Цели урока: дать понятие об однородных членах предложения; понятие об обобщающем слове при однородных членах предложения; знакомство с повторяющимся союзом “И”, как средством соединения однородных членов предложения; правила пунктуации при однородных членах.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
II.
1. Знакомство с термином
Лекция – устное изложение учебного предмета.
2. Понятие об однородных членах предложения.
Сказка
Ветер как-то утром
На прогулку вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл ветвями,
пожурил мальчишек
И помчался дальше
Все быстрей и выше
В нашей речи очень часто встречаются предложения с несколькими членами, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части речи, выполняют одну и туже роль.
Стихотворение о теме урока
Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.
Запишите тему урока: “Однородные члены предложения”.
Давайте обобщим то, что вы сейчас услышали.
Запись в тетрадях:
- Зависят от одного и того же слова.
- Являются одинаковыми членами предложения.
- Находятся в сочинительных отношениях.
Запишите предложение из сказки.
Однородными могут быть все члены предложения.
А какие вы ещё знаете члены предложения?
III. Знаки препинания при однородных членах.
(Плакаты)
Во время лекции заполняются схемами заранее приготовленные карточки.
Учебник стр 28 § 21 (под редакцией В.В.Бабайцевой).
В саду растут яблоки, груши и сливы.
За окном то ли дождь, то ли снег.
Стр. 29 (правило) учебника.
IV. Творческая работа. Работа с телеграммами.
V. Обобщающее слово при однородных членах.
(Плакаты)
Для объяснения используется кукла матрешка.
Поговорим сейчас немножко
О кукле странной – о Матрешке
Посмотрите - вот она
И нарядна, и стройна,
Ей дана тайна древняя одна.
С виду она одинока,
Только очень толстобока.
Почему? Да потому,
Не покажет никому,
Что внутри она имеет.
Но вам поведает сейчас
Свой удивительный рассказ.
Как живут в ней много лет
Куклы, словно маков цвет.
Одинаковы, милы,
И румяны, и умны.
Мы сегодня на уроке
Не зря сказали о Матрешке.
Потому что там-то, в ней,
Могут жить слова.Вот Матрешка – это мама
Всех детишек в ней сидящих,
Если маму звать ИГРУШКИ –
Значит, спрятались внутри –
Куклы, мячики, свистушки,
Там машины, погремушки,
И жучки, и паучки.
Только после мамы точно
Вы поставьте двоеточие.
Вот сейчас скажу вам я
Слово славное СЕМЬЯ.
Назовите сейчас хором
Кто же будет в ней, друзья?
Мама, папа и, конечно, я.
Сейчас мы с вами познакомились с обобщающим словом при однородных членах.
(Стр. 29, чтение правила)
Заполнение карточек схемами:
Итак, что же вы узнали сегодня на уроке:
- Какие члены предложения называются однородными?
- В чем их особенность?
- Как связаны они в предложении? Какими союзами?
- Какие члены предложения могут быть однородными?
- Какие знаки препинания встречаются в предложениях с однородными членами?
Д/З Учебник (Т) § 21.