повторение пройденного материала —> объяснение нового материала учителем —> закрепление изученного материала
Уроки с применением РТВ и ТРИЗ планируются таким образом, что на первое место выходит следующая схема:
На таких уроках важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником. Он сам ищет пути к восприятию нового материала, а учитель его только направляет.
Решение поставленной на уроке задачи осуществляется с помощью своеобразного путеводителя, который называется системный оператор (СО).
Во время урока ребята вовлекаются в творческий поиск, самораскрываются. Это можно представить так:
Такая работа намечает организацию исследовательско-поисковой деятельности, где используется справочный материал учебника, этимологический, лингвистический, историко-грамматический и другие словари и справочники, учебники русского языка разных изданий.
Исследуя новый материал по СО (работа проводится в группах по 4 человека), учащиеся должны пройти и заполнить 9 квадратов:
Прошлое надсистемы | Надсистема | Будущее надсистемы |
Прошлое системы | Система | Будущее системы |
Прошлое подсистемы | Подсистема | Будущее подсистемы |
Своеобразный путеводитель (СО) предполагает движение по пути познания нового материала. По нему учащиеся направленно решают поставленную задачу. Например, на одном из уроков им было предложено установить — что из себя представляет морфология.
Не было | Лингвистика Грамматика |
Суперлингвистика |
Не было | Морфология изучает части речи, грамматические свойства слов | Морфология будет компьютерной |
Знаки, звуки, архаизмы, первые слова — это местоимения | Самостоятельные части речи, служебные части речи, междометия | Появятся новые части речи, связанные с компьютеризацией |
Используя морфологию как раздел лингвистики, учащиеся устанавливают, что морфология (в надсистеме) относится к грамматике, что это наука о самостоятельных, служебных частях речи и междометии (в подсистеме). Устанавливают, что в прошлом морфологии так же, как и лингвистики, не было, а были слова архаизмы, у древних людей — знаки, звуки. Ребята приходят к выводу, что самые первые слова — это местоимения. В процессе заполнения квадратов, учащиеся наблюдают за развитием морфологии, фантазируют, что будет с этим разделом грамматики в будущем.
Как уже говорилось выше, работа идет в группах и, когда каждая группа представляет свое исследование, выясняется, что не все ребята рассмотрели предложенный материал одинаково (см. Приложение 1).
После обсуждения основного материала, учащимся предлагается создать образ предмета изучения, представить его таким образом, чтобы в нем были отражены все грамматические признаки. Некоторые образы я предлагаю вашему вниманию:
Шестакова Даша |
||
Определение и Приложение в виде змей, потому что они волнистые, как определение. А почему цветные, да потому что обозначают признак, качество и свойства предмета. | Мы изобразили зебру, потому что она полосатая, а ведь так обозначается дополнение! | Обстоятельство мы представили в виде собаки, потому что собака умное животное, а обстоятельство поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие. |
Заплетин Дима, Бородкин Максим, Самойлов Вадим, Еськин Сеня, Прядко Костя |
||
Мы представили дружную семью Предложения, во главе которой стоит Подлежащее и Сказуемое и их помощники Дополнение, Определение и Обстоятельство. | ||
Яриков Стас, Альтиков Руслан, Худяков Дима, Поздрян Дима |
||
В предложении, как в семье — есть старшие и главные, и младшие и “второстепенные”. Все они живут в квартире “Предложение”! | ||
Рис. 6
Кузнецова Юля, Нопруга Лера, Сафроненко Кристина, Майнагалиева Света |
||
Мы братья! Нас зовут Определение, Дополнение и Обстоятельство! Мы очень дружные и умные. И выполняем ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ работу — распространяем предложения! | ||
Рис. 7
Денисова Настя, Ефременко Юля, Зыкова Аня, Стравинскайте Кристина |
||
Дополнение, Определение, Обстоятельство — друзья предложения. Они его украшают, распространяют, определяют. |
В оставшееся время ребятам предлагается написать фантастическую сказку по изученному материалу (см. Приложение 2).
Подобным образом исследуются разделы лингвистики, морфемы, части речи, члены предложения.
При изучении самостоятельных частей речи я применяю методы фокальных объектов и морфологический метод. Метод фокальных объектов — это снесение на один объект признаков и качеств 3-4 предметов, а морфологический метод — снесение действий.
Наблюдая с детьми за грамматическими признаками прилагательных и причастий, глаголов и деепричастий, можно пронаблюдать, что произойдет с предметом, если перенести на него признаки и качества других предметов. Вот как справились с такой задачей учащиеся 7б класса — Приложение 3.
Изучая значимые части слова — морфемы, к нам на помощь придут настоящие матрешки, которые будут разные по размеру, цвету, одежде. Каждая матрешка представляется детьми отдельно: там, где заключается самое главное, самое важное значение, матрешка будет больше по размеру, будет она выделяться и по цвету. Приставки могут менять значение слова. Это и покажут приставки-матрешки. И т.д.
Я заметила, что без особого труда в детской памяти надолго задерживается трудный материал, если на уроке использовались приемы устранения противоречий, в частности:
— “недолговечность” — запомнить только для того, чтобы точно записать;
— “подложенной подушки” — не зная грамматических особенностей — не выявишь быстро проблему;
— “изменение окраски” — выделение зеленой пастой орфограмм;
— “вынесения” — что будет, если вынести из предложения какой-либо член предложения;
— “универсальность” — какую “работу” может выполнять слово в предложении (может ли быть в роли подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложения);
— “обратная связь” и другие.
На таких уроках дети представляют свое творчество, радуются новому открытию, что с русским языком можно творить чудеса.
Приложение 1
Приложение 2.
Сказки, написанные ребятами после изучения темы
“Второстепенные члены предложения”
СКАЗКА ПЕРВАЯ. Второстепенные члены предложения
Чухломин Артем, Гиренков Николай, Карапетян Нарик, Княгинина Ирина — 8а класс
В стране Русландии, в графстве Синтаксис был граф, которого звали Предложение. С ним жило пять сыновей — Подлежащее и Сказуемое — старшие и любимые дети графа. И тройняшки, которых звали Дополнение, Определение и Обстоятельство.
У Подлежащего и Сказуемого всегда были лучшие игрушки и просторные комнаты, а тройняшки донашивали старую одежду и жили в одной маленькой комнате…
Граф часто любил повторять старшим детям: — Вы моя главная забота и любовь. А все остальное — это второстепенное… — он думал, что тройняшки его не слышали, но они все слышали и знали, что отец так говорит …
Всегда, когда тройняшки предлагали свою помощь старшим братьям, те отвечали: — Мы и без вас справимся! Мелочь! — а тройняшек такие заявления всегда очень огорчали…
Но однажды произошел такой случай— Подлежащее и Сказуемое обожали лазить по деревьям, устраиваться на деревьях и есть там мороженное. И вот в очередной раз, они опять залезли на дерево, но в этот раз они выбрали не удачное мороженное — брикеты, и поэтому руки у них были испачканы в талом мороженном, скользкие и сладкие.
В это время тройняшки поливали грядки.
И вот, Подлежащее и Сказуемое стали слазить с самого высокого дерева в саду, и все бы хорошо, но руки Сказуемого стали соскальзывать с ветки! Подлежащее, сидевшее на суку повисло на другой ветке и ухватило за руку Сказуемое. Но ветка начала обламываться под весом двух не маленьких детей… Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы это не увидели тройняшки. Они быстро подбежали к дереву, схватили простыню, сушившуюся на шпагате между этим и другим деревом и натянули ее под ломающейся веткой. КРАК!!! И Подлежащее со сказуемым сидят на земле целые и невредимые, ведь тройняшки их поймали.
В это момент к ним подбежал граф (он услышал крик старших детей, сидя в комнате на третьем этаже). Пока он бежал из дома к дереву, он видел все, что сделали тройняшки.
Подбежав, граф расцеловал Дополнение, Определение и Обстоятельство, а Подлежащее и Сказуемое сказали тройняшкам: — Да… Хоть частенько мы можем справиться и без вас, но иногда нам без наших братиков не обойтись! И теперь они живут вместе и счастливы.
Но у тройняшек оказался еще один талант — они оказались отличными модельерами. Они стали помогать старшим братьям красиво одеваться, украшая их и распространяя их красоту по всему свету.
И теперь они все вместе прославились на весь МИР!
СКАЗКА ВТОРАЯ. Про второстепенные члены предложения
В стране Синтаксия (её основал сам Синтаксис), в городе Предложение, жили-были подлежащее и сказуемое. Эти два друга были “звёздами”. Приезжали на все праздники, были очень уважаемыми горожанами, а всё потому, что они были членами общества “Главных членов предложения”, в котором были такие знаменитости, как например Элтон Пресли или Бритни Лопез! Самые известные в мире члены предложения.
Но была и обратная сторона. На самой окраине этого города жили ещё два друга: Дополнение и Определение. Они были второстепенными членами предложения, их никто не любил, потому, что их мечтой было сделать предложения ярче, красивее, с помощью дополнений и обстоятельств (они любили говорить и дополнять). Жили бы уединённо наши герои до конца своей бесконечной жизни, если бы не случилось... — Тук, тук!
Дополнение и Определение подпрыгнули от испуга. “К-к-кто эт-то?!” — спросило Дополнение “Н-н-не з-знаю!” — ответило Обстоятельство Они вместе подошли к двери и распахнули её...
— Страфстфуйте! Это есть охотничий томик? — за дверью стоял, во весь рот улыбаясь, иностранец..
— Нет вы, ошиблись! — сказали друзья, и как гостеприимные хозяева пригласили его войти и выпить с ними чаю.
— Заходите, заходите! Садитесь; пожалуйста! Вот чай! Извините, у нас остались сушёные запятые и точки... Ах, да! Мы же вчера суп варили из дикого корректора!
Плотно пообедав, наши друзья вместе с гостем уселись за беседу. Гость (его звали Обстоятельство) рассказал много интересных историй, а устав, попросил рассказать о делах в городе.
— Ох! — сказал Дополнение.
— Ах! — сказал Определение.
И рассказали ему все свои горести-печали.
Был вечер. Иностранца уложили на тёплой печи и погрузились в царство Морфея.
Ночью разыгралась буря, а наутро по радио передали горькую весть: подлежащее и сказуемое заболели, стали тусклыми, посадили голос, они не могли больше так ярко выражать свои значения, и кто-то должен был взять на себя часть обязанностей, но желающих не было.
— Ну что же вы?! — подскочил Обстоятельство. — Это же ваш шанс!!!
Дополнение и Определение немного посоветовались, но потом двинули в город.
Когда они проходили мимо взбудораженных горожан, те смеялись им в циферблат. Дойдя до коттеджа, они были удивлены сказочной шикарностью дома. Войдя же, были встречены дворецким. Они попросили привести главного, пришел главный менеджер хозяев. Услышав, что они хотят, мистер Восклицатель громко рассмеялся.
Ну-ну,... ха-ха... ну — насмешили!... Хи-хи... ой уф! Отсмеялся! Ладно, дам вам шансик, очень маленький. Завтра в “Золотом суффиксе” у наших звезд концерт, вы им поможете.
На следующий день в “Золотом суффиксе” оказалось, что двоих будет мало, ведь главные члены предложения почти ничего не могли делать. Друзей осенило — “Обстоятельство!”. Его тут же привели в зал и сказали, будешь пояснять, при каких обстоятельствах будет совершаться действие, или указывать на способ, меру, степень, проявление действия или признака. Дополнение же станет обозначать предмет, отвечать на вопросы жюри (где будут сидеть косвенные падежи) и часто будет общаться со сказуемыми.
Определение будет обозначать признак, качество и свойства, отвечать на вопросы из зала.
Таким образом все обязанности были распределены. Начался концерт. Все шло как по маслу, второстепенные члены предложения распространяли фотографии главных, а также помогали друг другу полнее и ярче выразить мысль.
После концерта Дополнение и Определение попросили Обстоятельство остаться с ними. На что он ответил: “О’кей!” Их всех утвердили в звании, и они даже по сей день помогают главным членам предложения полнее и ярче выражать мысль. Ведь, правда, они с этим неплохо справляются.
У Определения уже два внука: согласованное и несогласованное определение. У Дополнения тоже два внука: прямое и косвенное дополнение. А самый счастливый из них — Обстоятельство. У него целых восемь внуков: времени, образа действия, меры и степени, места, причины, цели, условия и уступки. И будут жить они еще долго и счастливо.
PS. Имена самых известных главных членов предложения – вымышлены. Более позднее появление Обстоятельства — факт!
СКАЗКА ТРЕТЬЯ. Два брата и их корпорация
Антипина Анастасия, Головушкина Мария — 8б класс
Жили-были в стране Синтаксис два брата Определения: очень похожих друг на друга. Они работали в корпорации “Второстепенные члены предложения”, в разных отделах. Согласованное Определение работал в отделе с определяемыми словами, а Несогласованное управляло поясняемыми словами. Слова не любили Несогласованное Определение, потому что им всё время приходилось делать то, что он им прикажет. А Согласованное любили, потому что он всегда советовался со своими работниками-словами.
Однажды на работу к Несогласованному Определению устроился новый рабочий. Он был недоволен установленными порядками и не понимал, как рабочие-слова терпят такое обращение со стороны Несогласованного Определения. И он начал подговаривать остальных рабочих устроить забастовку. Рабочие-слова с радостью поддержали его. На следующий день работа в отделе Несогласованного Определения остановилась. Разозлившись, Несогласованное Определение уволил всех рабочих. Но новые рабочие-слова к нему работать не пошли и, поэтому ему пришлось закрыть свой отдел. Несогласованное Определение задумался о дальнейшей судьбе.
Во всех газетах писали, что у Согласованного Определения дела шли в гору. Несогласованное Определение почувствовал себя проигравшим и решил занять место брата. В одно воскресное утро, Согласованное Определение пригласил в гости брата. Несогласованное Определение, воспользовавшись случаем, подсыпал ему в чай снотворное. На следующее утро, Согласованное Определение не вышел на работу, а Несогласованное появился вместо него. Когда он пришёл и начал устанавливать новые правила, рабочие-слова стали подозревать, что это не их прежний начальник. И одно из слов решило сходить к Согласованному Определению домой. Рабочий-слово пришёл и разбудил его. Придя в корпорацию, Согласованное Определение возмутился вероломным поведением брата. Несогласованное Определение понял свою ошибку и извинился перед братом. А тот в свою очередь пожалел его и простил!
Через некоторое время Несогласованное Определение не без помощи брата открыл свой отдел, а новые рабочие-слова были довольны своей работой и руководителем!
ВСЁ!!!
СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ. Просто Сказка
На планете Русский язык, в Стране Лингвистика, в городе Синтаксис жила-была девочка, которую звали Простое Предложение. Друзья ласково называли ее Простопреда.
Все ее дни проходили одинаково. Утром она вставала в восемь ноль-ноль и бежала на работу в Государственное Учреждение Русского языка и Литературы. Возвращаясь домой в шесть часов, она ужинала и садилась на диван читать книжки или смотреть телевизор.
И так каждый день.
Простопреде надоело жить так однообразно. Она хотела славы, знаменитости, но ей нечем было привлечь к себе внимание, все ее предложения были простыми, скучными и ничуточки не распространенными
В один прекрасный день она познакомилась с тремя родными братьями: Определением, Дополнением и Обстоятельством. Они тоже работали в отделе, где и Простопреда. Когда братья узнали о мечте их новой подружки, они решили помочь несчастной девушке.
Друзья объединились вместе и образовали распространенное предложение. И все остались счастливы, и Простопреда, и ее новые, но верные друзья.
СКАЗКА ПЯТАЯ. Про второстепенные члены предложения
Шалыгина Юля, Шестакова Даша — 8б класс.
Жила-была семья второстепенных членов. В ней было тринадцать детей: два брата близнеца Определение и Определение-Приложение. Близнецы были похожи всем: одинаково одевались, одинаково разговаривали. Только характерами они были непохожи. Согласованное определение было со всеми согласно, а несогласованное всегда спорило.
Еще было два дополнения: Прямое и Косвенное. Прямое дружило со словами в винительном падеже, а Косвенное — со всеми остальными.
И еще восемь братьев-обстоятельств: Времени, Образа действия, Меры и Степени, Места, Причины, Цели, Условия, Уступки.
Со временем дети выросли и решили пойти работать. Но прежде решили посоветоваться с гадалкой. И вот все тринадцать братьев пошли к ней.
Дорога была длинной и тяжелой, но после долгих странствий братья оказались на месте. Гадалка долго не хотела им гадать, но после настойчивых уговоров согласилась.
— Кем нам работать? — спросили братья хором.
— Сходите к пунктуации — ответила гадалка.
И пошли братья к пунктуации. Она их внимательно выслушала и сказала, что им нужно идти к самому старому, самому мудрому жителю деревни — Синтаксису.
Старейшина Синтаксис дал им такой совет: “Поезжайте, братцы, к моему сыну Синтаксису-младшему, и он вам поможет найти работу”.
И вот собрались братья в дорогу, взяли еду, сели в поезд. Приехали они в город и, после долгих странствий, пришли к Синтаксису-младшему и сказали: “Мы пришли к Вам от Синтаксиса-старшего, чтобы спросить Вас, куда нам идти работать?”
— С вашими способностями, Определения и Приложение нужно идти в художественный цех. Вы, Дополнения, идите в цех к Сказуемому. А вы, Обстоятельства, идите в пояснительный цех — вот так рассудил Синтаксис-младший.
И с тех пор работают братья усердно, выполняя свою работу.
Приложение 3.
Работы детского исследования и творчества
Метод фокальных объектов
I группа. Консультирует Первушин Дима, в группе работали Богдан Света, Краснобровкин Костя, Донкова Таня.
Наша задача, используя метод фокальных объектов, придумать универсальную ручку. Для описания мы должны пользоваться причастиями и прилагательными.
Для решения этой задачи берем предметы:
- пенал — переносящий, вместительный, электронный;
- компьютер — запоминающий, карманный, показывающий;
- лампа – освещающая, переносная, дневного света.
Ручка у нас получается в виде карманного компьютера-“шпаргалки”, если ты что-то забыл или тебе непонятно что-либо, нужно войти в память компьютера-ручки и все узнал, вспомнил.
Ручка обладает свойством пенала, она состоит из карандаша, резинки, линейки, при письме, если темно, то она обладает свойством освещать тетрадку, в которой пишут.
II группа. Консультант Чуйкина Маша, в группе работали Тришкин Стас, Арбузов Дима, Коваленко Дима.
При помощи фокальных объектов мы постараемся сделать очень удобную парту. Для создания такой парты берем предметы:
- резинку — гибкую, яркую, разноцветную, издающую запах лимона, ананаса, малины, клубники, что пожелаешь.
- чайник — железный, электрический, красный.
- лист бумаги — легкий, белый, тонкий, разлинованный, впитывающий.
Новая парта будет гибкой, когда на нее наложишь руки, она выгнется по их форме, но то место, на котором пишут останется твердым. Она будет разноцветной, иметь запах такой, какой ты пожелаешь. Хочешь, чтобы парта была белая и издавала запах земляники. Пожалуйста! Если на парту прольется вода, она тут же впитается, и даже рукава не намокнут, а тем более не попадет на колени. На парте будет несколько кнопок: “Линейка”, “Клетка”, “Оценка”, “Удаление” с такой партой не нужно носить тетради. Если идет урок русского языка, то нужно нажать кнопку “Линейка”, и парта превратиться в лист линеечку, а на математике — на кнопку “Клетка”. И работай на здоровье.
Кроме того, парта сама будет ставить оценки, для этого достаточно нажать на кнопку “Оценка”. Учитель пройдет, посмотрит, какую ты оценку получил, нажмет на кнопку “Удаление”, и парта снова станет чистой, примет тот цвет и запах, который ты пожелаешь.
III группа. Консультант Кирпиченко Олеся, в группе работали ученики 7б класса Кирпиченко Олеся, Бардасова Настя, Силин Тема, Равинский Дима.
Нам нужно изобрести “супер” школьную доску. Для этого мы взяли предметы:
- пылесос — гудящий, убирающий, всасывающий мусор;
- автомат — стреляющий, шумный;
- книга — учащая, показывающая, занимающая.
С помощью полученных качеств мы получили такую классную доску.
Эта доска, обладающая признаком пылесоса, будет убирать вокруг себя: вытирать пыль, стирать мел с себя, всасывать крошки мела. Эта доска стреляет, если учитель вышел из класса и дети шумят. У нее есть руки, и если нужно в руках появиться указка. А если ученик сделал ошибку, писав на доске, то доска начинает высвечивать ее и звенеть. Вот такая у нас получится доска.