Цели и задачи урока:
- познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию;
- обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств;
- развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.
Оборудование
1. Выставка фотографий одной семьи.
2. Запись на доске темы урока, цитат.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
Н. Рубцов.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно.
А. Приставкин.
3. На партах текст, листы с опорными схемами.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
- проблемный вопрос о связи между темой урока, выставкой фотографий и высказываниями писателей;
- рассказ о характере предстоящей работы (предложение прочитать формулировку цели, задание; инструктаж по заполнению схемы; сообщение о свободном режиме работы – коллективном, индивидуальном, парном; предложение вклеить дома материалы урока в рабочую тетрадь)
2. Краткий рассказ учителя об Анатолии Игнатьевиче Приставкине:
- современник, родился в 1931 г. в г. Люберцы Московской обл.;
- трудовая семья: отец работал на заводе, мать – на фабрике;
- с 10 лет будущий писатель сирота: отец погиб на фронте, мать умерла от туберкулеза;
- А. Приставкин вместе с сестрой испытали все трудности детдомовской жизни: «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности ее и голода»; «… голод был так силен, что моя младшая сестренка ночами ела живых рыбок из аквариума. За рыбок ее избили до полусмерти»;
- трудовая деятельность с мальчишеских лет;
- служил в Советской Армии, после службы – учеба в Литературном институте; писал стихи, прозу, работал корреспондентом;
- автор книг «Ночевала тучка золотая», «Солдат и мальчик», «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца», «Рязанка».
3. Работа по схеме, заполнение ее:
Обмен впечатлениями от рассказа.
1. Брат. Какой он? Сестра. Какая она? Дать характеристику брату, записав определения, и выписать из текста определения, характеризующие сестру.
2. Мир, в котором живут дети: война, родной дом и близкие, Детский дом. Выписать из текста ключевые слова к данным микротемам. Ответить на вопросы о приеме, использованном автором для характеристики тети, о мотивах микротемы «Детский дом».
3. Вывод, подкрепленный примерами из текста, о мире, в котором живут дети.
4. Что противопоставлено этому миру? Ответ подтверждается текстом.
5. Вывод о герое рассказа и фиксация дополнительных сведений в пункте 1.1.
6. Размышления над смыслом заголовка. Учитель комментирует подсказку по уровням информации, если есть такая надобность.
7. Самостоятельная работа: трактовка роли диалогов.
8. Вопрос на проверку уровня понимания проведенной работы – о деталях, оставшихся без комментариев.
4. Итог по уроку.
5. Домашнее задание (на выбор):
1) выучить стихотворение Н. Рубцова «Русский
огонек»,
2) рассказать о произведениях, близких по теме
рассказу «Фотографии»,
3) рассказать историю своей семьи.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»
(ПО РАССКАЗУ А. ПРИСТАВКИНА «ФОТОГРАФИИ»)
8 КЛАСС
(вариант для учителя)
Цель: научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию.
Задание: соберите материал, свидетельствующий о том, как художественная деталь, прием, образ, мотив помогают понять авторский замысел, тему и идею произведения.
- Поделитесь впечатлениями от рассказа А. Приставкина «Фотографии».
- СБОР МАТЕРИАЛА
| 1.1. Брат. Какой он? Дайте
характеристику. (Добрый, отзывчивый,
мужественный, мудрый, ответственный…) 1.2. Сестра Людочка. Какая она? Выпишите из текста характерные детали (Маленькая, крошечные синеватые ладошки, чистые испуганные глаза, шесть лет) |
2. Мир, в котором живут дети. Выпишите
слова, характерные для каждой микротемы. Война (Фронт, бьет фашистов) Родной дом. Где? Папа? Мама? Тетя? (Далеко; болезнь; фронт, служить; неплохая – хорошая -замечательная – не может принять) Какой прием использовал автор, чтобы нарисовать образ тети? В чем смысл этого приема? (Градация. Где еще градация? – фото) Детский дом. Как чувствуют себя в нем дети? (Холодная спальня, морозный день, подушки в инее, заткнуты окна, мерзли кончики пальцев) Какие мотивы вводятся в текст с описанием детского дома? (Сиротства, холода, бесприютности, мужества, любви, памяти… Холод – это только о погоде?) |
3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения между людьми в этом мире. Приведите в доказательство примеры из текста.
(Мир жестокости и человеческого безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил, глядя в бумаги; все готовились в Москву- мы сидели с сестренкой)
4. Что противопоставлено этому миру? Подтвердите свое мнение примерами из текста. (Любовь, память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к другу, мы сидели, мы разглядывали, нас много)
5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите характеристику в схему)
6. Почему рассказ назван «Фотографии»? (ПОДСКАЗКА: есть несколько уровней информации. Это фактический уровень информации – рассказ назван так, потому что дети... (что делают?). Другой уровень информации подтекстовый: что подразумевается под действиями детей, зачем это они делают? Третий уровень информации философский (концептуальный): что дают детям эти фотографии? Зачем они вообще нужны?)
(Дети рассматривают фото, фото – это память, фото – это возможность почувствовать, что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых наверняка найдутся добрые и близкие).
7. Напишите ответ на вопрос: о чем поведали диалоги в рассказе «Фотографии»? Обратите внимание на то, кто говорит, что говорят, о чем говорят и как говорят.
(Речь детей, но смысл велик: в диалогах показано, как брат спасает маленькую сестру от душевной травмы, как сберегает ее, как внушает веру в жизнь и в людей. Через диалоги яснее представляем, какая страшная трагедия разыгрывается на наших глазах, понимаем, какой силой духа обладает маленький мальчик, как противостоит он жестокости времени.)
8. Подумайте, какие художественные детали остались у нас сегодня «за кадром»?
(Например, Людочка – не Люда)
ПРИМЕЧАНИЕ: при распечатке варианта опорной схемы для ученика следует убрать комментарии, выделенные подчеркнутым шрифтом, и оставить после заданий место для записей.
Анатолий Приставкин
Фотографии
Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и; доставал конвертик с фотографиями.
— Смотри, Люда, вот наша, мама. Она дома, она сильно болеет.
— Болеет... — повторяла девочка.
— А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.
— Бьет...
— Вот это тетя. У нас неплохая тетя.
— А здесь?
— Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.
И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: « Людочка и я. Людочка и я...»
Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.
— Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка... — А мама?
--- Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.
Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.
— Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.
— А где же папа?
— Папа? Сейчас посмотрим.
— Затерялся, да?
— Ага. Затерялся.
И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:
— Насовсем затерялся?
Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:
— Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...
Мне зачитали ответ.
В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.
— Вот Людочка. А вот я.
— А еще?
— Еще? Смотри: и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?