Познавательно-развлекательная игра "По дороге к знаниям"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


1 ученик:

Здравствуй, юность! Будущее, здравствуй!
Знаний мир открыт перед тобой.
Этот мир, чудесный и прекрасный,
Связан навсегда с твоей судьбой.

2 ученик:

Это – нерешённые задачи,
Тайны неизведанных дорог.
Это – неудачи…и удачи,
Это – путь открытий и тревог.
Это – не прочтённые страницы,
Новые орбиты звёздных трасс.
Это всё, что может воплотиться
В недалёком времени для нас!

3 ученик:

Пусть не всё известно нам заранее
И подчас подъём бывает крут…
Нам всегда во всём помогут знания.
Нам всегда во всём поможет труд!

Ведущая:

Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие во дворец Знаний.
Его девизом станут слова: “Знание – броня от всех бед”.
Участвуют в игре две команды, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание. А ориентироваться мы будем по звёздам, каждая из которых и определит этапы нашей игры.

Рис. 1

За каждый благополучно пройденный этап команда будет получать звезду, которая будет освещать нам дорогу. А у ворот дворца Знаний они помогут разгадать слова – пропуск во дворец, т.е. чем больше звёзд, тем больше шансов на победу.
Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которые будут судить честно и справедливо.
Вручать звёзды за верные ответы будет Магистр Знаний, а следить за временем станет Хранитель Времени.
Итак, прежде чем отправиться в дорогу, познакомимся с командами.
Приглашаем команду 6-го класса “Всезнайки” и команду 7-го класса “Умник и умницы”
Команды, поприветствуйте друг друга!

“Всезнайки”:

Пускай острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

“Умник и умницы”:

Соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней
И наша дружба вместе с ней!

Итак, в путь!

1 этап: “Словарная эстафета”

Каждая команда должна составить за 1 мин как можно больше слов из букв, записанных в звезду.

Рис. 2

Примечание: болельщики тоже составляют слова. 5 жетонов, набранных за время игры, равны 1 звезде для команды, за которую болеют.

Проверка: команды по очереди читают слова. Команда, последней назвавшая слово, (без повторов) получает звезду.

2 этап: “Созвездие смекалистых”

Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Кто раньше составит?

Рис.3

Ответ: Язык – река, которая течёт и меняется.

Ведущая:

Куда направлено её течение? Чем оно обусловлено? На эти и другие вопросы отвечает Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891) в своём исследовании “Из записок по русской грамматике”. Его жизнь была бедна внешними событиями. В течение многих лет он читал лекции в Харьковском университете. Создал харьковскую научную школу – особое направление в филологии.
Но внутренняя его жизнь была необычайно богата: непрестанные поиски научной истины, цепь открытий, построение общей теории языка.
Родным языком Потебни был украинский; на украинский язык он переводил стихи поэтов античности. В своих исследованиях он использовал факты не только русского языка, но и украинского, белорусского, польского, чешского, болгарского, литовского, латышского, немецкого и других языков. Лекции он читал на русском языке, работы свои писал по-русски. Постоянной мыслью его был русский язык. [1.с.16]

3 этап: “Тёмная лошадка”

Угадайте, кто поможет нам преодолеть следующий этап.
О каком великом человеке рассказывают нам Некрасов и Тютчев в своих стихотворных строках?

...Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик...
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
             (Н.А.Некрасов) [2.с.58]

...Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему...
            (Ф.И.Тютчев) [2.с.57]

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

Ведущая:

В 1755г он создал первую подлинную научную грамматику русского языка. В ней были даны правила правописания. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики.
Поэтому именно он будет задавать вопросы на знания теории русского языка. Отвечать команды должны быстро и чётко, за 1 мин нужно ответить на 10 вопросов. Жюри подсчитывает верные ответы.

Вопросы 6-му классу:

  1. Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)
  2. Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)
  3. Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
  4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
  5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
  6. Часть слова без окончания. (Основа)
  7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)
  8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
  9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
  10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопросы 7-му классу:

  1. Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)
  2. Слова, близкие по значению, но разные по написанию. (Синонимы)
  3. Что есть у дерева в лесу, и у слова “дерево” на бумаге? (Корень)
  4. Изменение имени по падежам. (Склонение)
  5. Она может стоять перед корнем. (Приставка)
  6. Член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? (Обстоятельство)
  7. Предложение без второстепенных членов. (Нераспространённое)
  8. Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис)
  9. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
  10. Слово, имеющее несколько значений. (Многозначное)

Какая команда лучше знает теорию? (Вручение звезды)

4 этап: “Счастливый сектор”

Вращаем барабан с цифрами. Чем больше очков выпадет на секторе для вашей команды, тем легче задание получите.

Ведущая: Хорошо известно, что в русском языке есть устаревшие слова. Именно им посвящено задание:

    1. (у кого больше очков)
    2. Сопоставьте слова из левой колонки с подобными им по смыслу из правой.

    Вор

    Сливки

    Возлюбленная

    Подросток

    Иностранец

    Солнце

    Ягнёнок

    Жизнь

    Приём пищи

    Живот

    Отрок

    Трапеза

    Ярило

    Вершки

    Тать

    Агнец

    Немец

    Зазноба

  1. (у кого меньше очков)

Объясните значение устаревших слов.

Челядь, мурава, кутья, туесок, чело, ходики, авоська, дружина.

Ведущая: Пока команды работают, объявляем конкурс для болельщиков.

Какие фразеологические сочетания зашифрованы в вопросе?

  1. Под каким светилом и в какой одежде рождён удачливый человек? (Под счастливой звездой; в рубашке родился)
  2. С какой частью тела сравнивают очень одинокого человека? (Один как перст)
  3. Весь ли глаз берегут, охраняя очень ценную вещь? (Беречь как зеницу ока)
  4. Какое животное нужно съесть человеку, чтобы доказать, что он очень хорошо разбирается в данном деле? (На этом деле собаку съел)
  5. На что дышит человек, которому недолго осталось жить? (На ладан дышит)
  6. Что надо испортить на лице, чтобы крепко запомнить что-либо? (Заруби себе на носу)

5 этап: “Задание для внимательных”

Очень часто приходится выполнять работу, которая требует сосредоточенного внимания.

Наш следующий конкурс приглашает по 1 человеку от команды. Проверим, насколько они внимательны.

Нужно очень быстро найти и назвать все буквы алфавита по порядку.

Рис. 4

Кто сделает это за меньшее время, получает звезду.

6 этап: “Торопись, но не ошибись”

Нужно за 2 мин разгадать как можно больше шарад из 8 предложенных на звёздах. Ответы записываете на листок, который сдадите в жюри.

Шарады:

1. Когда я с Д, меня сорвут,
    Когда я с Т, на мне плывут. (Плод-плот)
2. Шина – а + ель = ? (Шинель)
3. С + спрятанные ценности = ? (Склад)
4. С глухим согласным она траву срезает,
    Со звонким – листья объедает. (Коса – коза)
5. Я – небольшая часть лица
    Но если ты прочтёшь меня с конца,
    Во мне увидеть можно что угодно. (Нос-сон)
6. Его зимой в полях найдёшь,
    Он снег метёт – не видно свету
    Но букву слева зачеркнёшь,
    И превратится он в планету. (Буран – Уран)
7. Мой первый слог есть на лице
    Второй есть у оленя,
    Соедини их гласной,
    Получишь зверя. (Нос, рог – носорог)
8. С третьей буквой алфавита
    Я больных лечу,
    А с четвёртой
    Я весной прилечу. (Врач – грач)

Ведущая: Конкурс болельщиков.

Придумай слово: цифра обозначает порядковый номер буквы в слове. (на карточках)

Например: 7Д – хоровод 5Т (молоток и др.) 4Р (кедр) 5Е (размер) 4Ь (пельмень) 3Х (бахрома)

(Команды получают последнюю звезду. Болельщики обменивают 5 жетонов на одну звезду для команды.)

Итог игры.

Ведущая: Мы благополучно добрались до дворца Знаний. (Рис. 5)

Рис. 5

Но ворота закрыты на замок, а шифр нам не известен. Но у вас есть ваши звёзды, которые помогут открыть любой замок. Можно открыть столько букв в слове, сколько звёзд заработала команда.

Первой открывает слово команда, у которой больше ключей.

6-й класс.

Рис. 6

Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда XIX века, который занимался изучением родственных языков. В учении о частях речи разграничил морфологические и синтаксические признаки. В 1863 году издал учебник “Историческая грамматика русского языка”
(Фёдор Иванович Буслаев)

7-й класс

Рис. 7

 Здесь зашифрована фамилия учёного-языковеда конца XIX–начала XX века. Он занимался исследованием русских народных говоров. Большой вклад внёс в изучение синтаксиса. Его наработки были опубликованы в двух книгах “Синтаксис русского языка”
(Алексей Александрович Шахматов)

 Ведущая:

Обе команды попали во дворец Знаний. Это доказывает, что все мы хорошо поработали в течение этого часа. Особое спасибо болельщикам, которые помогали командам преодолеть столь сложный путь, принеся им свои звёзды.

Итак, друзья, пришла пора проститься
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.

Используемая литература:

  1. В.Медведев “Александр Афанасьевич Потебня”, газета “Русский язык” (приложение к газете “Первое сентября”) № 19, май 2000г
  2. Ломоносов М.В. Стихотворения. – М.: Сов. Россия, 1985.