Эпиграф к уроку:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.И.А Бунин
Цель урока:
помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;
учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.
Определение внутренней готовности к работе.
На доске - картинки, обозначающие различные состояния души: приподнятое, подавленное, агрессивное, готовность к сотворчеству.
Задание детям: Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.
Рис. 1
А Б В Г Д Е Ж
Мотивация предстоящей деятельности:
Посмотрим в словаре С. И. Ожегова, какие значения есть у слова “слово”. Их девять! Но нас сегодня будет интересовать первое значение- единица языка, называющая отдельное понятие, и пятое- речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.
Слова бывают очень разными. Например, “добрые слова”, какие эмоции вызывают? А “понять друг друга с полуслова”? “Я вас лишаю слова”? А что значит “пустословие”?
Мы не будем говорить попусту, не будем лишать собеседников слова. Мы постараемся доставить радость словами себе и окружающим и, я уверена, сумеем понять друг друга с полуслова. Напишите на своих листах слово “Слово”. Это заголовок нашей будущей работы. О чем будет это Слово, мы сейчас узнаем. Но для начала эмоционально настроимся на эту работу. Ребята прочтут стихотворение, а вы выпишете одно ключевое слово, которое вам понравится больше других.
Чтение стихотворения Льва Болеславского “Слова”.
До речи родимой дотронусь-
И музыку на сто ладов!
Весеннее слово — влюбленность.
И есть еще краше — любовь.Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово — приятель,
И есть еще радостней — друг.Бежит под зеленой косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово — тропинка,
Но слово просторное — путь.В рабочем нетихнущем гуде,
Я слышу, как Завтра встает.
Есть слово высокое — люди,
И есть еще выше — народ.
Исследование художественного слова (беседа с учащимися):
Какие слова вы выписали?
С помощью каких изобразительных средств автор смог передать свои чувства?
Эпитеты: весеннее слово, веселое слово, радостное слово, просторное слово, высокое слово.
Выпишите те эпитеты, которые подходят к вашему слову. Подберите по два-три своих эпитета. Что вы записали?
Ребята, можно ли назвать нашу работу словесной живописью? А какие еще нам понадобятся изобразительно-выразительные средства для нашей словесной живописи? Сравнения, метафоры. Подберите образное сравнение к вашему слову.
Создание художественной миниатюры.
На столе - листочки с крылатыми выражениями о дружбе, любви, народе (приложение 1). Выберите понравившиеся вам и перепишите одно-два себе на листочки. Почему вы выбрали эти слова?
О чем будет ваше Слово? Какую идею вы будете развивать в нем? Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. На выполнение работы дается 5-7 минут.
Чтение работ (приложение 2).
Вы написали великолепные слова. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием друг друга.
Приложение 1.
Раздаточный материал.
О любви.
- Люблю отчизну я. М. Ю. Лермонтов.
- Люблю грозу в начале мая. Ф. И. Тютчев.
- Люблю весь мир.
- Любимая мамочка.
О дружбе.
- Друзья мои, прекрасен наш союз! А. С. Пушкин.
- Друзья познаются в беде.
- Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
- Одни поддельные цветы дождя боятся. И. А. Крылов.
О народе.
- Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов.
- Народ – это люди, это я.
- Человек - это звучит гордо. М. Горький.
- Талантлив русский народ!
Приложение 2.
Работы учащихся.
Слово о народе.
Народ – высокое слово. Народ – это люди, это я. Русский народ могуч и непобедим. Русская земля вырастила многих удивительных, талантливых людей. Народ напоминает огромное пшеничное поле, которое состоит из множества золотых колосьев. Каждый колосок - это человек, гражданин. Еще поэт Некрасов утверждал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Я люблю мою Родину и мой народ.
Ивасих Валерия
Слово о любви.
Любовь – весеннее, солнечное слово. Ведь любовь – это жизнь, а весной все просыпается, оживает.
Любовь огромна, как Вселенная, как бескрайний океан. Многим нравится купаться в нем.
Любовь велика, ведь в ней умещается и мама, и Родина, и гроза в начале мая, и весь мир!
Зайцев Евгений.
Слово о друге.
Друг – веселое, радостное слово. Друг – это плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Дружбы достоин только тот, кто сам надежен и верен. Настоящая дружба длится годами и никогда не кончается. А. С. Пушкин дружил с лицейскими товарищами Пущиным и Кюхельбекером всю жизнь. Он очень здорово сказал об этом: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”
Жевлаков Константин.
Слово о любви.
Любовь… Какое чудесное слово! Оно звучит так нежно. Любовь – прекрасный цветок, он тянется к солнцу, а солнце – родной и близкий человек – мама. Любовь – чудесная белая птица, летящая в небо, а небо – родина. Мы любим родных и друзей, отечество и народ, и любовь наша бесконечна. Ее хватит на всех!
Я люблю природу:
Снег и холода,
Ясную погоду,
Села, города.
И родных, и близких,
И своих друзей…
Что бы ни случилось,
Нет любви нежней!
Гладких Дарья.