Культурно-исторический проект «Их подвиги навечно в памяти людской»

Разделы: Литература, Конкурс «Помним тебя, неизвестный солдат»


Меняются приоритеты в обществе, но для школы в любые времена вопрос воспитания всегда был и остаётся центральным вопросом образовательного процесса. Особенно остро этот вопрос ставится в настоящее время. Вот и в обновленных образовательных стандартах акцент не только на образование, но и на развитие личности школьников, на гражданское, эстетическое и патриотическое воспитание: после окончания девятого класса ученик должен «быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, ее исторической роли, территориальной целостности». Это означает, что в сфере ответственности каждого учителя оказывается формирование российской гражданской идентичности, поиск ответов на личностно значимые и важные для каждого ученика вопросы о цели жизни и самооценке, о чести и нравственном выборе, о долге и патриотизме. И задача учителя, прежде всего русского языка и литературы, - содействовать силами своего учебного предмета становлению гражданского и национального самосознания, развитию духовно-эстетического, нравственного отношения к слову, природе, дому, Отечеству; утверждать негативное отношение к бездуховности, к Иванам, родства не помнящим. Определяющим направлением преподавания литературы является коммуникативная направленность и мировоззренческий аспект, нахождение механизма целенаправленного воздействия на читателя через текст, выделяя его ценностное содержание. Осваивая через предмет культуру, познавая национальные корни, ученик при помощи учителя выстраивает диалог, вступает в общение с автором, с иным временем, имеет возможность для проработки своей внутренней жизни с точки зрения положительных жизненных идеалов. Значимую роль в этом процессе играет рефлексийное чтение - средство, обеспечивающее проработку внутренней жизни; как процесс, оно не имеет окончания действия, является продолжением позиционного анализа текста. Отвечая на вопрос: как читали, какие впечатления, эмоции испытывали, анализируя свое отношение к герою, учащиеся часто идентифицируют себя с каким-либо героем, желают быть (не) похожим на него. Такие моменты могут помочь самоопределению: ученик, сравнивая себя с героями, пишет уже о себе: «Я понимаю, что должен быть другим». Именно тот заряд нравственной стойкости, что дает литература, «самостоянье» может спасти от зависимого поведения в условиях информационного террора СМИ и «Интернета без берегов».

Литература становится еще большим воспитательным средством, когда мы соотносим её с реалиями нашей сегодняшней жизни. Так, наблюдая тенденции западных политиков переписать историю, принизить, а то и очернить роль Советского Союза в разгроме фашизма, понимаешь, что формирование объективного отношения к этим событиям становится гражданским долгом учителя. Произведения В. Быкова, К.Воробьёва, Ю.Нагибина, В.Тендрякова, обращение к истории семьи, рассказы о том, где были наши близкие во время войны, как они пережили это страшное время, и становятся полем осмысления событий Великой Отечественной войны, судьбы человека в потоке истории. Одним из результатов такого чтения и исследования становятся сочинения, которые свидетельствуют о зрелости суждений автора, умении анализировать, постигать объективный смысл написанного, а значит, участвовать в образовании нового времени. Именно они позволили пройти путь от исполнения «чужих» литературно-музыкальных композиций до создания «живых», то есть своих текстов. В основе таких сценариев чтение наизусть, инсценирование, рисование, но прежде всего осмысление произведений, сочинения, которые становятся итогом кропотливого, вдумчивого рефлексийного чтения. Так 75 годовщина победы в Великой Отечественной войне стала этапом в осознании проблем общества, шагом вперед в понимании того, что может сделать литература для их решения, формирования мировоззрения. Этой работой ученики не только выразили свое отношение к прочитанным произведениям, но и подтвердили незыблемость благодарной памяти потомков о подвиге воинов во время Великой Отечественной войны.

Музыкальная часть зависит от возможностей учеников. Мы использовали в этом проекте хоровое исполнение «В лесу прифронтовом» , «Баллада о солдате»; сольное исполнение «Вальс расставания», «Ночь темна»; вокальный квинтет «Враги сожгли родную хату»; вокальная группа юношей «Под звёздами Балканскими», хор «Майский валс».

Стихотворения С.Щипачёва «Весь под ногами шар земной» и Н.Заболоцкого «Завещание»

1 ученик. Чтение наизусть отрывков из повести В.Быкова «Сотников"

Это уже все, точка", - сказал себе Рыбак, почти физически ощущая, как его тело вот-вот разнесет в клочья горячая автоматная очередь. Стараясь использовать последние секунды, он мысленно метался в поисках выхода, но абсолютно нигде не находил его: так ловко попались они в эту ловушку. Наверно, все уже было кончено, надо было вставать, и вдруг ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Все-таки он ранен и болен, и к тому же именно он кашлем выдал обоих, ему куда с большим основанием годилось сдаваться в плен. Но Сотников лежал будто неживой, выгнулся, напрягся всем телом, похоже, даже, перестал и дышать.

- Ах, не лезешь!

Под крышей раздался сухой металлический щелчок - слишком хорошо знакомый Рыбаку звук автоматного затвора, сдвинутого на боевой взвод. Дальше должно было последовать то самое худшее, за чем ничего уж не следует. Только какая-нибудь секунда отделяла их от этого последнего мига между жизнью и смертью, но и тогда Сотников не шевельнулся, не кашлянул даже. И Рыбак, в последний раз ужаснувшись, отбросил ногами паклю.

- Руки вверх! - взвопил полицай.

Рыбак поднялся, с опаской подумав, как бы тот сдуру не всадил в него очередь. На четвереньках он выполз из-под крыши и встал. Над бревном у лаза настороженно и опасливо застыла голова в кубанке, рядом торчал направленный на него ствол автомата.

Теперь самым страшным для Рыбака был этот ствол - он решал все.

Искоса, но очень пристально поглядывая на него, Рыбак поднял руки. Очереди пока что не было, гибель как-будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения.

2 ученик. Чтение наизусть отрывков из повести В.Быкова «Сотников»

Шли последние минуты жизни, и Сотников, застыв на чурбане, жадным прощальным взглядом вбирал в себя весь неказистый, но такой привычный с самого детства вид местечковой улицы с пригорюнившимися фигурами людей, чахлыми деревцами.

"Ну вот и все", - отметил Сотников и опустил взгляд вниз, на людей. Природа сама по себе, она всегда без усилия добром и миром ложилась на душу, но теперь ему захотелось видеть людей.

Печальным взглядом он тихонько повел по их неровному настороженному ряду, в котором преобладали женщины и только изредка попадались немолодые мужчины, подростки, девчата - обычный местечковый люд в тулупчиках, ватниках, армейских обносках, платках, самотканых свитках. Среди их безликого множества его внимание остановилось на тонковатой фигурке мальчика лет двенадцати в низко надвинутой на лоб старой армейской буденовке. Тесно запахнувшись в какую-то одежду, мальчонка глубоко в рукава вбирал свои озябшие руки и, видно было отсюда, дрожал от стужи или, может, от страха, с детской завороженностью на бледном, болезненном личике следя за происходящим под виселицей. Отсюда трудно было судить, как он относится к ним, но Сотникову вдруг захотелось, чтобы он плохо о них не думал. И действительно, вскоре перехватив его взгляд, Сотников уловил в нем столько безутешного горя и столько сочувствия к ним, что не удержался и одними глазами улыбнулся мальцу - ничего, браток. Вот и все кончено...

3 ученица, 10 класс. Читает наизусть отрывок из своего сочинения

«Жизнь - вот единственная реальная ценность для всего сущего и для человека тоже. Кто измерит степень отваги в бою, бесстрашие и твердость перед лицом врага, когда человек, начисто лишенный всяких возможностей, оказывался способным на сокрушающий взрыв бесстрашия.

"Наверное, ничего не поделаешь - такова судьба. Коварная судьба заплутавшего на войне человека... и кто в том повинен?

Немцы? Война? Полиция? Очень не хотелось оказаться самому."

Да, война ставит людей в нечеловеческие условия, играет по своим жесточайшим правилам. А что важнее? Играть с войной "в поддавки" или нести до конца свой крест, каким бы тяжелым он не был.

Можно ли кого-то обвинять или оправдывать на войне?.. И все-таки да,.. нужно! Ведь здесь, на войне, как нигде, хочется жить.

Но здесь, как и в жизни, каждый выбирает свой путь. И выбор этот во многом зависит от того, что внутри человека, что для него важнее всего, и ради чего он готов жить или умереть. Самоотверженность, ответственность перед другими, честность перед собой - все это было заложено в Сотникове с раннего детства. Не случайно в последнюю свою ночь он видит сон о том далеком, но памятном "уроке честности" из своего детства, не случайно он берет всю вину на себя, не случайно остается честным перед собой и другими до конца. В готове и мысли не возникает о спасении "собственной шкуры", тогда, как вчерашний товарищ, отрекаясь от всего ради самосохранения, становится врагом, переступает черту.

И, как ни старайся, оправдания Рыбак не найдет, его ведь нет!

Чего-то не было в этом молодом, ловком, выносливом парне. Чего именно - показала война. И сможет ли он жить?..

Он свободен, "кажется, пронесло", вся жизнь впереди... и выбор сделан. Но какой ценой куплена эта свобода?

Нет оправдания тому, кто ценой чужих человеческих жизней покупает свое право на жизнь. Так в повести "Сотников" автор обозначает проблему выбора, который стоит перед любым человеком на его жизненном пути.

4. Из сочинения ученика 7 класса

Да, война - это страх, смерть, страдания. Но именно там, на войне, высвечивалась в людях самоотверженная стойкость, высота духа, святая верность товариществу. И подвиги их, совершенные во имя любви к Родине, убеждают, что таких людей победить нельзя - убить можно, но победить нельзя! Пример такой отваги в рассказе Ю.Нагибина "Ваганов".

5. Чтение наизусть отрывка из рассказа Ю.Нагибина "Ваганов"

Ваганова убили под Архиповской во время прорыва фронта. Увлеченный преследованием, он ворвался в деревню, занятую неприятелем. С ним был товарищ. Они могли спастись, но под товарищем убили лошадь. Он был схвачен гитлеровцами, прежде чем успел встать на ноги. Ваганов вернулся, чтобы умереть вместе с ним. Дрался он отчаянно. Уже мертвого, его всего истыкали клинками, танк протащил по его телу свою гусеницу. Ваганов был так изуродован, что никто не мог его признать, когда через час с небольшим в деревню ворвался эскадрон, ведомый самим генерал-майором Башиловым.

Ваганова опознал лишь сам Башилов, его приемный отец. С бледным лицом, сведенным страшной гримасой боли, и пустыми глазами Башилов опустился на колени и поцеловал сына в обезображенный рот. Стянул с плеч бурку и осторожно, словно боясь разбудить, укрыл его. В конце деревни еще слышалась стрельба - группа гитлеровцев засела в церковном подвале. Башилов поднялся с колен, коротким броском руки указал на церковь:

- Вперед! За нашего товарища...

Ваганова похоронили с воинскими почестями, а черев несколько дней по бригаде пронесся слух, что он жив. Слух поддерживался и такими ветеранами, как Гринин, не верившими ни в Бога, ни в черта, и доверчивыми юнцами, влюбленными в Ваганова.

Слух стал правдой эскадрона, правдой бригады, другой правды знать не хотели.

На войне было много "маленьких" солдат, почти мальчиков.

6.Из сочинения ученика 7 класса

Многие, лишившись семьи, становились сыновьями полков. Юрий Нагибин в рассказе "Ваганов" показывает судьбу мальчишки, которого разведчики нашли в канаве.

"Он спал, положив голову на кулак, рядом с ним валялось странное самодельное оружие." Этот мальчик готов был с ножом броситься на фашистов. В глазах его горел огонь отваги и ненависти к врагам. Он хотел отомстить за своих близких, за свою землю. Мне этот мальчик очень нравится, потому что он отважный, не боится врагов. Его отчаянная храбрость восхищала и вселяла в бойцов веру в победу. Пусть по-своему, но он готов защитить свою землю, на которую немцев никто не звал, и где они вели себя нагло и жестоко. Жаль, что сильный, ловкий, храбрый герой погибает. Теперь я понимаю, какой ценой завоевано наше будущее, моя жизнь.

7. Чтение наизусть эпизода из повести В.Тендрякова "Люди или нелюди"

Значит, я все-таки добрался до своих.

- Проскочил ты штаб полка, парень, обратно придется топать.

Покуда лезь сюда, погрейся, - дядя Паша потеснился.

Наступая на спящих, ... я пробрался к нарам и тут же споткнулся о чьи-то ноги.

Передо мной предстал... немец.

- Что это? - не выдержал я.

Круглая мясистая физиономия дяди Паши раздвинулась в ухмылке:

- Вот обзавелись... Третьеводни, смех и грех, среди ночи с кухней на нашу позицию въехал. Заблудился в степи и - наше вам, здравствуйте. Вот прижился... Рад, поди, Вилли, чего отвоевался?..

Вилли хмурился и улыбался, у него были длинные белесые ресницы, детское простодушие на щекастом лице - лет восемнадцати.

По землянке прошла волна холодного воздуха.

- ЭЙ, Вилли! Якушин пришел, встречай!

Вилли... успел нырнуть под нары, вытащил откуда объемистый узел, стал суетливо его разворачивать... и, счастливо рдея, протянул Якушину котелок.

Якушин довольно хмыкнул.

- Ишь ты, заботушка - теплое... - Потеснив меня, он сел на край нар, сурово приказал Вилли : - Садись!

Вилли, взмахивая невинными ресницами, улыбался.

- Кому говорят?.. Навернем сейчас на пару.

и Вилли смущенно пристроился к котелку. Стесняясь своего доброго взгляда, дядя Паша объяснял мне через две склоненные головы:

- Хороший парень Вилли, душевный... Хоть немец, а человек.

Да... Это же Якушин его с кухни стащил, а теперь душа в душу живут.

8.Из сочинения ученицы 8 класса

Война... А что такое война? Страх, ужас, потоки крови, заполонившей всю израненную планету. А что делает война с людьми, какие они на войне? Эти вопросы задаю я себе вслед за героем книги В. Тендрякова "Люди или нелюди".

"Я привык к трупам, они давно для меня часть быта, ненужная, как для лесоруба старые пни. Не смей жалеть! Огрубей и очерствей, стань деревом!.."

Вот кончится война, а мир, переживший войну, неужели он обречен на жестокость?!

Читаешь, задумываешься и становится страшно от мысли, что теперь мир (в том числе и я) должен быть готов к равнодушию, безжалостности. Неужели люди разучатся жалеть, сострадать, любить? И словно стараясь уберечь меня от отчаяния, автор рассказывает о том, как "Немецкий парнишка и русский мужик - голова к голове.

Солдат Якушин, убивавший немцев, делит сейчас свою нашу с немецким пареньком". Автор убеждает... "Кончится война, и доброта

Якушина, доброта Вилли - их сотни миллионов, большинство на земле!- как половодье, затопит мир. Эта сцена несет жизнеутверждающее начало. Я понимаю. что людское тепло гораздо сильнее ненависти, грубости, вражды. Чтобы мое время сохранило свое человеческое лицо, каждому из нас важно воспитывать в себе личность. Только она, по мысли автора, (и я с ним согласна) способна противостоять смерти, ненависти, даже в такое жестокое время войны, и, конечно же, в мирное.

9. Чтение наизусть эпизода из повести" К.Боробьева «Гуси-лебеди»

Силой любви и памяти он воскрешал прошлое почти до его физической яви, и временами ему казалось, что он слышит голоса своих героев и шум боя, и не хватало чего-то малого, чтобы перед ним встали живые участники описываемых событий.

Так прошел год, и ни на единый миг Марьянов не разлучался с Таней. Шаг за шагом они вновь проходили исхоженные вместе дороги. Он наделял ее всем, что было самого хорошего в мире, и оттого образ ее в повести был нечеток - тоненькая и высокая, с чуть капризными припухлыми губами, с упрямым чистым лбом и голубыми звездами глаз. Да, были еще косы, но в повести Таня не заплетала их, потому что Марьянову нравилось называть ее волосы метелью...

Повесть близилась к окончанию - Таня ушла из отряда на поиски его, Марьянова. Он проследил ее путь до комендатуры в подневольном городе, и там, у дверей с рослым часовым, Таня остановилась в замешательстве. Она стояла, спрятав руки в карманы летней тужурки, а немец угрюмо глядел на прохожих и вдруг тяжело шагнул к ней... Но это было начало нелепого, отвратительного конца.

Теня не должна была подходить к часовому - это опасно, и Марьянов зачеркнул немца. Он вспомнил о французских гранатах, похожих на маленькие глиняные кувшинчики из-под ликера, и без участия Тани яростно запустил их в окна комендатуры, а ее сорвал с места, подхватил и унес из города живой...

Выло еще много вариантов свершения Таней своего подвигу, и каждый раз Марьянов спасал се от гибели. Он не мог отдать ее в руки палачей, его воображение отказывалось создавать для нее пытки. Непреложность факта гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Таня жила, и повесть оставалась незаконченной.

10. Из сочинения ученицы 9 класса

Война, казалось бы, исключает любую возможность счастья.

Но разве жизнь прекращается?! И потому и на войне любовь жила, подвергаясь смертельным испытаниям. Спасает вера, надежда, любовь - четыре года искал Марьянов Таню и нашел в своих родных местах.

Существует легенда о лебединой верности, но этот рассказ показывает мне ту глубину и высоту чувств, на которые способен только человек. Разрушительной силе войны и противостоит такая настоящая любовь. У меня впереди еще вся жизнь с ее радостями и горестями,

страданиями и любовью, но все это благодаря людям, которые отстояли нашу страну, расплатились за это молодостью, здоровьем, жизнью. Я за это перед ними в неоплатном долгу и понимаю, что у них надо учиться жить и любить человека, землю...

11. Из сочинения ученика 7 класса

"Сын полка" В.Катаева

"Иван" В.Богомолова.

"В списках не значится" Б.Васильева.

Вот по этим книгам я представляю себе войну. Война - это уничтожение, смерть. Погибли все герои книг: капитан Енакиев, который усыновил Ваню Солнцева; погиб Иван - маленький разведчик; погиб Николай Плужников, погибли еще миллионы людей. О них не написаны книги, поэтому о них память должна храниться в семьях их детьми и внуками. Сын полка, Ваня Солнцев потерял семью. Когда разведчики нашли его, он был злым и голодным, имея для обороны отточенный гвоздь. Спасение он нашел у разведчиков, которые обогрели и отнеслись как к родному. Биденко и его друг сделали обмундирование, стали учить его солдатской науке, кажется, что, наконец, нашел Ваня счастье, но на войне смерть всегда рядом.

Последние страницы самые горькие: только что найдя отца, он сразу его и потерял.

Прошло 75 лет со дня победы, почти 27 миллионов человек погибли, защищая родину.

Фашисты начали войну, чтобы уничтожить, сделать нас своими рабами. Я знаю о зверствах захватчиков, о том, как они убивали, не щадя никого. От этой угрозы нас спасли наши солдаты. Среди них были два мои прадеда. Папин дедушка, Орлов Семен воевал, защищая Ленинград под Пулковскими высотами. Он был офицером, старшим лейтенантом, остался единственным живым из 4 взводов, бомба упала рядом с ним, ему оторвало руку, но он остался жив. Мамин дедушка Алексей погиб на Курской дуге. Его похоронили в братской могиле у памятника неизвестному солдату. Для тысяч людей, которые ходят и Вечному огню с цветами, он неизвестный, а для моих родных и для меня - человек, которого мы помним и любим.

Поэтому 9 мая мы с мамой и папой кладем цветы в память своих близких. 9 мая 1945 года была одержана победа, которая навсегда будет источником моей памяти и благодарности.

11. Из истории семьи ученика 8 класса

Великая Отечественная война - одно из самых великих и значительных событий в истории России. Я считаю, что ни одна страна не смогла бы выдержать, устоять, победить, это доказывает завоевание Европы. А почему Россия смогла? Потому, что только в России люди-патриоты, независимы, сильны и едины. Образец этому - блокада Ленинграда. Она длилась 900 дней. Ленинградцы жили в холоде, под постоянными обстрелами, голодали. Но находились люди, которые морально поддерживали ленинградцев, например, композитор Шестакович, который сочинил и исполнял свою седьмую симфонию - "Ленинградскую". Люди были еле живы, но ни за что не сдавали город.

Дедушка Николай был у меня разведчиком на Первом Белорусском фронте. Попал в плен, но смог бежать. Он говорил, что это были самые страшные полгода его жизни. Но он вытерпел и получил много наград. Я горжусь, что меня назвали в его честь. Я хочу и стараюсь быть таким же патриотом, как и он. Я - наследник, если нужно, то буду спасать Россию. Не обязательно в войне, главное - выручить, поднять, возвысить. Дедушка передал мне эстафету. Я считаю, что мы с ним одно целое. Я его никогда не зуду, и мои дети тоже.

12. Из истории семьи ученика 9 класса

Мое представление о войне складывалось много лет. Одним из самых первых источников о войне были фильмы о гитлеровском фашизме: о страданиях в концлагерях, об убийстве всех тех, кто мешал арийской расе... В дальнейшем я прочел книгу Б.Васильева "В списках не значился", и для меня стало ясно, как немцы вторглись в Россию. Затем посмотрел много документальных и художественных фильмов о войне. Также я узнал о войне от друга моего прадеда Павла Алексеевича, который рассказывал обо всех ужасах войны, о том, как немцы безжалостно убивали людей и как они убегали, когда видели превосходящие силы союзников. Люди жили, работали, но война вторглась в их жизнь, разрушила... Оставшиеся в живых изгнали немцев с русской земли и восстановили страну из пепла.

И мы должны быть благодарными им, должны учиться ценить эту свободу, которую имеем сейчас. Рассказ друга дедушки навсегда отложился у меня в памяти. Я понял, что должен быть достойным их. А это значит олицетворять и нести те идеалы, за которые боролись наши деды и прадеды. Я хочу воспитывать в себе доброту, хочу, чтобы мои сверстники понимали, что главное в человеке не сила, а разум. И еще надо действовать так, чтобы быть полезным обществу.

13. Из истории семьи ученика 10 класса

Нет такой семьи в нашей стране, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Прямое отношение имеет она и к моей семье. В этой войне участвовали мои дедушка, прадеды, прапрадед. Но я успел узнать лишь одного из них - это мой дед Николаев Алексей Александрович. Когда в сорок первом году началась война, ему было всего шестнадцать. Он был на год старше меня, когда попал служить в резервные войска под Москвой. Нет, он не участвовал в крупных военных операциях, был слишком молод. Десантный полк, в котором служил Алексей, готовился для крупных наступательных операций. В течение трех лет были каждодневные тренировочные вылеты на самолете, парашютные прыжки. Более ста прыжков с парашютом совершил мой дед в эти годы. И вот, наконец, когда наступил переломный момент в войне, когда фашистов погнали с нашей земли, резервные войска были пущены в бой. В бою за освобождение столицы Венгрии Будапешта мой дед был тяжело ранен осколочным снарядом в ногу. Потом были долгие дни, месяцы тягостного ожидания. Раненому юноше предложили ампутировать ногу, он отказался: "Будь, что будет…"Выздоровление наступило после повторной хирургической операции. Молодой организм выжил и победил недуг, Дед считает, что заживлению раны также способствовало радостное известие о долгожданной Победе. И вот мой будущий дед возвращается домой. Печальное известие ожидало его в родительском доме. Отец не вернулся с войны, он погиб в боях за Сталинград. А позже, когда был воздвигнут знаменитый Мамаев Курган, его фамилия и инициалы были вписаны в число погибших защитников Сталинграда. На этой ужасной войне дедушка заслужил несколько орденов и медалей.

После войны Алексей Александрович Николаев начал свою юридическую карьеру. Почти до конца своих дней он являлся членом адвокатской комиссии России. Всех заслуг он достиг благодаря своему трудолюбию. Я очень горжусь своим дедом, потому что он для меня был живой страницей истории. Общаясь с дедушкой, я часто задавал себе вопрос: "А смог бы я, будучи шестнадцатилетним юношей, сражаться на войне, защищать свою Родину, своих близких?" И сам же отвечаю на свой вопрос: "Наверное, да!" Тогда, семьдесят пять лет назад, наши деды и прадеды отстояли мир. И вот наступает наше время!..

14. Война... И снова встают перед нами их глаза, Из ниоткуда, из темноты - глаза, уже давно умерших людей, защитников. Они уходили, уходили от любимых глаз, любимых рук. Эти мужчины, гоноши, мальчики уезжали, исчезали навсегда, хотя и говорили: "Я вернусь... ". Но это неправда, жестокая, беспощадная, невыносимая, но все же, неправда, ведь большинство из них уже никогда не вернется. Чем же можно утешить глубокую скорбь материнских сердец? Что ответить любящим глазам невесты? Сколько лет уже прошло! А след в душе не исчезает. Все пора уже забыть. Да только как это забыть? Война кажется страшной даже сейчас, на расстоянии семидесяти пяти лет.

15. Война... Сколько мальчиков с отчаянным желанием жить погибло на русской земле! Они защищали родную землю, свои города и деревни, чтобы по утрам ничто не мешало любоваться природой, восхищаться рассветами. И откуда, кажется, взяться у них, простых парней, героизму и смелости? Но война меняет людей, пробуждая в них что-то скрытое, то, что в другой ситуации он бы и не показал, просыпается что-то глубинное, оно выплескивается наружу, как лавина. Они смело смотрят смерти в лицо. И ради достижения своей главной цели они способны пережить даже смерть близкого человека, ради будущего они не жалеют себя и не "раскисают", а смотрят уверенно . Ненасытные четыре года войны...Сколько юношей с горящими молодыми сердцами, мечтавших о жизни и о любви, ушли навсегда. Тяжелая, страшная правда. Вечная память!

16. Война... Самое страшное - это война. Самое невозможное, самое немыслимое - это война. Вечная память павшим!

Но всегда ли за словом следует дело? Всегда ли чисты мы перед памятью павших? Вот эпизод, увиденный однажды Андреем Вознесенским на месте, где в годы войны было расстреляно двенадцать тысяч мирных жителей, чернели квадраты земли... Люди, осквернив могилы, искали золотые коронки. Нет, "не могилы они обворовывали, а души... души погребенных, свои, наши!"

На поле валялись груды черепов - взрослые и крохотные детские. Виднелись останки волос, детские косички... Как стало возможно такое после стольких жертв, крови? Почему наш современник смог перешагнуть через все это, перешагнуть через свою совесть? Как приговор звучат слова автора: "Ничья трава свежеет вокруг... Ничьи луга тянутся к северу... Ничьи рощи разоряются... Над ничьими реками о озерами измываются недостойные людишки.

Чьи они? И чьи мы с вами?" Не от беспамятства ли нашего стало возможно такое?

Люди иногда спрашивают: "Кукушка, сколько мне лет осталось жить?" Есть что-то грустное и печальное в этом обычае. Мы словно вручаем свою судьбу глупой, случайной птице. Но народ, как известно, не помнящий своего прошлого, обречен вновь его пережить.

Стоит помнить об истории земли русской, чтобы не доверять ее судьбу случайной кукушке.

17. Русская земля, как обильно ты полита кровью! Когда наступает вечер и над русскими городами сгущаются сумерки, сердце может увидеть их. Они легко ступают по родной земле. Мертвые, но живые. И слышен тихий мелодичный звон. И горят свечи в их руках. Они словно говорят: "Люди, помните о нас!" Это и есть правда о войне. Вечная память!