Ласточка вдохновения. Мастерская построения знаний и ценностных ориентаций с использованием методики В.А. Лазаревой и логико-графических схем при анализе поэтических текстов

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательная - учащиеся должны получить представление о специфике творчества вообще и поэзии 18, 19 и 20 веков в частности, о неразрывности связи и в то же время резких различиях творчества поэтов трех разных веков.
  • Дидактическая – формирование навыка работы в диалоге, расширение кругозора, умение представлять свою работу другим, развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная - воспитание толерантности.

Ход урока

Учитель начинает урок с притчи (урок проводится в 11 классе):

Один талантливый юноша обошел полмира в поисках истины. Никто не мог ответить на его вопрос - что же такое истина? Однажды он натолкнулся на глубокий колодец. Юноша заглянул внутрь и увидел бесконечность его глубины .Думая, что ответ на вопрос сокрыт на дне колодца, юноша вопрошал его:

- Что такое истина?

- Иди на рынок, и ты найдешь ответ на свой вопрос, - ответил колодец.

Юноша, придя на рынок, увидел то же, что и всегда - лавки: в одной из них продавали железо, в другой - дерево, в третьей - проволоку. Разочарованный, юноша вернулся к колодцу с упрёком. И вновь ответил колодец:

- Иди на рынок, только там ты найдешь ответ на вопрос.

И юноша во второй раз пришёл на рынок и увидел музыканта со скрипкой в руках.

И дерево, и железо, и проволока, из которых сделана скрипка, исторгали удивительные звуки, от которых хотелось смеяться и плакать.

И юноше открылась истина: мы уже имеем то, что ищем, нужно только собрать воедино эти отдельные компоненты, пропустить их через своё сердце - и ты станешь таким же творцом, как сам создатель (и тебе откроется истина).

Сегодня мы с вами 2 урока будем заниматься поисками истины и, надеюсь, наши усилия будут плодотворны. На столе перед вами находятся предметы: ваза, вода, роза.

Задание. Ассистент должен собрать из 3-х предметов композицию.

Учащиеся должны описать композицию по возможности кратко, пользуясь полученными ассоциациями.

Музыка №1 (звучит во время выполнения задания)

Задание (индуктор) Попрошу разрушить созданный образ (можно опрокинуть вазу или уронить ее на пол) Разбитая ваза, лужа на полу, смятый цветок - мощное переживание.

Слово учителя. Образ разрушен. Теперь он существует только в нашей памяти и в ваших записях.

Задание. Прошу каждую группу написать текст, связанный с созданием и разрушением уже знакомого нам образа.

Музыка №2 (звучит во время выполнения задания)

Социализация.

1. Работа в группах (в начале урока класс был разделен на 4 группы и позже каждая группа будет выполнять индивидуальное задание)

2. Чтение текстов учащимися .

3. Учитель читает стихотворение "Невыразимая печаль"

(Приложение 8, слайд 1)

Задание. Продолжить фазу: "Стихи пишутся так...", учитывая опыт составления текстов о разрушенном образе (Приложение 8, слайд 2) Учащиеся читают свои тексты. Происходит столкновение собственного опыта создания лирического текста с "чужим" опытом.

Задание. Прочитать отрывок из воспоминаний Н.Я.Мандельштам на ту же тему (приложение 2).

Задание.

Написать групповую работу (2-3 предложения, близких к афоризму), продолжая фразу...

"Стихи пишутся так... " (Приложение 8, слайд 3)

Учитель озвучивает цель урока: Сравнивая свои текста с чужими, мы сегодня должны получить представления о специфике творчества вообще и поэзии 20 в. в частности. Разговор пойдет не только о конкретном поэте, но и о конкретном стихотворении "Ласточка".

У вас на столах три стихотворения с одним и тем же названием. Одно принадлежит поэту 18 в, другое - 19 в, третье - поэту 20 в.

Задание. В группах проанализируйте стихотворения с точки зрения

  • функции ласточки
  • звуковой организации.

Определите и сформулируйте, в чем отличие поэзии 18, 19, 20 веков, сравнив стихотворения Г.Р. Державина, А.А. Фета и О.Мандельштама. (Первая группа для анализа получает стихотворение Г.Р.Державина, вторая - А.А.Фета, третья - О.Э.Мандельштама, четвертая - составляет кластеры ко всем трем стихотворениям и синквейн по творчеству О.Э.Мандельштама.) (приложение 1, приложение 4, приложение 5, приложение 7)

(Приложение 8, слайд 4).

Приложение 3.

Сохранились мемуары о том, как писалось стихотворение. О.Мандельштама. Это свидетельство И. Одоевцевой о том, как она наблюдала процесс создания этого стихотворения. Эти воспоминания будут для всех трёх групп ориентиром в определении авторства стихотворения.

Музыка 1(звучит во время работы учащихся).

После 20-минутного анализа каждая группа представляет свою работу.

Первая группа, анализирующая стихотворение Г.Р.Державина, представляет ее в виде таблицы (по методике В.А.Лазаревой) и анализа языковых особенностей поэтики Державина.

(Приложение 8, слайды 5,6).

Простодушная державинская ласточка, столь же легко меняющая направление полета, как Державин меняет размер, остается такой только до шестого четверостишия. Строка “Но видишь там ты всю вселенну…” переключает стихотворение из плана нехитрой зарисовки в план философский.

Жизнерадостная птичка, познав все, пройдя через смерть, возвращается в мир:

Встанешь, откроешь зеницы
И новый луч жизни ты пьешь;
Сизы расправя косицы,
Ты новое солнце поешь.

- 4 группа знакомит с составленным ими кластером (Приложение 8, слайд 7)

Мы видим ряд черт поэтического языка 18 века и ряд черт, присущих только поэзии Державина. Структура стихотворения Державина кажется рациональной, хотя свои ритмические ходы поэт находит уже исключительно интуитивно. (Приложение 8, слайд 8)

Совершенно иным представляется стихотворение другого поэта с тем же названием. Трудно определить, к какому веку (18-20 вв.) относится это стихотворение. В помощь учащимся предлагаются мемуары Одоевцевой. Начали с формального приема анализа текста. Такой прием здесь – “ускоренные” (за счет пиррихиев) строки. Составим схему количества ударений по строфам:

  • 3-4-3-2
  • 2-4-3-2
  • 3-3-2-2
  • 4-3-3-3

Размер – 4-х стопный ямб, но все четыре схемных ударения он использует только в трех строчках из шестнадцати. Пять раз – пропускает по два ударения, что нехарактерно для 19 века, зато характерно для 20 века, особенно для Бориса Пастернака. В половине случаев Фет использует строку с одним пропуском ударения, таким образом, если норма для Фета – три ударения-то изменение в большую или меньшую сторону значимо. И, действительно, тяжелые строки создают образ лирического героя

- Люблю, забывши все кругом

- Не так ли я, сосуд скудельный

Образ земной малоподвижной стихии противопоставлен полету ласточки. “Легкие”, ускоренно произносимые строки (известно, что ударный гласный в полтора раза дольше безударного) создают образ стремительного полета ласточки

- Над вечереющим прудом…

- Вот понеслась и зачертила…

- Молниевидного крыла…

и сопоставляемого с ним вдохновения:

- Не таково ли вдохновенье и человеческого я?

Ласточка Фета остается ласточкой только две с половиной строфы, за ней возникает довольно сложный образ вдохновения. В этом философствовании звучат как будто Тютчевские интонации. Но Тютчев никогда бы не назвал запредельную стихию чуждой и поискал бы природу вдохновения внутри, в глубинах подсознания. Учащиеся приходят к выводу, что это стихотворение Фета и представляют свою логико-графическую схему. (Приложение 8, слайд 9)

Вывод: Фет пишет о смертельной опасности творчества, а это делает его средним звеном цепи, связывающей Державина и О.Мандельштама.

Человек не творец, а “соглядатай”, наблюдатель, но вдохновение (то, что вдохнули, т.е. нечто постороннее по отношению к нему) заставляет его вступать на путь творчества, чреватый многими опасностями и не обещающий побед. Структура стихотворения у Фета кажется рациональной, как у Державина, но образная система уже просчитывается с трудом. (Приложение 8, слайд 10).

Учащиеся представляют созданный 2 группой кластер к стихотворению Фета.

(Приложение 8, слайд 11).

Далее свою работу представляет 3 группа, которая анализировала стихотворение О.Мандельштама. (Приложение 8, слайд 12).

Вывод: титаническая попытка Мандельштама поймать ускользающее слово, превращенное в стихотворение, очень напоминает Прустовские поиски в романе “В сторону Свана”. Ласточка Мандельштама становится аналогом знаменитого кусочка бисквита, размоченного в чае.

Опора на активную работу подсознания, большое доверие к нему, установление контактов с ним – вот методика творчества 20 века. (Приложение 8, слайд13). Далее представляет свою работу четвертая группа (синквейн по творчеству О.Мандельштама). Результат их работы – приложение 8, слайд14.

Задание. Какую логическую цепочку мы могли бы выстроить и что объединяет классициста Державина, представителя “чистого искусства” Фета и акмеиста Мандельштама? Учащиеся выстраивают эту логическую цепочку (Приложение 8, слайд 15) и комментируют ее:

Мысль человеческая летит через века, зажигая душу поэта, рождая вдохновение, и итогом этого становится творчество (в музыке, живописи, поэзии).

А может быть не стоит соотносить, докапываться до тайн и давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышляя над фактами биографии поэта, понимать, как непостижимы загадки творчества, любви, жизни и смерти, как непостижимы тайны природы и человеческой сущности.

Рефлексия. Подведение итогов.

- дать свое название уроку

- поделиться впечатлениями, мыслями, возникающими по ходу работы вопросами.

Примеры рефлексии, представленные учащимися:

Творчество смертельно по своей природе; поэт, чтобы творить, должен пережить имитацию смерти в творчестве, а в разбитой вазе куда больше поэзии, чем в стандартной композиции.

Осуществленное слово, выловленное из глубин подсознания, - единственная возможность бессмертной гармонии, которая противостоит хаосу (в том числе и хаосу разбитой вазы).

Заканчивается урок строчками из Б. Пастернака:

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.

Звучит музыка №3

Приложение 6