Конспект урока-конференции на тему "Человек на войне"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель: раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа фактах истории, на примерах литературных произведений. Узнавая правду о войне, «погружаясь» в изучаемые события, увидеть антигуманную сторону войны и стать противниками военных способов решения вопросов.

Оформление доски:

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

Помните, какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!» Р.Рождественский.

Оборудование:

  • Книги русских писателей о войне;
  • Выставка книг;
  • Учебники литературы и истории;
  • Краеведческие материалы;
  • Иллюстрации и репродукции картин.

Учащиеся должны:

Знать:

  1. Основные исторические факты.
  2. Тексты художественных произведений.
  3. Краеведческий материал по теме.

Уметь:

  1. На основе исторических фактов подготовить сообщение по теме.
  2. На основе текста художественного произведении подготовить сообщение по теме.
  3. Анализировать, сопоставлять факты и события Великой Отечественной войны из истории села, района, области.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Звучит песня «Священная война».
  3. Тему урока и его цель сообщает учитель истории Садова О.М. Учащиеся делают записи в тетради.
  4. К эпиграфу урока, записанному на доске, обращается учитель литературы Харчёва Т.А. Учащиеся записывают эпиграф в тетрадь.
  5. Звучит песня «Землянка».

Цель: создать настрой учащихся на восприятие темы.

ВВВ: В 20 веке человечество пережило две мировые войны. Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?

Ответы учащихся.

Садова О.М. обобщает ответы учащихся.

Учащиеся заранее получили задания. Темы выступлений были ими выбраны с учетом их интересов.

Человек на фронте.

  1. Осознание войны на страницах художественных произведений. Каким увидели солдата, быт и суровые военные будни?
  2. С 1941 года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – «мужское дело»? Какой вы увидели женщину-воина, медсестру, повариху в книге С. Алексиевич ?
  3. Солдатские письма…О чем они? Что волновало солдат? Вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма?(Краеведческий материал).

Учитель литературы:

В русской литературе много произведений, посвященных теме Великой Отечественной войны. В первые военные годы (1942) были написаны пьесы Леонида Леонова «Нашествие», Константина Симонова «Русские люди», Корнейчука «Фронт». Герой поэмы А.Т.Твардовского Василий Теркин поднимал моральный дух бойцов перед боем.

После войны писатели-фронтовики по-новому стали осмысливать события тех дней. И о том, как в литературе показаны первые дни войны, мы можем увидеть в книге Константина Воробьева «Убиты под Москвой».

Сообщение ученицы.

Женщина на войне явление исключительное, но их роль значительна. Литература не обошла вниманием эту проблему.

Сообщение ученика по книге С.А.Алексиевич «У войны не женское лицо».

Учитель истории:

Правду о войне мы узнаем из первых уст. Это письма солдат. О фронтовых буднях письма Константина Иванова, присланные родным. К сожалению, Константин Иванов погиб, но его письма хранятся в школьном музее.

Сообщение ученика о письмах фронтовика.

Человек в тылу.

  1. Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в трудностях повсеместного быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?
  2. Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился? Кто из ваших родных работал в тылу? В чем заключалась их работа? Выясните, в каких условиях живут сегодня эти люди, вынесшие на себе всю тяжесть войны. Чем вы можете им помочь?
  3. На примере текста художественного произведения расскажите о жизни детей и подростков в тылу.

Учитель истории:

Фронта не было бы без тыла. Человек на фронте находился постоянно на краю гибели, но в тылу жилось не легче. О трудных тыловых буднях нам сообщают факты истории.

Сообщение учащихся.

Героическим трудом жители нашей области приближали Победу. Труженики делали всё для фронта, для Победы. О жизни своей бабушки в годы войны расскажет одна из учениц.

Сообщение ученицы.

Учитель литературы:

В тылу трудно было не толь взрослым, но и детям. Какова же тыловая жизнь, показанная глазами ребенка? Об этом мы можем узнать из книги Альберта Лиханова «Последние холода».

Сообщение ученика.

Человек в оккупации.

  1. Что такое оккупация? Как вы думаете. Чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза?
  2. Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, на ваш взгляд, двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового размаха партизанского движения в нашей стране в годы войны?
  3. Как партизанское движение и его герои показаны на страницах художественных произведений?

Учитель литературы:

Трудности тыловой и фронтовой жизни несравнимы с нечеловеческими условиями оккупации. О героической судьбе нашей землячке Лизе Чайкина повествует книга Николая Бирюкова.

Сообщение ученика.

Учитель истории:

Жизнь среди врагов становилась невыносимой, но человек жил, боролся во имя общей Победы. Среди жителей нашего села были и партизаны.

Сообщение ученика.

Человек в плену.

  1. Почему и как мог человек попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?
  2. Подтвердите выдержками из документов, художественной и научной литературы особую жесткость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение?
  3. Война – экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по-разному, подчас самым неожиданным для себя образом. Кто-то в плену становился героем, кто-то – предателем. Всегда ли, на ваш взгляд, человек может противостоять обстоятельствам? От чего это зависит?

Учитель литературы:

Плен – это самые трагические и драматические страницы военной истории. Трагедия плена ярко показана в повести Василия Быкова «Альпийская Баллада».

Сообщение ученика.

Учитель истории:

Как человек оказался в плену? Всегда ли это от него зависело?

Сообщение учащегося.

Лагеря смерти свидетельствуют о кровавых страницах истории.

Сообщение ученика.

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

Подведение итогов конференции.

Вывод: Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя. А только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Сегодня среди нас 6 млн. фронтовиков и около 23 млн. тех, кто трудился в тылу. Война изменила свой народ: люди стали другими. В этом мы смогли убедиться сегодня. Факты истории и примеры художественной литературы показали, что русский человек перед лицом смертельной опасности смог собрать воедино свои силы и противопоставить их хорошо вооруженной и обученной армии врага.

Список использованной литературы:

  1. Кириллов В.В., Чернова М.Н. Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX-XX веков: Пособие для учителей. – М.: ЦГО, 2000.
  2. Журнал «История в школе» за 2005г.
  3. Журнал «Родина» за 2000г.
  4. Журнал «Литература в школе» №3-1995г.
  5. Воробьев К. «Убиты под Москвой», М.: «Художественная литература», 1996.
  6. Алексиевич С. «У войны не женское лицо», М.: «Художественная литература», 1985.
  7. Письма с фронта. Материал школьного музея.
  8. Лиханов А. «Последние холода», М.: «Художественная литература», 1987.
  9. Бирюков Н. «Чайка», М.: «Художественная литература», 1978.
  10. В.Праволюбова «Юные патриоты». Газета «Ленинец» от16 марта за 1985год.
  11. Быков В. «Альпийская Баллада», М.: «Художественная литература», 1975.