1 ученик:
Здравствуй, юность! Будущее, здравствуй!
Знаний мир открыт перед тобой.
Этот мир, чудесный и прекрасный,
Связан навсегда с твоей судьбой.
2 ученик:
Это – нерешённые задачи,
Тайны неизведанных дорог.
Это – неудачи…и удачи,
Это – путь открытий и тревог.
Это – не прочтённые страницы,
Новые орбиты звёздных трасс.
Это всё, что может воплотиться
В недалёком времени для нас!
3 ученик:
Пусть не всё известно нам заранее
И подчас подъём бывает крут…
Нам всегда во всём помогут знания.
Нам всегда во всём поможет труд!
Ведущая:
Сегодня мы отправляемся с вами в
познавательное путешествие во дворец Знаний.
Его девизом станут слова: “Знание – броня от
всех бед”.
Участвуют в игре две команды, которые покажут не
только свои знания по русскому языку, но и
представят свой ум, смекалку, сообразительность,
мышление и внимание. А ориентироваться мы будем
по звёздам, каждая из которых и определит этапы
нашей игры.
За каждый благополучно пройденный
этап команда будет получать звезду, которая
будет освещать нам дорогу. А у ворот дворца
Знаний они помогут разгадать слова – пропуск во
дворец, т.е. чем больше звёзд, тем больше шансов на
победу.
Помочь провести игру мы пригласили компетентное
жюри, которые будут судить честно и справедливо.
Вручать звёзды за верные ответы будет Магистр
Знаний, а следить за временем станет Хранитель
Времени.
Итак, прежде чем отправиться в дорогу,
познакомимся с командами.
Приглашаем команду 6-го класса “Всезнайки” и
команду 7-го класса “Умник и умницы”
Команды, поприветствуйте друг друга!
“Всезнайки”:
Пускай острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!
“Умник и умницы”:
Соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней!
Итак, в путь!
1 этап: “Словарная эстафета”
Каждая команда должна составить за 1 мин как можно больше слов из букв, записанных в звезду.
Примечание: болельщики тоже составляют слова. 5 жетонов, набранных за время игры, равны 1 звезде для команды, за которую болеют.
Проверка: команды по очереди читают слова. Команда, последней назвавшая слово, (без повторов) получает звезду.
2 этап: “Созвездие смекалистых”
Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Кто раньше составит?
Ответ: Язык – река, которая течёт и меняется.
Ведущая:
Куда направлено её течение? Чем оно обусловлено? На эти и другие вопросы отвечает Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891) в своём исследовании “Из записок по русской грамматике”. Его жизнь была бедна внешними событиями. В течение многих лет он читал лекции в Харьковском университете. Создал харьковскую научную школу – особое направление в филологии.
Но внутренняя его жизнь была необычайно богата: непрестанные поиски научной истины, цепь открытий, построение общей теории языка.
Родным языком Потебни был украинский; на украинский язык он переводил стихи поэтов античности. В своих исследованиях он использовал факты не только русского языка, но и украинского, белорусского, польского, чешского, болгарского, литовского, латышского, немецкого и других языков. Лекции он читал на русском языке, работы свои писал по-русски. Постоянной мыслью его был русский язык. [1.с.16]
3 этап: “Тёмная лошадка”
Угадайте, кто поможет нам преодолеть
следующий этап.
О каком великом человеке рассказывают нам
Некрасов и Тютчев в своих стихотворных строках?
...Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик...
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
(Н.А.Некрасов) [2.с.58]
...Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему...
(Ф.И.Тютчев) [2.с.57]
Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Ведущая:
В 1755г он создал первую подлинную научную грамматику русского языка. В ней были даны правила правописания. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики.
Поэтому именно он будет задавать вопросы на знания теории русского языка. Отвечать команды должны быстро и чётко, за 1 мин нужно ответить на 10 вопросов. Жюри подсчитывает верные ответы.
Вопросы 6-му классу:
- Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)
- Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)
- Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
- Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
- Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
- Часть слова без окончания. (Основа)
- Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
- Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
- Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
Вопросы 7-му классу:
- Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)
- Слова, близкие по значению, но разные по написанию. (Синонимы)
- Что есть у дерева в лесу, и у слова “дерево” на бумаге? (Корень)
- Изменение имени по падежам. (Склонение)
- Она может стоять перед корнем. (Приставка)
- Член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (Обстоятельство)
- Предложение без второстепенных членов. (Нераспространённое)
- Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
- Слово, имеющее несколько значений. (Многозначное)
Какая команда лучше знает теорию? (Вручение звезды)
4 этап: “Счастливый сектор”
Вращаем барабан с цифрами. Чем больше очков выпадет на секторе для вашей команды, тем легче задание получите.
Ведущая: Хорошо известно, что в русском языке есть устаревшие слова. Именно им посвящено задание:
- (у кого больше очков)
- (у кого меньше очков)
Сопоставьте слова из левой колонки с подобными им по смыслу из правой.
Вор Сливки Возлюбленная Подросток Иностранец Солнце Ягнёнок Жизнь Приём пищи |
|
Объясните значение устаревших слов.
Челядь, мурава, кутья, туесок, чело, ходики, авоська, дружина.
Ведущая: Пока команды работают, объявляем конкурс для болельщиков.
Какие фразеологические сочетания зашифрованы в вопросе?
- Под каким светилом и в какой одежде рождён удачливый человек? (Под счастливой звездой; в рубашке родился)
- С какой частью тела сравнивают очень одинокого человека? (Один как перст)
- Весь ли глаз берегут, охраняя очень ценную вещь? (Беречь как зеницу ока)
- Какое животное нужно съесть человеку, чтобы доказать, что он очень хорошо разбирается в данном деле? (На этом деле собаку съел)
- На что дышит человек, которому недолго осталось жить? (На ладан дышит)
- Что надо испортить на лице, чтобы крепко запомнить что-либо? (Заруби себе на носу)
5 этап: “Задание для внимательных”
Очень часто приходится выполнять работу, которая требует сосредоточенного внимания.
Наш следующий конкурс приглашает по 1 человеку от команды. Проверим, насколько они внимательны.
Нужно очень быстро найти и назвать все буквы алфавита по порядку.
Кто сделает это за меньшее время, получает звезду.
6 этап: “Торопись, но не ошибись”
Нужно за 2 мин разгадать как можно больше шарад из 8 предложенных на звёздах. Ответы записываете на листок, который сдадите в жюри.
Шарады:
1. Когда я с Д, меня сорвут,
Когда я с Т, на мне плывут. (Плод-плот)
2. Шина – а + ель = ? (Шинель)
3. С + спрятанные ценности = ? (Склад)
4. С глухим согласным она траву срезает,
Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)
5. Я – небольшая часть лица
Но если ты прочтёшь меня с конца,
Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон)
6. Его зимой в полях найдёшь,
Он снег метёт – не видно свету
Но букву слева зачеркнёшь,
И превратится он в планету. (Буран – Уран)
7. Мой первый слог есть на лице
Второй есть у оленя,
Соедини их гласной,
Получишь зверя. (Нос, рог – носорог)
8. С третьей буквой алфавита
Я больных лечу,
А с четвёртой
Я весной прилечу. (Врач – грач)
Ведущая: Конкурс болельщиков.
Придумай слово: цифра обозначает порядковый номер буквы в слове. (на карточках)
Например: 7Д – хоровод 5Т (молоток и др.) 4Р (кедр) 5Е (размер) 4Ь (пельмень) 3Х (бахрома)
(Команды получают последнюю звезду. Болельщики обменивают 5 жетонов на одну звезду для команды.)
Итог игры.
Ведущая: Мы благополучно добрались до дворца Знаний. (Рис. 5)
Но ворота закрыты на замок, а шифр нам не известен. Но у вас есть ваши звёзды, которые помогут открыть любой замок. Можно открыть столько букв в слове, сколько звёзд заработала команда.
Первой открывает слово команда, у которой больше ключей.
6-й класс.
Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда XIX века, который занимался изучением родственных языков. В учении о частях речи разграничил морфологические и синтаксические признаки. В 1863 году издал учебник “Историческая грамматика русского языка”
(Фёдор Иванович Буслаев)
7-й класс
Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда конца XIX–начала XX века. Он занимался исследованием русских народных говоров. Большой вклад внёс в изучение синтаксиса. Его наработки были опубликованы в двух книгах “Синтаксис русского языка”
(Алексей Александрович Шахматов)
Ведущая:
Обе команды попали во дворец Знаний. Это доказывает, что все мы хорошо поработали в течение этого часа. Особое спасибо болельщикам, которые помогали командам преодолеть столь сложный путь, принеся им свои звёзды.
Итак, друзья, пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Используемая литература:
- В.Медведев “Александр Афанасьевич Потебня”, газета “Русский язык” (приложение к газете “Первое сентября”) № 19, май 2000г
- Ломоносов М.В. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1985.