Цели:
1. Дать понятие лексического значения слова, учить работать со словарной статьёй;
2. Развивать навык работы со словарями, умение составлять и определять лексическое значение;
3. Воспитывать интерес, внимание к слову.
Оборудование: толковые словари, плакат " Страна Лексика".
Ход урока:
1. Инсценирование.
Ведущий: В классе было тихо. Вдруг Дима
услышал какие-то звуки. В классе кто-то
разговаривал. Присмотревшись, Дима увидел перед
собой три небольших существа.
- Кто вы?- слегка испугавшись, вскрикнул мальчик.
- Мы-лексы, жители планеты Лексика,-
произнёс стоящий впереди, медленно, по слогам,
расстягивая слова.- Меня зовут Чака, его Чоко, а её
- Чука. Я -командир нашего летающего корабля.
Они-мои коллеги.
- Коллеги? А это кто-коллеги?- спросил Дима.
- Об этом и о другом ты узнаешь чуть позже.
- А меня зовут…- начал было мальчик, но Чака
перебил его.
- Дима Двойкин. Верно?
- Верно,- удивился пятиклассник. Но откуда вы меня
знаете?
- Ялексы знают всё!- гордо сказал Чака.
- Ты, Дима Двойкин,- торжественно произнёс он,-
удостоился чести побывать на планете Лексика. На
нашей планете много диковенного и интересного.
Здесь ты узнаешь то, о чём и не подозревал ранее.
Вот, например слова. Они- строительный материал
языка. И каждое слово что-либо обозначает, то есть
имеет лексическое значение.
- Итак, путешествуем в страну Лексика.
Учитель: - Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и
последующих уроках.
- Что такое лексика? ( Лексис - греческое слово.)
Лексика- все слова языка, словарный запас языка.
- Мы с вами владеем определённым словарным
запасом. Давайте послушаем, как вы справились с
домашним заданием?
Учащиеся зачитывают свои сочинения.
- Какое сочинение самое яркое, запоминающее ( подвести итоги).
На улице зима настала,
Снег, что белый пух,
Кружится надо мною.
На улице белым-бело,
Кругом лишь снег.
И сижу, в окно гляжу.
И вижу лишь снежок.
Все дети радостно бегут на горку,
А горка вся в снегу
Нет ни следа
И вот сегодня начались холода.
- Но наша задача- как можно больше узнать слов, использовать их в речи. А задумывались ли вы сколько всего слов в русском языке? ( много)
Игра " Дежурная буква".
- А чтобы слово употреблять, надо не только его
знать, но и знать его лексическое значение. А что
это такое? ( ручка- это предмет для письма,
словарь- книга, где собраны слова русского языка).
- Лексическое значение- это то, что слово
обозначает.
- А где мы можем узнать лексическое значение
слова? ( в толковом словаре). А почему толковый?
- Существует много толковых словарей: ( выставка
словарей)
1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)
3. "Словарь русского языка" ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. "Словарь русского языка" С.И.Ожогов ( более 50000 слов)
5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах ( академический) , более 120000 слов
6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский
2. Сценка " Словарь В.Даля".
3 учащихся:
1. - Ира, привет. Что это ты так нагрузилась?
2. - Да, Надежда Григорьевна задание дала- написать
творческую работу о словаре Даля.
1. - Обыкновенный словарь. И чего учительница так
восхищалась: " Кладезь мудрости! Кладезь
мудрости".
2. - А я вот начал восполнять задание, открыл книгу
и увидел, что тут много интересного.
3. - Ну что может быть интересного в словаре? Куча
обыкновенных слов.
2. - Странно…Что же вы в таком случае в своих
работах написали?
1. (Открывает тетрадь.) - В толковом словаре В.И.Даля
собрано много слов. Они расположены по алфавиту,
ко многим словам в качестве примеров автор
подобрал пословицы, поговорки, и даже загадки:
" В воде родится, а воды боится". (Соль.)
3. - Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим
словарём, как кошка с котятами.
2. - Говоришь как кошка с котятами. А ведь это
выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение
слова " кошка". Что по-вашему, оно означает?
1. (Смеётся.) - Ну ты даёшь! Да кто же этого не
знает?
3. - Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
2. - А всё-таки?…
1. - Кошка-это домашнее животное.
2. - И только?
3. - А что же ещё?
2. - А ведь Владимир Иванович Даль даёт 9 толкований
слова " кошка" ( открывает книгу). Это и
домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И
снаряд для осмотра выбоин в орудиях.. И кожаный
кошелёк, который носят на поясе. А ещё плетёнка с
несколькими хвостами, коса на взморье или отмель,
рыбачий сачок, растение, игра.
1. (Задумчиво.) - Да… А что там ещё про эту кошку?
2. - Пословицы: " Рано пташка запела, как бы кошка
не съела", " Знай кошка своё лукошко", "
Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть".
3. (Тоже заглядывает в книгу.) - Тут и загадка про
кошку есть: " Две ковырки, две подковырки, один
вертун, два войка, третья маковка"
1. (Присоединяется к ним.) - А теперь отгадайте,
что это: " Белая кошка лезет в окошко?" ( 2 и 3
молчат). Свет! Вот ещё одна: " Сидят три кошки,
против каждой кошки две кошки, много ли всех?"
2 и 3 вместе: " - Три!"
1. - А что ты ещё о Дале знаешь?
2. - Владимир Иванович Даль был моряком, врачом,
писателем, натуралистом. Он плавал по морям,
воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести,
делал сложные хирургические операции, написал
для школьников учебники " Ботаника" и "
Зоология".
1. - С детства Даль любил, по его собственному
признанию, " копаться над какой-нибудь ручной
работой": он умел сколотить табурет и выточить
на станке шахматы, построить модель корабля и
изготовить тончайшие украшения из стекла. Но где
бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он
прислушивался к речи людей- крестьян (
ремесленников, солдат)
3. - Идут годы, десятилетия. Многое в жизни
изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли,
другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы
открываем замечательную книгу- " Толковый
словарь живого великого русского языка" и с
благодарностью вспоминаем его автора- Владимира
Ивановича Даля, человека, который собирал слова
Игра: составь слова - великорусский.
3. Работа с учебником.
Чтение (страница 40, запись плана словарной статьи в тетради)
1. Записать слово, поставить ударение
2. Указать окончание родительного падежа, род
3. Определить лексическое значение слова
4. Составить с данным словом словосочетание или предложение.
4. Самостоятельная работа - составление словарной статьи.
1 вариант: Отвага
2 вариант. Радуга.
Каковы пути определения значения слова?
1. Подбор синонимов,
2. Описание явления предмета признака
3. Запись вывода в тетради.
5. Работа с толковым словарём.
Зачитать толкование любого слова и определить, каким путём дано толкование.
6. Устная работа со словарными статьями.
1. Ель, и , ж. Хвойное вечно зелёное дерево с кроной конусообразной формы.
2. Жалость, ж.р. Сострадание, соболезнование. Сделать что-то из жалости.
Что пропущено в данных словарных статьях?
7. Подведение итогов урока по вопросам, записанным на доску.
- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как можно определить лексическое значение слова?
- В каком словаре даётся. толкование значения слова?
Назвать слова по их лексическому значению
Тот, кто работает в шахте - (шахтёр)
Тот, кто учит детей- (учитель)
Тот, кто учится на отлично- (отличник)
Здание, где учатся школьники- (школа)
Каким способом дано толкование значения слова?
Дать толкование лексического значения слова и определить способ.
Мужественный, лесоруб, огромный, вратарь, космонавт, пылесос, луноход.
8. Домашнее задание.
Найти и выписать лексическое значение двух
слов: коллега и корреспондент.
Учебник Р.И.Альбетковой " Русская
словесность", 5 класс.