Цели:
- уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая
- между ними существует;
- учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи;
- развивать речь, обогащать словарный запас,
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- на доске карточки со словами “НАРЕЧИЕ – ПРИГЛАГОЛИЕ”;
- - карточки с ребусами;
- на DVD отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев”;
Введение в тему урока:
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое написала ваша ровесница Эля Куклина, и
подумайте, какие слова привлекли внимание юной поэтессы:
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад,
Слово “высоко” произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если скажешь слово ты “темно” -
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь “ароматно” ты –
Тут же вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво” -
Пред тобою сразу вся Россия!
Какие же слова привлекли маленькую поэтессу?
Что это за слова? Что у них общего?
Что такое наречие? (Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия)
Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы будем говорить о наречиях и о разрядах наречий по значению.
НАРЕЧИЕ – слово очень старое.
В древнерусском языке оно обозначало язык, слово, вопрос, вещи.
А древние римляне называли наречие ПРИГЛАГОЛИЕМ.
Как вы думаете почему? (Наречие используется только вместе с глаголом)
Упражнение в определении разрядов наречий по значению:
распределить наречия в столбики по разрядам
место действия | время действия | образ действия |
оттуда | давно | прямо |
сзади | поздно | легко |
издалека | вчера | весело |
утром | красиво |
отгадать ребусы, определить разряд наречий:
а) (РЯДОМ)
б)
(ВНИЗУ)
в)
(ВОКРУГ )
Знакомство с новыми наречиями.
Сказка “Кто важнее”. Инсценирование детьми.
В царстве частей речи было много замков. Один из них принадлежал наречиям.
Наречия любили поспорить друг с другом, кто важнее.
- Я, - говорит одно наречие, - могу прыгать по-заячьи.
- А стоит подставить меня, - хвастается другое, - так сразу все исполнится. А ты когда собираешься помогать людям? – обращается оно к наречию, сидящему в мягком кресле.
- Когда-нибудь, - лениво отвечает то.
- А я очень люблю вредить всем, - растягивая слова, вставляет наречие Еле-еле. Стоит меня подставить, так все делается медленно.
- И я тоже! – крикнуло наречие Кое-как. – Стоит мне встать рядом с глаголом, как все дело портится.
И вдруг погас свет. Все стали сталкиваться, падать, возмущаться. Кто-то крикнул:
- Где же наречие Ярко?
- Почему оно нам не поможет? – подхватили другие.
- А зачем я вам? – спросило наречие Ярко. – Ведь вы все-все можете. Вы же важнее всех.
Наречия покраснели. Стыдно им стало за свое хвастовство.
А наречие Ярко подошло к глаголу Светит, и все стало по прежнему.
Только никто уже больше не хвастался.
- составить и записать предложение с одним из наречий, которые встретились в сказке.
Физминутка.
Выполняем действия, характеризуя их наречиями.
руки поднять (как?) высоко | идем (как?) легко |
развести (как?) широко | (как?) быстро |
опустить (как?) низко | (как?) по-медвежьи |
хлопаем (как?) тихо | дуем (как?) сильно |
(как?) громко | (как?) слабо |
6. Работа над развитием речи.
- заменить в предложении фразеологизм наречием, записать наречие, выделить основу.
- Из школы Игорь шел черепашьим шагом. (медленно)
- Пятерок в моем дневнике кот наплакал. (мало)
- Сегодня мне пришлось встать чуть свет. (рано)
- От остановки до нашей школы рукой подать.(близко)
- В автобусе сегодня яблоку негде было упасть.(тесно)
- посмотреть отрывок из мультипликационного фильма “Двенадцать месяцев” и
- охарактеризовать происходящее с помощью словосочетаний глагол + наречие (например: горит ярко, говорит капризно, ругаются громко и т.д.)
Проверочная работа.
1) услышать в предложении наречие, выписать словосочетание гл.+н., определить разряд наречия по значению.
- Русалочка подплыла к краю близко.
- Сегодня удача улыбается мне.
- Принца Эрика волна легко выплеснула на берег.
- Сердце принца часто забилось.
2) взаимопроверка
Итог.
- Какие новые наречия узнали на уроке?
- Как иначе можно назвать наречие?
- Чем отличается наречие от других частей речи?
Домашнее задание.
По выбору:
- выписать из любого произведения 6 предложений с наречиями;
- написать сочинение “На уроке”, используя наречия.