Урок-лекция "Однородные члены предложения. Знаки препинания при них". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока: дать понятие об однородных членах предложения; понятие об обобщающем слове при однородных членах предложения; знакомство с повторяющимся союзом “И”, как средством соединения однородных членов предложения; правила пунктуации при однородных членах.

Содержание урока:

I. Организационный момент.

II.

1. Знакомство с термином

Лекция – устное изложение учебного предмета.

2. Понятие об однородных членах предложения.

Сказка

    Ветер как-то утром
    На прогулку вышел,
    Постучал в окошко,
    Пробежал по крыше,
    Поиграл ветвями,
    пожурил мальчишек
    И помчался дальше
    Все быстрей и выше

В нашей речи очень часто встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части речи, выполняют одну и туже роль.

Стихотворение о теме урока

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.

Запишите тему урока: “Однородные члены предложения”.

Давайте обобщим то, что вы сейчас услышали.

Запись в тетрадях:

  • Зависят от одного и того же слова.
  • Являются одинаковыми членами предложения.
  • Находятся в сочинительных отношениях.

Запишите предложение из сказки.

Однородными могут быть все члены предложения.

А какие вы ещё знаете члены предложения?

III. Знаки препинания при однородных членах.

(Плакаты)

Плакат 1

Во время лекции заполняются схемами заранее приготовленные карточки.

Учебник стр 28 § 21 (под редакцией В.В.Бабайцевой).

В саду растут яблоки, груши и сливы.

За окном то ли дождь, то ли снег.

Стр. 29 (правило) учебника.

IV. Творческая работа. Работа с телеграммами.

Плакат 2

V. Обобщающее слово при однородных членах.

(Плакаты)

Плакат 3

Для объяснения используется кукла матрешка.

Поговорим сейчас немножко
О кукле странной – о Матрешке
Посмотрите - вот она
И нарядна, и стройна,
Ей дана тайна древняя одна.
С виду она одинока,
Только очень толстобока.
Почему? Да потому,
Не покажет никому,
Что внутри она имеет.
Но вам поведает сейчас
Свой удивительный рассказ.
Как живут в ней много лет
Куклы, словно маков цвет.
Одинаковы, милы,
И румяны, и умны.
Мы сегодня на уроке
Не зря сказали о Матрешке.
Потому что там-то, в ней,
Могут жить слова.

Вот Матрешка – это мама
Всех детишек в ней сидящих,
Если маму звать ИГРУШКИ –
Значит, спрятались внутри –
Куклы, мячики, свистушки,
Там машины, погремушки,
И жучки, и паучки.
Только после мамы точно
Вы поставьте двоеточие.
Вот сейчас скажу вам я
Слово славное СЕМЬЯ.
Назовите сейчас хором
Кто же будет в ней, друзья?
Мама, папа и, конечно, я.

Сейчас мы с вами познакомились с обобщающим словом при однородных членах.

(Стр. 29, чтение правила)

Заполнение карточек схемами:

img7.jpg (15629 bytes)

Итак, что же вы узнали сегодня на уроке:

  1. Какие члены предложения называются однородными?
  2. В чем их особенность?
  3. Как связаны они в предложении? Какими союзами?
  4. Какие члены предложения могут быть однородными?
  5. Какие знаки препинания встречаются в предложениях с однородными членами?

Д/З Учебник (Т) § 21.