Необходимость включения элементов развивающего обучения в традиционный урок русского языка возникла в связи с внедрением в образовательный процесс развивающих технологий.
Перед учителем, получившим класс, обучавшийся в начальной школе по системе развивающего обучения Занкова Л.В., основной задачей в процессе обучения является обеспечение индивидуального развития обучающихся, их познавательной активности, творческой самостоятельности.
Вопросы преемственности подобного рода находятся в стадии разработки, а урок в таком классе должен принципиально отличаться от традиционного урока: учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность.
Задача учителя – вызвать у учащихся как можно больше положительных эмоций, связанных с процессом обучения.
Условием реализации этой задачи является увеличение количества творческих заданий, заданий познавательного характера.
Следует отметить особенности урока: гибкая структура, отход от стандартной последовательности.
В данных материалах представлен урок русского языка, проведенный в 6–м классе традиционной системы обучения, построенный по технологии развивающего обучения.
Урок по русскому языку в 6–м классе (традиционная школа)
Тема: “Безличные глаголы”
Цели:
Обучающие:
- Ознакомление учащихся с понятием “безличный глагол”, с лексическими группами безличных глаголов.
- Совершенствование умения находить грамматическую основу предложения.
- Обучение конструированию предложений с безличными глаголами.
Развивающие:
- Формирование умения отличать безличные глаголы от личных, находить безличные глаголы в предложении и тексте, определять их синтаксическую роль.
- Развитие умения оценивать результаты выполненных действий, обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы, определять закономерности.
Воспитательные:
- Развитие культуры речи учащихся, культуры ответа.
- Развитие творческого воображения учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: учебники, тетради, оформленная доска, чистые листы бумаги на каждого ученика
Ход урока:
- Организационный момент
- Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:
Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.(Учащиеся предполагают, что это глагол)
Учитель – Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.
(Учащиеся называют признаки глагола, приводят примеры)
Учитель – Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему? (Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы).
Учитель – Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.
Итак, выполняем первое задание.
На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.
Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.
Учитель – На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.
(В ходе обсуждения выделяются две группы:
- предложения с обоими главными членами
- предложения с одним главным членом).
Учитель – Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)
Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили?
(Главный член предложения один, это сказуемое).
Учитель – А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях?
(Его нет и не нужно).
Учитель: – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).
Учитель: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место. Давайте еще раз дадим определение безличных глаголов.
Учитель – А как можно изобразить безличный глагол? Перед вами чистые листы бумаги (небольшие квадраты) изобразите безличный глагол так, как вы его представляете, а потом мы выберем самый удачный вариант. (Как правило, большинство учащихся рисует овал лица человека без глаз, рта и т.д., но могут быть и другие варианты).
Учитель – Итак, с работой справились, молодцы. Рисунки далеко не убираем, они нам еще потребуются. А сейчас еще одно задание: безличные глаголы спрятались в предложениях (предложения записаны на доске). Игра “Кто зоркий?”. Зоркий тот, кто распознает в предложениях безличные глаголы. Для этого используем наши рисунки. Прикрепите свой рисунок рядом с предложением, где прячутся безличные глаголы (первым к доске выходит тот, кто быстрее всех поднял руку). В это время те, кто остался на своих местах, подчеркивают грамматическую основу предложения. Учащиеся у доски должны доказать, что в предложениях, которые они отметили, действительно есть безличный глагол.
Пахло милым тлением осени.
Подморозило и воздух стал свежим.
Веет с поля ночная прохлада.
В одну минуту дорогу занесло.
Учитель – Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное).
Учитель – Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили? (Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).
Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).
Учитель : – Запишите самостоятельно по два предложения с безличными глаголами в форме прошедшего времени. Теперь работаем с учебником (упр. 166, 167).
- Заключительный этап урока (обобщение материала).
- Домашнее задание по выбору:
Работа по группам.
Более сильные учащиеся составляют вопросы и задания по изученной теме самостоятельно, группа более слабых учащихся работает с материалом учебника (теория). Затем учащиеся 1 группы задают вопросы учащимся второй группы.
- Написать сочинение–миниатюру на одну из тем:
1) “Идет волшебница–зима”
2) “День чудесный” - Упражнение 169 (письменно).
Примечания:
(Класс работает по учебной программе и по учебникам под редакцией Бабайцевой В.В.)
(Предполагаемые ответы учащихся в тексте заключены в скобки)