Ход урока
Оборудование: запись на доске для “Разминки”, таблицы “Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и – е”, “Степень сравнения наречий и наречия состояния”.
1. “Разминка”
Определить часть речи. У доски два ученика. Один загадывает часть речи, другой задаёт три вопроса и отгадывает её.
Имя существительное | Наречие | Союз |
Имя прилагательное | Деепричастие | Предлог |
Причастие | Частица |
Местоимение
Глагол
(Например. 1. Это самостоятельная часть речи? 2. Изменяемая ли часть речи? 3. Изменяется по родам?)
2. - Какую часть речи мы сейчас изучаем? (Наречие).
- Что вы знаете о наречии? (Неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, признак признака, признак предмета, имеет степень сравнения, есть наречия состояния)
3. Coобщение цели урока учащимся.
- На основе повторенного вами дома материала о написании НЕ с различными частями речи вы сегодня самостоятельно сформулируете правило слитного и раздельного написания не с наречиями на - о, - е, начнёте отрабатывать умение выбирать правильное написание не с наречиями.
4. Словарная диктовка с комментированием.
Говорил неправду, немигающий взгляд, нестерпимый зной, не проверив работу, ещё не сделанные чертежи, неверное суждение, не правда, а ложь, неширокая, а рыбная река, далеко не зрелое яблоко, совершенно неисследованная местность, не голубое небо, не кожаные ботинки, правый берег не круче левого, не был в школе.
- Сделайте вывод о написании НЕ с глаголом, деепричастием, существительным, прилагательным, причастием.
5. А теперь проанализируем примеры слитного и раздельного написания наречий на – о, -е.
Работа с таблицей “Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на – о, - е”.
Нелепо | Не весело, а грустно |
Недоумевающе | Не много, а мало |
Невесело | Далеко не интересно |
Немного | Отнюдь не близко |
Совершенно неинтересно
Крайне невыгодно
- На написание какой части речи похоже написание НЕ с наречиями на – о, -е?
Самостоятельно сформулируйте правило. А теперь прочитаем правило в учебнике. Какие неточности в правиле? (Слово “совсем” имеет два значения: 1 совершенно, очень. 2 отнюдь, никоим образом. Совсем неинтересно. Совсем не легко зимой птицам).
6.Анализ таблицы “Степень сравнения наречий и наречия состояния” (заглавие таблицы пока закрыто)
Не громче | не надо |
Не быстрее | не нужно |
Не выше | не жаль |
Не ниже | не страшно |
Не веселее | не стыдно |
Не мягче | не слышно |
-В чём особенность этих наречий? (Это наречия в сравнительной степени и наречия состояния, с ними не пишется раздельно)
7. Работа в группах. Составление алгоритма “ Не с наречиями”
1.Определяю часть речи. (Наречие)
2.Употребляется ли без не?
Да | Нет |
Пишу слитно (нелепо) |
3.Есть ли в предложении противопоставление однородных членов?
Нет | Да |
Пишу раздельно (не весело, а грустно) |
4.Являются ли эти слова наречиями состояния или стоят в сравнительной степени?
Нет | Да |
Пишу раздельно (не видно, не ниже) |
5.Есть ли перед наречием слова далеко, вовсе, отнюдь, ничуть?
Нет | Да |
Пишу слитно ( посмотрел невесело ) | Пишу раздельно (ничуть не далеко) |
8. Закрепление изученного. Выполнение упражнения в тетрадях с печатной основой.
- Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует.
- (Не) устанно куковала в бору кукушка.
- Пут_шестве_ник пр_выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу_ствует себя (не) уютно.
- Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта_вает.
- Мы идём (не) спешно ступая по сырой, сколь_кой тр_пинк_.
9. Физкультминутка тематическая.
Во время её учитель называет наречия: вправо, влево, медленно, вверх, низко, вниз, близко, далеко.
- Какие наречия были употреблены во время физкультпаузы? Записать их на доске, к выделенным наречиям подобрать синонимы с не (неторопливо, невысоко, недалеко, неблизко)
- Составить с наречием неторопливо предложение, используя деепричастный оборот.
(Я неторопливо2 бродила3 по аллеям зимнего парка, стряхивая с ветвей деревьев иней4.)
- Разобрать предложение по членам, сделать грамматический разбор слов.
-Найти слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
10. “Слитно или раздельно” (устное задание с использованием сигнальных карточек, + слитно, - раздельно)
Жили небогато, решил неверно, далеко не вежливо, вовсе не весело, выполнить небрежно, поступил нелепо, очень неприятно, не видно поезда, читал не громко, а тихо, ничуть не интересно.
11. Подведение итогов урока.
- Легко ли писать наречия на –о, - е с частицей не (Не легко, а трудно)
_Как напишем не легко?
12.Заполнение “ Листка успешности урока”.(Приложение 1)
Домашнее задание: выучить алгоритм, правило, упр. 191.